Главная страница

Двенадцать шагов и двенадцать традиций аланона


Скачать 240.5 Kb.
НазваниеДвенадцать шагов и двенадцать традиций аланона
Дата13.04.2022
Размер240.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла12x12_Al-Anon.doc
ТипРеферат
#470872
страница9 из 19
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

ШАГ ВОСЬМОЙ


Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

Возможно для нас будет трудно определить, насколько обидели мы кого-то своим поступком, - или какие скрытые мотивы руководили нашими действиями, - или даже почему нам следует просить прощения.

Мы должны поступить так: взять карандаш и написать некоторые имена.

Принять такое решение может быть и трудно, но потом мы поймем, что наши усилия не были напрасны, ибо мы получили в награду ясное понимание жизни и самих себя в ней. С помощью Восьмого Шага мы избавимся от чувства вины, хотя, возможно, оно и запрятано глубоко в подсознательной сфере. Восьмой Шаг дает нам мужество выявить это чувство, а затем освободиться от муки, которую оставили в нас наши прошлые поступки. Проявив смелость и другие хорошие качества при совершении Восьмого Шага, мы обретем больше спокойствия и уверенности в себе.

Мы можем поставить перед собой следующие вопросы: Что мы сделали такого, что обидело другого человека? Почему мы это сделали? Каковы были последствия? Было ли это временным ущербом? Бывали ли моменты, когда мы были несправедливыми, жестокими, лицемерными, эгоистичными или сознательно наносили вред другому человеку? Или может быть, мы придаем слишком большое значение тому, чего другие совершенно не замечают?

Достаточно будет одного ответа. Если нечто, что мы совершили в прошлом оставило в нас гложущее чувство вины, то мы должны внести имя обиженного нами человека в список, ориентирующий нас на достижение цели Восьмого Шага - оживить в памяти все неприятные и даже ужасные моменты, являющиеся источником чувства вины. И сделать все это можно лишь при готовности так или иначе искупить свои ошибки.

Мы можем попытаться оправдывать себя, например, таким образом: "Я сделала это потому, что она (или он) поступил нехорошо по отношению ко мне" или "Я просто хотел помочь ему, чтобы он перестал пить. Я же не знал, что ничего не выйдет". Мы не должны позволять себе укрываться за такими оправданиями, иначе Восьмой Шаг не окажет на нас своего очищающего воздействия.

Нам может казаться, что совершенные нами ошибки произошли исключительно из-за некоторых отрицательных свойств нашего характера, но это не так. Большой ущерб могут нанести и те люди, кто богато одарен терпением, тактом, любовью и добрыми намерениями. Многие из таких людей, обладающих столь прекрасными качествами и исходя из самых лучших побуждений, тем не менее, разрушили жизнь других людей и свою собственную.

Большинство из нас имеет широкие возможности воплотить в жизнь уроки Восьмого Шага в сфере семейных отношений. Но и здесь снова любовь и забота о близких не гарантируют нам, что мы делаем для них добро. Чрезмерно опекая, мы можем лишить любимых нами родных дара свободного развития. Испытания и стрессы жизни с алкоголиком наверняка подорвали в нас доверие к другим людям и оптимистический взгляд в будущее.

Грубые, ожесточенные ссоры могли нанести большой ущерб, лишив ощущения безопасности и породив даже ненависть к другим людям. Если такое произошло, работа по восстановлению предстоит очень сложная. Часто бывает, что и в семье с непьющими родителями ребенок чувствует себя горько и неуютно.

Если ребенок постоянно слышит сердитые упреки матери, если мы срываем на нем злобу из-за собственных неудач и заставляем его страдать, то, возможно, такой ребенок потянется к более теплой дружбе с алкоголиком, чье поведение кажется ему даже менее иррациональным. Кроме того, сами мы даем образец поведения своему ребенку - чему же удивляться, когда вдруг мы видим в нем грубость и обозленность.

Все эти моменты мы должны принять во внимание, когда составляем список людей, перед которыми мы должны покаяться.

Если мы намереваемся обсудить все то плохое, что мы сделали алкоголику и другим людям до нашей встречи с программой Ал-Анона, мы должны вспомнить все, что мы узнали о смирении, эмоциональном отделении, понимании - и о том, как любить, не требуя подчинения других. Этот арсенал личного совершенства даст нам силу, чтобы принести покаяние, и не только перед живущими, но и перед тем, кого уже нет с нами, и все это с любовью к людям, прощая себя. Мудрость и уверенность в себе, которые мы обретаем, усваивая принципы Ал-Анона, помогут нам избежать повторения старых ошибок. Таким образом, само по себе это уже будет видом искупления прошлых грехов.

