Двенадцать шагов и двенадцать традиций аланона
Скачать 240.5 Kb.
|
ВОСЬМАЯ ТРАДИЦИЯРабота, связанная с выполнением Двенадцатого Шага Ал-Анона, должна вестись на общественных началах, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией. Составной частью работы в Ал-Аноне по программе Двенадцати Шагов является выполнение Двенадцатого Шага, когда каждый член Ал-Анона помогает другим людям, которые нуждаются в обретении спокойствия и новом подходе к жизни. Награда за такую работу - радость от возможности делиться тем, что мы обрели в нашем Содружестве. Помощь, оказываемая другому человеку непрофессиональна, она делается бескорыстно, не за деньги или другие материальные блага, и потому она идет на благо духовного роста обеих сторон. Служение в Ал-Аноне с целью помочь огромному числу страдающих людей по всему миру - наша главная ответственность. В группах, независимо от того насколько многочисленными и большими они становятся с течением времени, помощь Ал-Анона всегда остается непрофессиональной. Основной целью каждого члена группы должно стать стремление к дружеским контактам для взаимоподдержки. На этом и держится наше Содружество, состоящее более чем из 28 000 групп в разных странах мира, говорящее на многих языках, исповедующее различные верования. Восьмая Традиция сориентирует тех членов группы, чья профессия каким-то образом касается нашей проблемы (психологи, врачи-наркологи, религиозные деятели, социальные работники). В группе они не должны выделяться, свои специфические знания они могут передавать при личных контактах с другими членами группы, их главной заботой должно быть собственное выздоровление в группе. Они не должны посещать собрания Ал-Анон только исходя из профессиональных интересов или как эксперты по проблеме алкоголизма. Во второй части Традиции говорится "наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией". Когда Ал-Анон только образовался, различную работу - ведение переписки, хранение магнитофонных записей, уборку помещений осуществляли добровольцы. Но мы разрослись, и потребовались служащие на полный рабочий день для выполнения растущих задач центральной Службы. Потребовались профессиональные работники, получающие заработную плату (хотя и небольшую!) за выполняемую работу. В настоящее время Всемирный Центр Обслуживания, представляющий такое большое и разветвленное Содружество, как наше, выполняет широкие функции, что требует организации труда, не только для обеспечения порядка и максимальной пользы, но в целях соответствия государственным и федеральным законам. Мы нуждаемся в различных специалистах: секретарях, бухгалтерах, издателях и других квалифицированных работниках, которые могут и не быть членами Ал-Анона. Однако сотрудники администрации Центра обслуживания, проходившие подготовку на различных этапах служения общему делу (наставничество в Ала-Тине, службы Ал-Анон), должны обязательно быть членами Ал-Анон. Различные обслуживающие центры Ал-Анона по всему миру так же могут нанимать специалистов, которые должны следовать Двенадцати Принципам, изложенным в Руководстве Службы. Обдумывая вышесказанноеС течением времени Восьмая Традиция приобретает все больше значения для меня. Многие из членов Ал-Анона проходят специальную учебу, чтобы стать профессиональными консультантами; другие могут использовать манеру поведения и жаргон консультанта, который они усвоили, иные профессионалы приходят в Ал-Аноне из-за того, что у них есть личные проблемы. Поэтому мне очень сложно соблюдать грань между профессионализмом и Ал-Аноном. Восьмая Традиция напоминает нам о необходимости охранять Ал-Анон от деформации и отклонений. Снова и снова я открываю для себя основной принцип нашей программы. В нашем Содружестве не существует руководителей. Мы встречаемся как равные и помогаем друг другу не потому, что одни из нас учителя, а другие ученики, а потому что каждый человек нуждается в поддержке при решении своих проблем. В нашей группе поняли, что при необходимости собрание, посвященное этой Традиции, позволяет избежать ошибок в этом плане. Я повторяю себе: "Не стоит усложнять, и пусть Ал-Анон будет только Ал-Аноном". История из жизни к Восьмой ТрадицииВ своей жизни, а затем и в выбранной профессии я постоянно сталкивалась со специалистами в области алкоголизма. Могли ли непрофессионалы дать мне что-то новое? Казалось, это невозможно. Так я считала до Ал-Анона. Это длилось до тех пор, пока я не приобрела определенный опыт, касательно Восьмой