Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

  • Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания. Духовно - нравственное воспитание на уроках истории. Духовно нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания


    Скачать 34.65 Kb.
    НазваниеДуховно нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
    АнкорДуховно - нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
    Дата23.05.2023
    Размер34.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДуховно - нравственное воспитание на уроках истории.docx
    ТипУрок
    #1152688


    Кузнецова Л.Л.,

    учитель истории и обществознания

    МБОУ СШ № 50 г. Архангельск

    Духовно – нравственное воспитание

    учащихся на уроках истории и обществознания

    Архангельск, 2022

    Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе православного компонента обозначено приоритетным направлением воспитательной работы нашей школы №9. Современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев объективно ослабили связи между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной, способствовали возникновению негативных тенденций таких, как наркомания, падение нравственности, правовой нигилизм. Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что было свято для души человеческой. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, совесть, покаяние, любовь и преданность Отечеству и др.., для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте произрастут «плоды», ведущие к гибели нации. Наше государство изначально создавалось как православное, и это не случайно, ибо такие нравственные ценности как трудолюбие, милосердие, уважение к старшим и истокам своей семьи, преданность Родине и воспитывали удивительную русскую душу. И как нам сейчас этого не хватает…

    На предметах истории и обществознания формирование духовно-нравственных качеств осуществляется через различные формы работы: работа на уроках истории и обществознания, работа на факультативных и элективных занятиях, научно - исследовательская деятельность, краеведение, интегрированные уроки, содержащие элементы духовно-нравственного воспитания детей: литература, история, география. Преподавание истории можно представить в виде айсберга: мы видим лишь его надводную часть - факты, события, личности. Но существует и подводная часть его, более значимая, - это причинно-следственная связь этих событий, которую надо искать в духовно-нравственном состоянии общества этого периода. Без исследования морального состояния общества накануне периода катаклизмов, войн, катастроф или, наоборот, периода процветания, невозможно понять истинную картину исторических событий, найти объяснения им. Эту зависимость между нравственным состоянием общества и исторической судьбой его государства можно проследить на примере некоторых, наиболее значимых тем курса.

    Уже в младших классах дети понима­ют, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, долг и от­ветственность, а основу любви составля­ют огромное терпение и постоянный труд. В V классах учащиеся изучают историю Древнего мира, где они получают первые знания о государстве, демократии, зако­нах, гражданском обществе,10 часов в курсе отводится на изучение родного края. Школьники знакомятся с историей людей, которые проживали на территории нашего края, с основными событиями Архангельской области. Полученные зна­ния по отечественной истории закрепляются в музее, куда учащиеся отправляются на экскурсию. С идеей общности судьбы учащиеся знакомятся на первых уроках отечественной истории: «Восточные славяне в древности». Такую работу лучше провести, разделив класс на группы, дав задание проанализировать текст письменных источников о славянах. Особое внимание обратить на работу Маврикия Стратега и Нестора. Восточные славяне предстают перед ними как трудолюбивый, мужественный, свободолюбивый и мирный народ. Урок «Откуда пошла земля Русская» мною проводится как урок-дискуссия в 10 классе. Раскрывая суть нормандской и антинормандской теории важно, чтобы учащиеся умели аргументировать свое мнение и сделать вывод, что государство не могло создаться по воле одного человека – правителя, русское государство объединило разноязычные племена – славянские и финские. Данный урок позволит учащимся самостоятельно давать оценку историческим событиям, вырабатывать свое отношение к личностям. Изучая тему «Крещение Руси» по истории Отечества как в 6-ом, так и затем в 10-ом классе, можно более подробно отметить изменения под влиянием христианства самого князя Владимира, который после крещения: из неукротимого, жесткого язычника становится милосердным, боголюбивым и благочестивым христианином. Именно эти качества сохранили его в народной памяти как Владимира Красное Солнышко, заботящимся о своем народе, своей дружине, о своих родных и близких, о богатых и бедных - не только в материальном плане, но и в деле вечного их спасения. Период феодальных междоусобиц в Киевской Руси свидетельствовал как раз об отступлении от христианской нравственности. И как следствие - монгольское нашествие. Принципиально важным событием этого периода можно назвать духовный выбор Александра Невского - отказ от помощи Рима против Золотой Орды в обмен на переход Руси в католичество: «Отцы наши вашей веры не принимали». Есть понимание народом, что, несмотря на тяготы ига, ему оставлена главная ценность - Православная вера. Отсюда и терпение: «Подождем, православные, пока Бог Орду переменит... » Освобождение от ига произошло в тот период нашей истории, когда русские князья преодолели период феодальной войны, в результате чего образовалось Московское единое государство.

    Следующий важный этап нашей истории - Смутное время, которое характеризовалось нравственным одичанием народа, по свидетельству современников (Авраамия Палицына). В этот период России угрожала потеря независимости, стал вопрос о существовании России как государства. И спасение пришло из духовного центра страны - Троицко- Сергиевой Лавры. есть прекрасная возможность раскрыть роль Лавры, роль писем, посылаемых из Лавры к народу, роль патриарха Гермогена в организации национально освободительного движения - Второго ополчения под руководством Минина и Пожарского, показать значение призыва Минина к нижегородцам. И предложить детям самим исследовать причинно-следственную связь между нравственным состоянием народа и историческими событиями этого периода.

