частье. Духовный лидер последователей тибетского буддизма определяет счастье так
Скачать 16.35 Kb.
|
Заглядывая немного вперед, хочется отметить, что В.В. Пономаренко (российский учёный, более 20 лет занимающийся практической характерологией, автор знаменитой работы – 7 радикалов) на основе подобной этимологии этого слова развивает теорию счастья, исходя из того, что человек может быть счастливым только тогда, когда он чувствует себя нужной частью (частичкой) общества (социума). А для этого он должен заниматься какой-то деятельностью и быть востребованным (актуальным). То есть общество должно нуждаться в его услугах. Тогда человек чувствует себя нужным и отдаёт себя целиком своему делу, которое ему по душе. Мы ещё вернемся к этой теории и рассмотрим её более подробно. А сейчас давайте с Вами продолжим исследование этимологии этого слова. В переводе с древнегреческого языка «счастье» – это судьба человека, которого оберегают боги. Люди верили в то, что если человека охраняют боги, то он обязательно будет счастливым. Но это уже религиозный подход к счастью. Согласно представлениям многих религиозных течений, счастье заключается во внутреннем состоянии человека, которое достигается за счёт духовного развития личности, подразумевая выполнение в первую очередь умственных упражнений. Далай-лама (духовный лидер последователей тибетского буддизма) определяет счастье так: «К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостаёт, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжёлых условиях. Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создаёт другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему всё время чего-то недостаёт, он по-прежнему чем-то не удовлетворён и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания.» Далай Лама прав – материальный достаток далеко не всегда может принести счастье человеку. Однако он и не всегда становится причиной несчастья. Корчась от боли, человек вряд ли может быть по-настоящему счастливым, даже имея приличную сумму денег. Но если в его случае боль можно будет устранить за счет платного лечения, то тогда деньги хотя бы облегчат его страдания. Правда, совсем не обязательно, что после этого человек будет чувствовать себя счастливым. Потому что счастье – это всё-таки внутреннее состояние человека. Но как говорится, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. |