Есть еще один путь: учить рядом живущих заботиться о нуждах другого - это делается путем собственного сопереживания обидам другого человека, предоставляя ему возможность самостоятельно строить собственное самоуважение и делясь своей силой и опытом.

И, наконец, что касается вреда, который мы причинили сами себе за истекшие годы наших страданий - страданий, вызванных нашими ошибками в оценках, нашим упрямством и другими недостатками. Большинству из нас следует покаяться перед собой именно сейчас, когда мы нашли путь к изменению в лучшую сторону.
Обдумывая вышесказанное.

Восьмой Шаг - это Шаг "очистительного" списка. Составление его может вызвать большие трудности. Не стоит думать, что этот Шаг даст полное исцеление, ибо я только делаю усилие вспомнить всех тех, кого я обидела, но даже принося покаяние - еще не исправляешь нанесенного ущерба. Этот Шаг дает возможность подумать над своими неверными поступками и об обиде, нанесенной мной людям. (Некоторые из этих ошибок, наверняка, совершены по причине, связанной с болезнью алкоголика, а, возможно, и потому, что я стала завистливой и озлобленной, а может быть всему виной была ссора с кем-то).

Подобные причины моей озлобленности, которую я признаю как недостаток характера, стали объектом моего внимательного изучения еще при работе над Четвертым Шагом. Теперь, когда я думаю о людях, обиженных мною, я уже использую то, что я усвоила из Четвертого Шага и заново пересматриваю свои недостатки. А вдруг я пропустила какие-то важные изъяны, которые толкают меня на оскорбление других людей?

Теперь, вспоминая некоторые поступки, я увидела, что не придавала достаточного значения этим недостаткам характера. Сегодня, совершая Восьмой Шаг, я могу их внимательно рассмотреть, подумать, к чему они меня привели, и стремиться искупить свою вину.

Я могу перестать осуждать людей за их ошибки, поступки, образ мыслей, манеру речи, внешность. Мне это больше ни к чему - ибо нет необходимости подпитывать свое желание быть выше других людей. Я могу напомнить себе, как оскорбительно может быть такое отношение, какой униженной я ощутила бы себя, если бы все это говорилось и делалось против меня. Я могу раскаяться перед теми, кто был объектом моих злых разговоров и больше не повторить все то, что ни к чему не ведет, а лишь порождает лишние переживания. Все это я начинаю понимать более ясно, работая над Восьмым Шагом. Я могу перечислить имена тех, к кому я была недостаточно внимательна из-за своей неспособности почувствовать обиду другого на мои слова и поступки. Я могу просить мою Высшую Силу протянуть мне руку помощи в оценке своих поступков. Если я хочу быть любимой, я должна учиться любить. Даже странно, что мои недостатки, о которых я почти не знала, послужили причиной таких серьезных трудностей в моей жизни. И они же повредили и другим людям! Я постараюсь вспомнить и распознать всех этих людей, внести их в мой список и молиться о лучших путях искупления.
История из жизни к Восьмому Шагу.

С Восьмым Шагом у меня все было непросто. Фактически, я плохо выполнила работу этого Шага, но поняла это только, когда старательно закончила все Двенадцать Шагов. За свое не слишком ответственное отношение к Восьмому Шагу я была основательно наказана.

Я не произвела достаточно глубокого поиска обиженных мною в прошлом людей. Даже сейчас я еще мало имею их в своем списке. Я только подумал о некоторых, с которыми я плохо обошлась и перед которыми мне нужно извиниться, и я сделала это кое-как. Мне показалось, что этого вполне достаточно, и я продолжала идти вперед по Шагам. Но теперь я понимаю, на каком Шаге я поскользнулась.

Еще до моего вступления в Ал-Анон, когда пьянство моего мужа сделало меня нездоровой, я дружила с супругами Томом и Терри. Том тоже был алкоголиком. И, так как мое отношение к пьяному мужу было таким, что он искал возможности реже появляться дома, то он часто оставался у Тома. В наших ссорах я ставила ему в вину, что он предпочитает находиться в гостях и пренебрегает своей собственной семьей. На это он отвечал: "Если бы ты не делала из дома ад, я бы здесь чаще оставался".

Я жаловалась Тому: "Может быть и ты не пил бы так много, Том, если бы этот пьяница ходил к тебе реже. Не представляю, как Терри все это выносит".