    Особый интерес вызывают личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Объясните почему? Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Учащиеся составляют портрет людей современности, которые, по их мнению, обладают подобными духовными качествами. Это позволяет выявить причины духовно-нравственного кризиса в современном мире, акцентировать внимание на принципах морали и нравственности современной молодёжи. Учащиеся активно включаются в дискуссию и вполне по-взрослому определяют основные проблемы современности. При изучении этих тем ведется работа с художественной лите­ратурой и музыкальными произведениями, анализируются исторические источники, пишутся рефераты, даются характеристики исто­рических лиц, создаются презентации. В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова: "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.

    Благодатным материалом для воспитания патриотизма является Отечественная война 1812 года. Как связан он с духовно-нравственным состоянием нашего общества в этот период? Можно, используя книгу «Россия перед Вторым Пришествием», показать, что в этот период в России, в высших слоях общества особенно, имело место явное отступление от православия, склонность к мистицизму, увлечение оккультными науками, деятельность масонских организаций, забвение родного языка... Как следствие - вторжение армии Наполеона, которое отрезвило многих и побудило вернуться к своим традициям веры и образа жизни. Покаяние, молитвы, молебны служились во всех храмах. И вновь моральный подъём русского народа, самоотверженность и ратные подвиги во имя спасения России. Изучая документы, дополнительную литературу, составляя презентации, обсуждая спорные вопросы, важно прийти к выводу: ни свою жизнь, ни свою свободу, ни жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю и этим гордились. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы,  которые даются в начале урока: "Восстание декабристов: бунт или подвиг?" Петр I: кто он - злой гений или отец нации?"

    Ту же зависимость между нравственностью народа и его историей мы можем проследить и в XX веке. Накануне Первой мировой войны православие у многих людей не было живой верой, а носило формальный характер. Опять усилился мистицизм, распространилось увлечение спиритизмом, Затем последовала Октябрьская революция, период воинствующего атеизма и Великая Отечественная война как итог отступления от морали, веры и нравственности, как результат обесценивания заповедей человеческой жизни. Здесь можно познакомить с причинами, побудившими Сталина вступить в диалог с РПЦ, открыть храмы, вернуть священников из лагерей. Следует привести свидетельства, воспоминания участников битвы под Москвой, о молебнах перед иконами Божией Матери «Казанская», после чего немцы потерпели сокрушительное поражение и были отброшены от Москвы, о крестном ходе в осажденном Ленинграде - враг не продвинулся дальше этой черты, о взятии Кенигсберга после молебна, совершенного прямо на боевых позициях наших войск. И опять, обратившись к православной вере, Отечество наше было спасено. При изучении эпохи сталинизма мы с учащимися 11 классов организуем круглый стол, используя технологию критического мышления «6 Шляп», каждая группа обсуждает вопрос о сталинском периоде рассматривая несколько аспектов его политики. Далее обсуждается «Письмо Раскольникова Сталину», стихотворение Осипа Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны...», проводим анализ песен и фильмов того периода. Данная работа проводится с целью развития умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

    При изучении темы Великой Отечественной войны я обязательно провожу урок на тему: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Учащиеся, рассуждая о военном пути земляка - ветерана, вывели разговор на более сложные проблемы: свобода выбора, личная ответственность, морально-нравственные ориентиры. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. С творческими проектами дети выступают на краеведческих чтениях. Учащиеся, рассуждая о военном пути земляка - ветерана, вывели разговор на более сложные проблемы: свобода выбора, личная ответственность, морально-нравственные ориентиры. Была оформлена выставка творческих работ ребят: «Человек на войне: проблема выбора ценностей». Другая группа подготовила материалы к участию в городском конкурсе «Во славу Отечества!» в номинации «Герои - наши земляки». Так, пробуя себя в исследовательской работе, ребята задумываются о своей будущей профессии, что также способствует социализации и личностному развитию. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию мировоззрения учащихся. Темы мини-проектов обучающиеся получают в качестве опережающих заданий. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, страниц альбома, сценариев мероприятий, справочника, календаря событий, иллюстрированной книжки, сообщения. Так, при изучении курса истории России ведётся работа над проектом «Современники». Когда ребята по своему выбору подбирают материал о правителях, выдающихся полководцах, народных героях, деятелях культуры, религиозных деятелях и т.д., живших в одно время в российском государстве, в Европе и в Азии. Можно проследить и далее эту взаимосвязь на примере дальнейшей истории нашего Советского государства, поставившего целью «всё уничтожить, а потом построить новый мир…». Получилось, как в случае с Вавилонской башней, - оно развалилось. Для нас это горький урок. Давайте попробуем его выучить - исправить ошибки и вновь построить крепкое, сильное государство. Ведь теперь мы видим, что история - это не череда случайных событий. Это - процесс, в основу которого положен нравственный закон. И отступление от нравственного закона, данного народу, угрожает существованию самого народа и его государству.