Традиции и осознала ее важность. Вероятно, я не столько навредила Ал-Анону, сколько своему выздоровлению, сделав попытку добавить к своей программе помощь специалистов. Это не принесло пользы. Когда я впервые узнала о программе и погрузилась в нее, я думала, что нашла источник для решения всех своих проблем. Это было то место, где присутствовало настоящее понимание сложностей в семье алкоголика. Я осознала, что все эти замечательные люди прошли те же страдания, что и я, поэтому они понимают меня, как никто другой, и сочувствуют. Никто не давал здесь советов; люди только предлагали свой личный опыт, о том, как им уже помогло то или иное средство программы для преодоления кризисов и как это работало. Когда я стала чувствовать себя лучше, я тоже захотела помогать другим. Тем более я была дипломированным специалистом и имела практику! Не понятно было только одно, как это так получалось, что я не могла помочь себе, будучи так хорошо образована? Когда я стала помогать людям, поток телефонных звонков от других членов Ал-Анона хлынул в мою квартиру. Но большая часть телефонных разговоров выглядели скорее как консультации, чем как общение по программе Двенадцати Шагов. И хотя были такие люди, которые получали от меня профессиональную помощь и были благодарны мне за это... но что-то стало происходить со мной. Я утратила ощущение силы программы. Я превратилась в специалиста, знатока - и ... резко покатилась вниз. Я ощутила себя беспомощной и бессильной. Я перестала использовать программу для своего выздоровления. И только, когда мое эмоциональное состояние неимоверно ухудшилось, находясь в полном отчаянии, я позвонила сама, чтобы получить помощь. Мягкий, добрый, понимающий голос дежурной по службе Ал-Анона посоветовал мне вернуться в программу и пользоваться ею для себя. С того времени много прекрасных событий произошло в моей жизни. Я по-прежнему работаю в наркологии. Большей части своего успеха я обязана выздоровлению в Ал-Аноне, выздоровлению, которое я прохожу как член Содружества. Когда я иду на собрание, я иду за помощью для себя, чтобы поделиться своими чувствами и духовно расти вместе с остальными. Принципам программы подчинены все сферы моей жизни. В ходе же своей профессиональной службы я рекомендую посещать Ал-Анон близким и друзьям алкоголиков, но не излагаю подробностей программы. Сама я хожу на собрания как рядовой член Содружества, а не как специалист. ДЕВЯТАЯ ТРАДИЦИЯ Нашим группам как таковым никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы и комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают. В любой организации люди на разных уровнях имеют руководителей для управления своей деятельностью. Наше Содружество, где все равны отличается в этом от других организаций. В группе Ал-Анон никто не может указывать другому или ожидать от кого-то подчинения. Мы выполняем необходимую для Содружества работу, руководствуясь духовными принципами и методиками подходящими всем, вовлеченным в дело. Конечно, группа может назначить или выбрать кого-либо из своих членов исполнять обязанности: ведущего собрания, секретаря, казначея, представителя группы на съезде или конференции. В таких случаях доверенные лица обязаны добросовестно исполнять свою миссию, раз они дали согласие. Выбранные люди платят за аренду помещения или покупают чай и печенье (из средств группы, разумеется). Согласно пожеланиям группы и в русле наших Традиций, они приглашают выступающих на спикерские собрания, планируют собрания и проводят их, оповещают о мероприятиях, ведут финансы. Работающие на выборных должностях подлежат регулярной ротации, никто не должен оставаться долгое время на одном посту, чтобы другие члены группы тоже имели возможность получить опыт служения. Эти люди получили возможность служить группе и Содружеству. Но из этого не вытекает право управлять и указывать другим. В то время как организационная структура группы достаточно проста, более крупные службы Ал-Анон требуют более сложной организации для эффективной работы. Упоминаемые в Девятой Традиции " службы и комитеты" включают в себя: службы информации, центральные бюро районов, Ассамблеи и Всемирный Центр обслуживания (ВЦО), являющийся расчетной палатой всех групп Ал-Анона. Все вышеперечисленные службы имеют свои советы и комитеты, занимающиеся специфическими вопросами общего дела, и могут нанимать служащих для выполнения повседневных обязанностей. Но над группами, для которых они работают, эти службы не имеют