У меня в голове даже созрело подозрение - а может муж ходит туда из-за Терри? Так ревность добавилась к моим нездоровым эмоциям. Когда мы оказывались вчетвером, я постоянно наблюдала за взаимоотношениями этих двоих. И, наконец, пришла к выводу, что между ними что-то есть. Итак, я оказалась в роли обманутой жены.

День ото дня озлобленность моя нарастала, и в один прекрасный день я набрала телефон Терри и все ей высказала. Она возмутилась и пришла в негодование, что было необычно для ее спокойной натуры. Она сказала: "У меня даже нет желания оправдываться, неужели ты думаешь, что мне своего алкоголика мало? Может быть, если бы ты нашла в себе силы умерить свой темперамент, то и муж не бежал бы из дома. Знаешь, нам тоже не всегда доставляют удовольствие его посещения, но мне просто жаль беднягу". Затем она спокойно попрощалась и повесила трубку.

Но хотя я и узнала, что мои подозрения оказались неверными, я еще долгое время пребывала в расстройстве. Жизнь моя становилась все невыносимее...и вот, однажды двери Ал-Анона открылись передо мной.

Прошло шесть лет, и я думаю, что даже не стоит говорить о том, что все переменилось. Я оглянулась назад и увидела всех тех, кому навредила; я упорно трудилась, чтобы исправить, что возможно. Но почему-то эта прерванная дружба с Терри не пришла мне в голову. Действительно, с тех пор, как они переехали в другой город, я глубоко запрятала все происшедшее между нами, и никогда мне не приходила мысль позвонить им.

Но однажды, зайдя в местный магазин, я лицом к лицу столкнулась с Терри. Я почувствовала чрезвычайную неловкость и стыд, не знала, что сказать, ибо на меня нахлынули воспоминания о тех ужасных временах. А с ними слово "РАСКАЯНИЕ" возникло в голове. Тогда я шагнула навстречу Терри и первой протянула ей руку. И она подала свою.

Так была восстановлена наша дружба. Я узнала от нее, что Том недавно стал членом АА. Но, к сожалению, она не принимала всерьез Ал-Анон, о котором была наслышана. И тогда у меня появилась возможность совершить вклад в практическую реализацию своего искупления - я рассказала о том, как помог мне Ал-Анон в моей жизни. Теперь уже не из любопытства моя подруга приходит на собрания Ал-Анона. И дружба наша крепнет день ото дня.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ


Лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

Однажды кто-то сравнил совершение Девятого Шага с принятием очень горького лекарства, когда после неприятной процедуры получаешь замечательное улучшение. Это трудный Шаг, он дает нам возможность реального и практического воплощения в жизнь решения возместить ущерб, нанесенный нами другим людям.

Самое важное слово этого Шага - "честно". Оно помогает избежать уклончивого пути, который мы пытаемся для себя найти, чтобы уйти от мучительных и неприятных ситуаций. Мы обязаны принести свои извинения прямо и открыто тому, кого обидели. Мы должны также со всей честностью решить для себя вопрос - возможно ли извинение или нет.

Как только мы составили список обиженных нами лиц, мы должны найти наиболее подходящий способ искупления своих ошибок. Если это была просто необдуманная болтовня или резкое суждение, то здесь возможно простое искреннее принесение извинения.

Честное признание в том, что мы неправильно поступили, может только увеличить брешь, если мы заранее не продумаем все как следует, все мельчайшие детали. Надо принять во внимание все мельчайшие детали перед тем, как предпринять какой-то шаг по восстановлению разрушенного. Разумно будет задать себе самому ряд вопросов.

Не растревожит ли наше извинение старую, уже затянувшуюся рану? Подходящий ли это момент для возмещения ущерба? Не стремимся ли мы избежать объяснений с обиженным нами человеком из-за того, что не придаем этому человеку никакого значения? С помощью наших друзей по программе мы поняли, что в этом случае наши симпатии и антипатии должны быть забыты перед лицом долга искупления вины. Ибо основной целью Девятого Шага является достижение умиротворения путем избавления от чувства вины. При работе над этим Шагом не следует забывать и о возмещении ущерба самому себе.

Проблема стоит более серьезно, когда что-то, что мы сказали или сделали, послужило причиной неисправимых последствий для другого человека. В этом случае очень трудно признаться себе, даже когда мы все поняли; однако для нашего же спокойствия, необходимо выявить, что мы сделали такого, что послужило причиной ущерба.

Может быть мы слишком безответственно дали другому совет, только увеличивший его трудности, вместо того, чтобы помочь. Мы пытаемся оправдать себя: "Ведь я хотел как лучше, а он мог бы и не следовать моему совету". Такие самооправдания только снизят чувство ответственности, но не приведут нас к цели - раскаяться и искупить свою вину.