    2-й модуль: Национальные святыни как элемент духовно-нравственного воспитания подростков. Основной вид деятельности данного модуля - экскурсии в православные храмы. В ходе экскурсий учащиеся знакомятся с архитектурой, внутренним строением и убранством храмов, с православными традициями христиан и других конфессий. В прошлом учебном году ребята побывали в Сийском монастыре, храме Александра Невского, на Соловках. Проводятся беседы на нравственные темы: «Православные традиции на Руси», «Православная семья как основа сохранения народа», «Россия, армия, держава!», «Утраченные святыни земли Русской». Большое воспитательное значение имеют беседы отца Феодосия при храме Александра Невского на нравственные темы, заставляют задуматься над такими понятиями, как совесть, трудолюбие, лень, сила воли, доброта

    3-й модуль: Культура и традиции народов России и мира как элемент духовно-нравственного развития. Основной деятельностью учащихся на занятиях является визуальное знакомство с материальной культурой народов России, с элементами традиционной народной культуры и промыслов: обереги, игрушки (куклы), предметы быта, украшения. Учащиеся 5-6 классов ознакомились с материальной культурой древних славян, ненцев, татар. Своими руками ребята изготовили обереги, кукол и представили их на школьной выставке. Тематика наших занятий разнообразна: «Северная деревня», «Поморский дом», «Поморская семья», «Северные иконы - северные письма» и т.д. Нашими уроками заинтересовались АО ИППК. Они неоднократно присутствовали на наших уроках. В качестве тем для выполнения исследовательских проектов ребята выбирали самые различные: «Храм Василия Блаженного», «Собор Парижской Богоматери (Париж) - жемчужина средневековой архитектуры», «Исаакиевский Собор Санкт-Петербурга как образец культового сооружения19 века», «Церковь Вознесения в Коломенском - шедевр древнерусского зодчества»и т.д.

    4-й модуль: Добродетель и порок. На уроках обществознания и истории я стараюсь подбирать к уроку материал и с нравственным уклоном: «Повесть временных лет» (о месте истории Руси в мировой истории), «Повесть временных лет» (о выборе веры князем Владимиром), «Житие святых о Борисе и Глебе», об Антонии и Феодосии Печерских, о Серафиме Саровском, «Поучение Владимира Мономаха детям», «Задонщина», «Домострой», «Юности честное зеркало», произведения, раскрывающие русский патриотизм в разную эпоху. Например, при изучении духовной сферы использовалась музыкальная притча «Богатый и бедный», где большое внимание занимает духовное богатство. На уроке была организована дискуссия по обсуждению притчи, понимании его смысла и проблемных вопросов современного общества. Основное внимание уделяется просмотру мультфильмов, фильмов, с выявлением проблем и обсуждением путей их решения. Изучая литературные произведения (Притча о добре и зле, В. Осеева «Что легче?», В. Сухомлинский «Кому идти за дровами» др.), анализируя поступки героев, ребята дают им нравственную оценку, размышляют, как бы сами поступили на их месте и как можно достойно выйти из той или иной жизненной ситуации. Основное внимание уделяется просмотру мультфильмов, фильмов, с выявлением проблем и обсуждением путей их решения.

    Темы по обществознанию, где также  можно использовать на уроках ПК. Это - цивилизационный подход, где можно более подробно рассмотреть тему «Россия - локальная цивилизация. Споры о русской цивилизации (Понять ли умом Россию?). Уроки дают возможность исследовать Российскую цивилизацию как православно - христианскую цивилизацию. Подумать, что является приоритетным в российской цивилизации. Изучая по обществознанию тему «Человек, индивид, личность», можно познакомить учащихся старших классов с православной точкой зрения на трехсоставность человека - дух, душа, тело. Тема свободы человека дает возможность изложить православную точку зрения на нее: это свобода выбора каждого между добром и злом. Изучая типы мировоззрения, можно предложить определить детям, какая, на их взгляд, модель мировоззрения им представляется наиболее верной: теоцентричная, антропоцентричная или рациоцентричная. При изучении темы «Семья» можно познакомить учеников с православной точкой зрения на семью по документу «Основы социальной концепции РПЦ». Этот же документ можно использовать при изучении темы «Глобальные проблемы человечества», темы «Права человека». «Политика и право».

    Таким образом, духовно – нравственное воспитание на уроках истории носит очень широкий характер и дает учителю много возможностей, чтобы обучающиеся стали достойными гражданами своего Отечества, духовно-развитыми личностями. Русский философ И.А. Ильин сказал: «Мы должны передать нашим детям живую уверенность в том, что эти тропинки и эти дороги действительно ведут к великим свершениям и чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским — это дар и счастье, призвание и обетования; что в этом есть Божия благодать, зовущая к служению и подвигам. И затем мы должны указать нашему молодому поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие его на этом пути».

    -


    написать администратору сайта