власти. Наоборот, работающие там люди, обогащенные опытом служения и знаний, обязаны прислушиваться и откликаться на любой голос из рядов сообщества Ал-Анон. Обдумывая вышесказанноеС годами возросло мое понимание этой Традиции. Поначалу мне казалось, что каждая группа нуждается в профессиональном руководстве и твердой структуре, чтобы избежать беспорядка. Потом я ошибочно считала, что Девятая Традиция отрицает наличие любого руководства. Теперь я понимаю, что для придания собранию формы и порядка необходимы выборные должности. Ротация на этих должностях позволит каждому получить шанс для роста через служение. Я знаю, что пришла в Ал-Анон для собственного выздоровлением, и добровольно выполняя необходимую работу или службу, я претворяю в жизнь девизы: "Начни с себя", "И я отвечаю за это..." История из жизни к Девятой ТрадицииВ письме, полученном Центром обслуживания была изложена ситуация, которая, случается, происходит время от времени в разных группах в той или иной форме: "Пять членов группы, создавшие ее два года назад, присвоили себе полномочия отцов-основателей. Они учредили свод правил и указов, которым мы обязаны следовать. Например: запретили курить, потребовали вести протоколы каждого собрания, фиксировать количество минут выступления и лишать права присутствовать на закрытых собраниях тех, кого они не считают членами группы. Они даже завели плакат "НЕ ВМЕШИВАЙСЯ". В группе, конечно, было неуютно, особенно под угрозой быть исключенными руководством. Например, они предложили покинуть группу женщине, опаздывающей к началу собраний из-за своей работы. Чем может помочь нам Центр обслуживания?" Суть ответа была такова: "Девятая Традиция говорит нам об организационном устройстве группы. Прежде всего в Ал-Аноне не существует понятия и должности - "отец-основатель". Люди, организовавшие группу через какое-то время передают свои полномочия пришедшим позже, чтобы они тоже имели возможность служить общему делу и развиваться через это. Проблемы, возникающие в группе, или текущие общие дела обсуждаются на рабочем собрании, которое можно проводить несколькими путями: выделять время в ходе обычного собрания или решать вопросы до или после собрания. Многие группы предпочитают создавать совет по выработке регламента, состоящий из членов, занимающих выборные должности в текущий момент. Такой совет не уполномочен решать вопросы за всю группу, они могут только вынести свои предложения на голосование всей группы. Таким образом можно говорить о таком понятии, как "групповое сознание". Для вашей группы может оказаться полезным читать Традиции перед каждым собранием и почаще производить анализ состояния дел в группе." ДЕСЯТАЯ ТРАДИЦИЯ Сообщество Семейные группы Ал-Анон не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя Ал-Анон не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии. Эта Традиция продолжает и закрепляет утверждение Шестой Традиции, и более того, цель всех наших Традиций - сохранить нас, как группу и Содружество, свободными от всего, не связанного с программой Ал-Анона. Некоторые из нас порою оказываются увлеченными или озабоченными какими-либо идеями или начинаниями. Им хочется поделиться этим с группой. Они не только будут говорить о новых идеях сами, но захотят вовлечь в дискуссию всю группу, предложив это, как тему для обсуждения на собрании. Но в Содружестве нашей единственной заботой должна оставаться только одна проблема, собравшая нас вместе. Если мы потерпим в этом неудачу, это приведет к спорам не только внутри группы, но и на уровне общества. Десятая Традиция гласит, что Ал-Анон в целом не выступает за или против по каким-либо вопросам. Например, по таким, как политические и общественные мероприятия. Такие действия приведут Ал-Анон к вовлечению в общественные дискуссии, что может серьезно сказаться на нашем единстве и духовном росте. Во всемирной организации Ал-Анон нас многие тысячи, людей различных рас, убеждений, религий, национальностей и обычаев. Мы - разные. Любое иное дело сразу отделит нас друг от друга. Акцентирование на любой проблеме, не относящейся к Ал-Анону, несомненно отделит нас друг от друга. Именно в свободной, беспристрастной, без споров и полемик атмосфере на группах, гармонично подходящей всем, мы выздоравливаем. Тем из нас, кому придется говорить от имени Ал-Анона, не следует высказываться по вопросам религии, политики и другим сложным вопросам, так как Ал-Анон, как Содружество не имеет мнения по этим