Только пройдя через мучительный этап осознания того, какие последствия имели наши неверные действия, можно достичь морального спокойствия. Там, где в семье пострадали дети, их тоже необходимо внести в список тех, перед кем мы должны возместить ущерб. При этом надо многое обдумать и понять, прежде чем приступать к действиям, чтобы не наделать новых ошибок.

Нужно следовать Золотому Правилу - ни словом, ни единым поступком не отклоняясь от него - относитесь к другому человеку так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

Многие из членов Ал-Анон поняли, что среди самых важных раскаяний, которые мы должны принести - это то, что ответственность за все беды мы сваливали на алкоголика. До того, как мы стали совершенствоваться, следуя программе Ал-Анона, мы просто не могли признаться себе в том, что во многих случаях имели место и наши собственные недостатки и ошибки. Еще мы поняли, что, чтобы стать лучше, мы должны совершить переоценку всех своих действий и поступков.

Какими бы ни были результаты нашей жизни рядом с алкоголиком, будь то трезвость или развод - для нас важно каковы были наши собственные поступки под давлением бед и разочарований. И здесь тоже ключом к будущему будет честное и искреннее признание перед самим собой.

Необходимо вспомнить и попытаться восстановить все связи, которые были разрушены алкоголизмом. В своей жизни мы найдем большое число ситуаций, когда были несправедливы с алкоголиком и теперь мы можем показать ему, что раскаиваемся, возможно, делая это с юмором, тактично, чтобы не оживить воспоминаний об ужасных моментах прошлой жизни. То же мы должны сделать и в отношении других членов семьи и друзей. Искупать свою вину можно и тем, что искренне включиться в жизнь другого, сопереживая с ним всем его достижениям и огорчениям. Осознанная благожелательность произведет большие перемены во всех наших привычках и повлияет на взаимоотношения с окружающими. Мягкость, терпение и широта восприятия при сохранении чувства собственного достоинства сделают очень многое для восстановления нашей внутренней гармонии.

В некоторых случаях, пожалуй, будет лучше ничего не предпринимать. Хотя наше желание направлено на искупление вины, но иногда это может навредить тому человеку, перед которым мы хотим раскаяться.

Существуют такие ситуации, когда просто нет возможности исправить причиненный вред. Ведь те, кому мы промедлили принести свое раскаяние, могли умереть. В таких случаях есть еще одна возможность: учиться думать о других, принимать во внимание их чувства и благополучие, прикладывать сознательные усилия, чтобы быть бескорыстными и внимательными, и подравнивать таким образом свой рост по программе к своим долгам, которые мы уже не имеем возможности возместить. Этот процесс постоянной работы над собой служит нам напоминанием о том, кем мы хотели бы быть, как относиться к человеку, которого уже нет с нами. И мало по малу, эти воспоминания помогут нам усовершенствовать свои ежедневные поступки.

Кроме того этот Шаг показывает нам конкретный путь - как искупить вину перед самим собой. Мы уже знаем, что рост это постепенный процесс, и мы научились прощать себя.

Не имеет особого значения, что мы будем предпринимать, в какие связи вступать при выполнении этого Шага. Искреннее усилие по совершению доброго дела поможет нам выбрать самый правильный путь.
Обдумывая вышесказанное.

Мне кажется, что Девятый Шаг предназначен специально для меня. Здесь говорится: "При совершении его все зависит от самого себя", все ключевые слова и фразы этого Шага находят прекрасное созвучие с проблемами моей жизни.

Прежде всего, я должна искренне хотеть возместить ущерб, как предлагает Восьмой Шаг, даже если я предвижу, что мои покаяния не будут приняты. Важно сделать это вне зависимости от того, буду ли я прощена или нет.

В какой форме будут сделаны мои попытки искупить вину? Может быть возможны какие-то компромиссные действия, которые не унизят меня и не поставят в затруднительное положение? Как я могу быть уверенной, что своим поступком не открою крышку короба с бедами?

Одно ясно наверняка - этот Шаг является проверкой моей честности. И подобно другим Шагам, он напоминает о важности смирения. Но, если сделать полную оценку этого Шага, то он подводит меня к тому, чтобы я смогла осуществить следующие три духовных Шага.

Возможно, никто не сможет полностью освободиться от прошлых грехов, но когда я осознаю свои ошибки и ощущаю желание освободиться от них - это уже движение к лучшему.

