философия реферат. Два трактата о правлении
Скачать 9.69 Kb.
|
Кончина Ксения УТС-12 Сравнительный анализ трёх текстов: Т.Гоббса, Дж.Локка и Ж.Ж.Руссо Дж.Локк "Два трактата о правлении": У человека существует естественное состояние: · Состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения имуществом и личностью в границах природы, не спрашивая разрешения у кого-либо, не завися от чьей-либо воли · Состояние равенства – никто не имеет больше другого. При своем рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какого–либо подчинения или подавления У Локка даже до образования государства индивиды могли договариваться о чем-то друг с другом и обладали естественными правами (описанными выше). Гражданское общество – система личных взаимоотношений между индивидами, которая существовала еще до появления государства. Человек по природе обладает властью не только охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление. Политическое общество налицо там, и только там, где каждый из его членов отказался от этой естественной власти, передав ее в руки общества во всех случаях, которые не препятствуют ему обращаться за защитой к закону, установленному этим обществом. Тем самым человек уполномочивает общество, или, что все равно, его законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо; он должен способствовать исполнению этих законов (как своим собственным установлениям). И это переносит людей из естественного состояния в государство Цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле В конституционном государстве может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по–прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Ведь вся переданная на основе доверия власть предназначается для достижения одной цели и ограничивается этой целью; когда же этой целью явно пренебрегают или оказывают ей сопротивление, то доверие по необходимости должно быть отобрано Сообщество постоянно сохраняет верховную власть для спасения себя от покушений и замыслов кого угодно, даже своих законодателей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько злонамеренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданного. Согласно Локку, люди заключали общественный договор не из страха, а из желания общего блага. Ж.Ж. Руссо "Об общественном договоре или Принципы политического права": Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы все вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. Этот акт ассоциации немедленно создает моральное и коллективное целое. Эта общественная личность, составленная путем соединения всех остальных личностей, получала в прежнее время название гражданской общины, а теперь называется республикой или политическим телом, которое именуется своими членами государством, когда оно пассивно, и сувереном, когда оно активно, державой - при сопоставлении ее с ей подобными Участники государства: · В общем – народ · В отдельности – граждане · Как подчиненные государства – подданные Перемены в человек при переходе от естественного состояния к гражданскому · Замена инстинкта в действиях на правосудие. Сообщая действиям нравственное начало Благодаря общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на все, что его прельщает и чем он может овладеть, получает же он гражданскую свободу и право собственности на все, чем он владеет. Естественная свобода – ограничена только силами индивида Гражданская свобода – ограничена общей волей Владение естественное – следствие силы или право первого захватчика Владение гражданское – основана на положительном титуле Право, которое общественный договор предоставляет суверену по отношению к подданным, не переходит границ общественной пользы. Подданные должны отдавать суверену отчет в своих убеждениях, лишь поскольку убеждения эти важны для общины. А государству важно, чтобы каждый гражданин имел религию, которая заставила бы его любить свои обязанности. Понятие Гражданской религии Существует символ веры чисто гражданский, статьи которого суверен имеет право устанавливать, как чувства общественности, при отсутствии которых нельзя быть ни хорошим гражданином, ни верноподданным. Государство может изгнать из своих пределов всякого, кто в них не верит в догматы; оно может как человека необщественного, как гражданина, не способного любить откровенно законы и справедливость и не способного также принести в жертву, в случае надобности, свою жизнь своему долгу. Догматы гражданской религии должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без объяснений и комментариев. Положительные - существование могучего, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого Божества, будущая жизнь, счастье справедливых, наказание злых, святость общественного договора и законов. Что касается догматов отрицательных – нетерпимость. Между нетерпимостью гражданской и нетерпимость теологической нет разницы. Невозможно жить в мире с людьми, которых считают проклятыми Если же кто–либо, признав публично эти догматы, ведет себя не как верующий в них, то он должен быть наказан смертью: он совершил величайшее преступление: он солгал перед законами. Т.Гоббс "Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского": ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Левиафан, как искусственный организм, разделен на следующие части: Верхованая власть – Душа, дающая жизнь и движение всему телу Представители судебной и исполнительной власти – суставы, позволяющие телу двигаться Награда и накзание – Нервы Благосостояние и богатство – Сила Советники – Память Справедливость и законы – Разум и воля Гражданский мир – Здоровье Смута – Болезнь, мешающая жить гражданскому миру Гражданская Война – Смерть, раскол общества Договоры и соглашения – Тело, объединяющее все части Левиафана воедино Природа создала людей, равных по физическим и умственным способностям, чтобы один человек, полагаясь на нее, мог претендовать на благо для себя, а другой мог претендовать на него с таким же правом. Из этого равенства способностей вытекает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одного и того же, которым они не могут обладать вместе, они становятся врагами. Пока люди живут без общей силы, которая держит всех в страхе, они находятся в состоянии, называемом войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Из страха и желания безопасности все люди согласились обменять часть своей свободы на гарантию безопасности и порядка. Так устроено государство. Обязанности подданных по отношению к суверену предполагаются существующими лишь в течение того времени, и не дольше, пока суверен в состоянии защищать их. Если суверен не выполняет свою часть договора, обеспечение порядка и безопасности, народ получает право его свергнуть.
|