вопросам. Представим себе, что группа решила поддержать благое начинание, очень близкое нашей проблеме, например добиться от властей финансирования мер по реабилитации алкоголиков. Даже если все члены нашей группы согласны с этим предложением, может найтись другая Семейная группа Ал-Анона, у которой иное мнение и решение по данному вопросу. При решении любого вне-"ал-аноновского" вопроса есть много подходов, что сразу приводит к разделению. Поддержка любого внешнего проекта уведет нас от основной духовной цели. И еще, если мы решим участвовать в одном конкретном предприятии, почему бы не сделать тоже по отношению ко всем остальным? В то время, как Десятая Традиция учит нас избегать разногласий путем отказа затрагивать иные проблемы, мы можем почувствовать, что она как бы вообще настраивает нас против любых споров вообще. К нам на собрания приходят люди, живущие, порою, в условиях крайней враждебности. Если еще и здесь они услышат ожесточенные споры и взаимную нетерпимость, они уйдут удрученными. Мы приходим в Ал-Анон в поисках поддержки, понимания, сочувствия. Поэтому в группе мы хотя и имеем право не согласиться с другими, но стараемся при этом не вступать в злобные пререкания. Избегая вражды и споров, члены Ал-Анона, имеющие разные политические и идеологические взгляды, способны вместе находится на собраниях и делиться своим опытом как жить с алкоголизмом в семье, создавая атмосферу взаимного уважения. В Ал-Аноне мы должны сосредоточиваться на том, что нас связывает, а не на внешних не-"ал-аноновских" вопросах, которые нас разделяют. Обдумывая вышесказанноеВ этой Традиции акцент ставится на то, чтобы избегать всего, что может вовлечь нас в публичную полемику. Как часто на собраниях я испытывала искушение высказаться против какого-либо социального или политического вреда или вызвать других на высказывание своего мнения. Вместо этого я стараюсь сосредотачиваться на программе Ал-Анона. Я лично ответственна за то, чтобы Ал-Анон не был вовлечен в обсуждение проблемы, которая может привлечь общественное внимание к моей группе как части политического, социального или религиозного дела. Такая деятельность отнимает время; это отвлекает нас от нашей основной цели. Десятая Традиция снова напоминает мне зачем существует Ал-Анон: чтобы помогать семьям и друзьям алкоголиков. Чтобы сослужить добрую службу себе, моим друзьям по Ал-Анону, всему Содружеству в целом, я буду избегать любых действий, которые могут связать имя Ал-Анона с любым общественным вопросом. История из жизни к Десятой ТрадицииНесколько лет назад в местной газете опубликовали серию статей. Автор критиковал некоммерческий статус Ал-Анона и обвинял Содружество за "выпрашивание" денежных средств у общественности и отсутствие отчета об их использовании. Автор даже пошел дальше, требуя от Прокуратуры расследования в отношении Ал-Анона. Некоторые наши члены Ал-Анона отослали копии статей во Всемирный Центр обслуживания, считая, что дело служащих Центра опровергнуть эту наглую ложь письмом издателю газеты. Хотя желание получить ответ было естественной реакцией членов Содружества, но Десятая Традиция удерживает нас от вовлечения Ал-Анон в общественную дискуссию. Ни автор, ни газета не контактировали напрямую с Центром обслуживания, но соответствующие записи были предоставлены в Прокуратуру на ее запрос. Документы с очевидностью доказали, что обвинение было сфальсифицировано и доброе имя Ал-Анона было сохранено, причем без использования публичных опровержений. ОДИННАДЦАТАЯ ТРАДИЦИЯ Основой наших контактов с внешним миром является привлекательность наших идей, а не пропаганда; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио, телевидением и кино. Мы должны особенно бережно охранять анонимность всех членов А.А. Когда составлялась Одиннадцатая Традиция, слова "контакты с внешним миром" или "общественные связи" имели обобщенное значение. В последующие годы этот термин ассоциировался с коммерческими, финансовыми или частными организациями, заинтересованными лишь в собственной выгоде. Цели же Ал-Анона совершенно иные. Поэтому мы теперь используем термин "информирование общества, когда речь идет о распространении знаний об Ал-Аноне. Наши усилия в этом направлении не должны иметь вид агитации. Мы пытаемся привлечь и дать утешение тем, чье страдание и отчаяние мы можем понять, как никто другой. Мы хотим, чтобы люди знали, что в наших группах их ожидает дружба и помощь. За многие годы средства массовой информации все