Когда я совершаю этот Шаг по отношению к моим друзьям или родственникам, это может быть не столь затруднительно просто изменить свое поведение, быть менее придирчивым и более любящим. Иногда такой путь очень быстро заглаживает не слишком тяжелые обиды, нанесенные в прошлом. Уже само изменение всего образа жизни служит искуплением и установлением совершенно новых отношений.

Я думаю, что очень полезно помнить, что я узнала о себе при совершении Четвертого Шага, так как я вижу теперь, что большая часть обид, нанесенных мною другим, исходит из моих недостатков и дефектов характера. Например, если я не обладаю достаточной терпимостью, я становлюсь злобной и злопамятной. Зависть или жадность могут привести к желанию нечестного превосходства над другими.

Оценив все это и предприняв усилия для исправления таких черт характера, я могу затем исправить нанесенные другим обиды. И это будет путь моего исцеления.
История из жизни к Девятому Шагу.

Эту историю рассказал один из членов Ал-Анона, курировавший новичка, своего друга, который нашел ответ на свои затруднения в Девятом Шаге.

У друга была младшая сестра, которую он очень любил. Когда она подросла и вышла замуж, ее муж оказался алкоголиком. И к этому, то есть к алкоголизму вскоре пришла и сестра. Брат тогда еще ничего не знал об алкоголизме, как о болезни. Он и все близкие предпринимали все возможное, чтобы остановить супругов. Конечно, все их усилия имели неверное направление, в том числе и стремление развести пьющих. Кончилось тем, что супруги прекратили всякие отношения с родными.

Брат очень страдал, поскольку любил сестру и понимал родителей. Но он чувствовал свою беспомощность и свою вину перед сестрой.

Потом он женился. И перед ним вдруг тоже стала проблема пьянства. Пройдя тернистый путь, он все же оказался в обществе Ал-Анон. Это было истинное пробуждение! Тогда только ему припомнились все его неправильные поступки по отношению к сестре. Когда он дошел до Девятого Шага, он понял, что ему надо исправить эти ошибки. Прежде всего надо было найти свою сестру и узнать, что с ней. Хотя он представлял себе худшее, он решился спасать ее. Но к своему удивлению он обнаружил ее трезвой, ибо она стала членом АА. У нее было два сына, которые посещали Ал-Анон. Они выполняли свою работу по программе и помогали ей.

Она встретила брата с радостью. Она простила обиды, нанесенные ей родственниками, поскольку жила по программе АА.

Итак, то, что брат осознал необходимость исправить свои ошибки - вернуло ему сестру, восстановило их утраченную любовь и взаимопонимание. Когда дети сестры не смогли поступить в колледж, брат стал помогать им в подготовке к учебе, воспринимая их беды, как свои собственные. И в этом он нашел для себя огромное удовлетворение и радость от косвенного возмещения ущерба своей сестре.

ШАГ ДЕСЯТЫЙ


Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Все предыдущие Шаги, особенно с Четвертого по Девятый, подготавливают нас к прохождению Десятого Шага. Совершая Шаги, мы поняли важность осознания своих недостатков и признания в этом себе и другим людям. Затем мы узнали, что такое внимательное отношение к себе - наблюдение за мотивами своих поступков и объективная их оценка - должно стать постоянной нашей привычкой, ибо оно направлено на достижение основной цели Двенадцати Шагов.

Наше стремление к личностному росту будет постоянно сопутствовать нам, если мы научимся распознавать смысл своих поступков. И если мы хорошо усвоили уроки предыдущих Шагов и честно постараемся воплощать их в жизнь, то и этот Шаг не покажется нам трудным. Мы уже чувствуем себя давно идущими по пути улучшения своей жизни. Предыдущие усилия не пропали даром - нам теперь легче придерживаться постоянного самоанализа. Мы уже имеем довольно четкое представление о самих себе, о том, каким бы нам хотелось быть, и что для этого должно в нас измениться. Это знание себя приходит к нам тем быстрее, чем больше наше желание исправить совершенные ошибки. Совершавшиеся ранее автоматические поступки и образ мыслей становятся все более обдуманными и зрелыми, и каждый из нас начинает осознавать пользу самопознания. Когда мы признаемся перед собой, что поступили неразумно, некрасиво или недостойно, мы ощущаем неловкость до тех пор, пока не исправим свои ошибки.