больше и больше признавали и одобряли Содружество Ал-Анон и его работу, и это признание позволило многим людям прийти в наши группы. Зачастую ненавязчиво высказанное слово об Ал-Аноне перед большой аудиторией средств массовой информации вызывает множество вопросов у сотен людей, ищущих помощи. С первых же дней образования групп Ал-Анон донесение информации о нашем сообществе стало важной частью нашей работы. В этом смысле, каждый из нас является проводником этой информации, но при распространении этих идей необходимо не забывать о сдержанности. Традиция также указывает, что при появлении перед общественностью мы должны соблюдать анонимность. Мы соблюдаем свою анонимность в публикациях в прессе, с кино, радио или телевидением, что предохраняет нас от вредящей саморекламы. Так как в нашем Содружестве мы все равны, никто не должен выделяться, как более важная личность. В этой установке проявляется главная направленность наших Шагов - смирение. Если же кто-то из группы начнет строить личную репутацию, используя имя Ал-Анона, то общее представление о Содружестве будет искажаться. С другой стороны, есть люди, которые неверно толкуют эту Традицию и чрезмерно засекречивают свое пребывание в Ал-Аноне, что лишает их возможности предложить помощь тем, кто в этом нуждается. Те из членов Ал-Анона, кто работает в Службах доверия или несут особое служение, как, например, делегат от региона, могут раскрывать свою анонимность, так как им приходится контактировать как с людьми из внешних организаций, так и внутри Содружества. Это остается в пределах Одиннадцатой Традиции, так как здесь раскрытие имени осуществляется не перед всем обществом и не перед средствами массовой информации. Последняя фраза Традиции говорит о сохранении анонимности всех членов организации Анонимные Алкоголики. Это предполагает, что ни в каких ситуациях мы не будем разглашать знания о личностях членов АА. И последнее: мы хотим, чтобы о доступности Ал-Анона узнали все нуждающиеся. Наилучшим образом мы достигнем этого, если не станем навязываться и давать обещания, которые мы можем не выполнить. Обдумывая вышесказанноеЭта Традиция имеет особый смысл для меня. Она напоминает о сути программы Двенадцати Шагов: о смирении. Настаивая на личной анонимности, эта Традиция говорит, что я не важнее другого человека из нашего Содружества, поэтому у меня не должно возникать попытки выделиться, как представителю Ал-Анона. Лучше всего я привлеку людей к программе своим личным примером. С другой стороны, если я хочу иметь возможность контакта с нуждающимися в нас людьми, я не стану держать в секрете свою принадлежность к Ал-Анону. Одновременно с тем, как эта Традиция подчеркивает необходимость анонимности при общении со средствами массовой информации, она мягко напоминает мне, что я не должна чувствовать себя обязанной Содружеству, в частности, не обязана непременно нести служение. Каждый из нас делает все, что может для друзей из Содружества, служение становится потребностью и наградой, поэтому нам не нужны похвалы и аплодисменты. Служение делает нас равноправными в Ал-Аноне. История из жизни к Одиннадцатой ТрадицииЯ была секретарем Интергруппы Ал-Анон в столице большой страны, где это движение только начинало создавать свою структуру, объединяющую разрозненные группы. Однажды нам предоставили возможность рассказать о программе Ал-Анон по телевидению. Прекрасная возможность для распространения информации о нас! Вместе с тремя членами своей группы я записалась на видеокассету. Мы были засняты лицом к камере, все мы с гордостью назвали свои полные имена, а также объявили, что наши мужья посещают АА. Это было сделано с их согласия. В тот же вечер проводилась встреча Интергруппы с членами Ал-Анон, приехавшими из другой страны поделиться с нами опытом работы. На собрании я сообщила о съемке. И тогда нам разъяснили, что мы нарушили Одиннадцатую Традицию, показав свое лицо, назвав себя полными именами и раскрыв принадлежность мужей к АА. Все это может нанести вред нашему правильному росту в программе, нарушая принцип анонимности, являющийся краеугольным камнем нашего Содружества. К счастью, была возможность позвонить на телевидение и попросить переснять передачу. В этот раз мы назвали только имя без фамилии и были сняты камерой со спины. Показанная программа имела большой отклик и в наши группы пришло множество новичков, поверивших, что их личные проблемы не будут разглашены, так как анонимность в Ал-Аноне гарантируется. |