И это уже служит хорошей основой для совершения Десятого Шага: теперь мы научились понимать, что наши ошибки вредят нам же. Наверняка, никто из нас не хочет, чтобы наш духовный рост затормозился под давлением на нашу совесть не возмещенных долгов. Мы чувствуем себя неспокойно и неуютно из-за совершенной ошибки, и мы стремимся исправить это неудобство. Когда мы признаем, что ответили на какие-то события жизни через обиду, раздражение или другими ошибками, то это значит, что уроки Четвертого - Седьмого Шагов были недостаточно нами усвоены. Такие оплошности вредят нам самим гораздо больше, чем другим людям, но они могут послужить нам основой для будущего развития, для того, чтобы в дальнейшем мы внимательно контролировали свои поступки и слова или исправляли совершенные ошибки как можно быстрее.

По трезвом размышлении мы поймем, что наш собственный взгляд на какого-то другого человека или ситуацию может быть не столь уж непогрешим. Если мы не сможем признать право другого человека на его точку зрения, то очень часто мы будем сталкиваться с затруднениями, и эти затруднения будут порождены нами самими. Осуществление Десятого Шага дает нам возможность уберечь себя от последствий нашего упрямства и чрезмерной самоуверенности. Этот Шаг учит нас, что мы не всезнающи, что философия программы Двенадцати Шагов основана на скромности, на признании существования Силы, более могущественной, чем наша собственная.

Десятый Шаг советует нам продолжать очищать себя от всяческих ошибок, не создавая в себе чувство виновности, ибо программа рассчитана на то, чтобы улучшать нашу способность радоваться жизни. Этот Шаг наталкивает нас еще на одну мысль - необходимость не допускать того, чтобы на нас влияли запросы или ожидания других людей. В своих взаимоотношениях с родными и друзьями мы, зачастую, только и делаем, что стараемся действовать так, как того желают от нас ближние. Мы считаем, что такое поведение диктует нам наша неэгоистичность - когда ради интересов другого человека, мы совершенно пренебрегаем своими. Но, оказывается, этим мы очень вредим себе, и Десятый Шаг напоминает нам об этом. Может быть мы боимся отказать в просьбе или требовании, боимся противоречить кому-то, особенно алкоголику, стремящемуся командовать? Но мы должны помнить, что отстаивая свои позиции, мы даем понять другому, что его неразумное поведение не влияет на нас, и мы в состоянии самостоятельно защитить то, что считаем лучшим в себе. Знание о таком праве на личную свободу и независимость от чужих ожиданий позволит нам достичь поставленных целей и обеспечит моральной поддержкой при встречи с трудностями.

Основная мысль Десятого Шага заключена в том, что нужно постоянно контролировать свои поступки и оценивать, чем они вызваны. Такой самоконтроль подскажет нам средство избежать многих трудностей, с которыми раньше мы не могли справиться.
Обдумывая вышесказанное.

Я считаю, что Десятый Шаг - это развернутый метод для воплощения в жизнь изречения "Познай самого себя". Такой человек,, каким бы мне хотелось себя видеть, никогда не будет эгоистичным, нелюбезным или постоянно обвиняющим других людей. Если я почувствую в себе нечто подобное, то я должна ощутить и желание извиниться за это, особенно, если я нанесла кому-то обиду. Я не должна пытаться избегать ответа перед самой собой, оправдываясь тем, что "Я справедливо поступила" или "Они того заслужили". Я не должна забывать, что мне не следует судить других, что моя точка зрения, даже самая, на мой взгляд, разумная, может совершенно отличаться от мнения других людей.

И, если я поняла, что не права и сразу же призналась себе в этом, я быстрее смогу найти лучший выход из ситуации.

Когда я обдумывала значение этого Шага и то каким образом лучше его применить к жизни, мне захотелось задать самой себе несколько вопросов в виде некого самоисследования:

Оставляю ли я себе немножко времени в течение дня, чтобы подумать о себе, о своих чувствах и отношениях с окружающими меня людьми? Пытаюсь ли я использовать силу добросердечности и внимательности в отношении с другими, особенно со своими близкими? Не забываю ли я о том, что моя власть над моими детьми должна проявляться через любовь и тактичное отношение к ним? Понимаю ли я, что только таким путем смогу получить от них желаемую реакцию на свои наставления? Могу ли я чувствовать себя нормально после того, как позволила себе вспылить, выплеснула на других свой гнев, не считаясь с возможными последствиями? Хотела бы я увидеть свое отражение в тот момент в зеркале? Что я чувствую, когда слышу о себе чье-то отрицательное суждение? Какова моя реакция? Не обращаю внимания? Сержусь? Или стремлюсь простить, ибо знаю, что и действительно у меня есть еще недостатки, над которыми надо работать?

Что мне нужно сделать, чтобы освободиться от предрассудков о людях другой расы, национальности, религиозных убеждений? Или от неправильного отношения к людям, имеющим отличную от моей точку зрения на политические события или социальные явления? Буду ли я себе больше нравиться, если стану действительно жить, не мешая другим?
История из жизни к Десятому Шагу.

Время перед сном кажется мне наиболее подходящим для работы по Десятому Шагу. Это становится привычным делом, когда совершается регулярно в одно и то же время.

Производя бесстрашную моральную инвентаризацию по Четвертому Шагу, я не до конца все же осознала всю глубину своей снисходительности к людям. Ведь я уже дошла до того, что, когда во время разговора замечала на лице собеседника несогласие с моим мнением, я сразу же стремилась изменить свою точку зрения и высказать такую, которую тот желал бы слышать. Когда же я начала работу по Шестому и Седьмому Шагам, то их применение к жизни должно было так изменить меня, что я рисковала стать нелюбезной, чтобы быть более искренней. И я стала говорить людям прямо то, что я чувствовала. Это было нелегко для меня - показывать людям свой гнев или недоверие, которые я так долго умела скрывать. Мне казалось, что весь мир видит, как во мне полыхает вулкан переживаемых чувств. Они же видят, что я уже не та милая девушка с постоянной улыбкой наготове и любезным словом. Первый раз, когда кто-то в очереди втиснулся вперед меня, а я сказала: "Извините, но мне кажется, здесь моя очередь" - эти слова прозвучали громом в моих ушах, и я тут же залилась краской смущения. Затем, когда я сказала мужу, что оставляю платье, которое ему не понравилось, то сердце мое сжалось, а колени задрожали, когда он вышел из комнаты.

...Прошло несколько лет. Проявлять свои истинные чувства стало для меня почти привычным, стало постоянной составной частью моей жизни. Отстаивать свои права всегда и во всем становилось раз от раза легче. Очень часто, ложась спать и пересматривая события прожитого дня, я могла поздравить себя с огромными успехами в работе по исправлению своих недостатков - чрезмерной угодливости и жажде одобрения. Я даже удивлялась своей собственной смелости сказать: "Нет". Мой муж вначале проявлял недовольство, но потом заметил, что мое поведение изменилось к лучшему. Вдохновленная прекрасными ощущениями, я продолжала все более и более утверждать себя. Порою я даже сама изумлялась - как я отличалась от той робкой женщины, которая впервые пришла в Ал-Анон.

Но затем, спустя какое-то время, ко мне вернулось чувство дискомфорта. Когда я пересматривала события дня, я не ощущала уже радости побед. Призрачные картины и воспоминания сцен прошедшего дня - разговоры с продавцами магазинов, телефонные беседы, встречи с друзьями, обещания, общение с членами семьи... Хорошо ли я разговариваю с продавцом в обувном отделе или бываю груба? А разве была необходимость быть такой резкой с этим человеком, который хотел что-то узнать по телефону? Вот я храню это платье, которое так не нравится мужу, но только лишь для того, чтобы доказать ему, что не все должно быть как ему хочется. И как-то незаметно я вдруг стала оценивать себя с точки зрения нарушительницы спокойствия и даже агрессора.

Одним из яблок раздора между мужем и мной служили семейные встречи с родственниками. Раньше, когда муж не хотел идти со мной, то я оставалась дома. Потом я стала уходить одна. Какое-то время это производило эффект - был временное улучшение отношений. Но маятник так далеко качнулся в одну сторону, что я не только была неблагоразумна, но порой просто совала нос куда не следует. В выходные дни, когда я отчаянно жаждала общения с мужем, я сама же была виновницей ссор.

Все это я осознала в ходе моих ночных саморевизий, следуя Десятому Шагу, хотя полное понимание пришло не сразу. Это были ночи трудных раздумий, переживаний - что-то не так, что-то надо изменить. И тогда, наконец, возник образ меня сегодняшней, но совсем другой.

К счастью, мне удалось восстановить равновесие в своей жизни до того, как мое "самоутверждение" превратилось в более серьезный дефект, чем тот исходный, который я всегда стремилась преодолеть. После того, как мне удалось увидеть себя со стороны и правильно оценить свои поступки, я уже смогла принять меры к исправлению перегибов в своем поведении. Я также смогла поговорить обо всем этом с мужем и все ему объяснить.

Теперь я благодарна Десятому Шагу за то, что научилась признавать свои ошибки. Это далось непросто. Многие ночи я пыталась найти оправдание своим поступкам, но постоянное применение Десятого Шага помогло мне признаться: "Да, я ошиблась".

ШАГ ОДИННАДЦАТЫЙ


Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.

Если по свершении первых Шагов у нас были основания убедиться в помощи Высшей Силы, то прохождение Одиннадцатого Шага для многих из нас откроет дверь к "новому небу и новой земле".

Изучение глубокого смысла этого Шага приблизит нас к Силе, более могущественной, чем наша собственная. Каждая часть этого Шага нацелена на наше просвещение, расширение восприятия мира, людей, жизненных ситуаций и проблем с новой точки зрения. От нас самих зависит, как мы сумеем применить учение Шага к своей жизни. Ведь каждая фраза, каждое слово - это выражение чьего-то личного опыта.

Мы стремимся к жизни более насыщенной целями и удовлетворением. Это значит, мы хотим прояснить для себя, какую роль играют наши отношения и установки в том, что происходит с нами в повседневной жизни.

Каким же путем пойти, чтобы понять это? Это должен быть путь молитв и размышлений. Из Шага мы узнаем, что с помощью этих средств мы сможем использовать свои духовные ресурсы в разрешении больших и малых жизненных трудностей. Когда мы пытаемся найти решение чисто аналитическим путем, делая свои собственные предположения, то часто результаты нас разочаровывают. Ибо мы нуждаемся в помощи разума более совершенного, нежели наш.

Целью молитвы и медитации является установление сознательного контакта с Богом, как мы Его понимаем. Ключевым здесь является слово "сознательный", чем подчеркивается наше признание и глубокая вера в Высшую Силу, имеющею такое огромное влияние на нашу жизнь.

Слово "молитва", подразумевающее непосредственное общение с этой Силой впервые появляется в Одиннадцатом Шаге. Для некоторых из нас молитва служит обещанием подчиняться воле Бога. Если мы будем искренни в своей готовности подчиниться, то это придаст нам веры в то, что все складывается к лучшему. Как утверждается в Одиннадцатом Шаге, в молитве мы не должны просить о том, чего нам хочется или чего нам не хватает, мы только молимся о понимании "Его воли, которую нам надлежит исполнить".

Слово "медитация" просто означает сосредоточение мысли на определенной теме, спокойное и серьезное обдумывание ее и размышление - концентрирование мыслей на чем-то одном с целью более глубокого понимания Его пути. Для многих это серьезное и взвешенное размышление либо мысленное созерцание духовной истины. Таким образом, когда мы размышляем, мы отбрасываем все отвлекающее и раздражающее, все суетные мысли о жизненных затруднениях и заставляем мозг вынашивать только одну мысль. Это может быть одна фраза, какая-то идея, почерпнутая из книги или услышанная где-либо; или это может быть какой-то сюжет, который мы мысленно представляем себе, размышляя о нем.

Сделать это бывает порой очень непросто. Прежде всего, требуется усилие, чтобы удержаться от мыслей на другие темы или, чаще всего, на темы проблем текущего дня. Иногда бывает полезным и даже необходимым отводить специальное время для ежедневных размышлений. И тогда совершенно новое понимание станет для нас доступным.

Некоторые люди удивлялись, когда вдруг их осеняла мысль, никогда прежде не приходившая в голову, да если еще возникала уверенность, что это и есть правильное решение. Когда мы ощущаем такое неожиданное руководство, мы также начинаем верить в то, что нам будет "дарована сила, для исполнения этого".
Обдумывая вышесказанное.

Я приступила к практике Одиннадцатого Шага с большой долей самоуверенности. Обладая тем, что я приобрела в Ал-Аноне, я могу попробовать сконцентрироваться на мысли о Боге и позволить Ему сказать, что мне нужно делать.

Я хочу быть способной ощущать Бога в своей жизни. Но прежде чем я достигну связи или понимания Божественной, универсальной и всемогущей мысли, мне предстоит преодолеть упорное сопротивление.

Я могу настроить себя спокойно посидеть и приготовиться к искреннему общению с Богом, как я Его понимаю.

Жизнь в одиночестве в течение многих лет нанесла мне много душевных травм. Одна из них - разочарование - в конце концов и привела меня за спасением в Ал-Анон. И иногда я начинаю думать, что мой Бог - это группа Ал-Анон, мои друзья, которые оказывают мне такую большую помощь.

Мало по малу, я стала способна принимать мысль, что моя жизнь всегда была зависимой от Высшей Силы, и так как я постепенно отказалась от своевольного отрицания, то почувствовала, как духовное влияние воплощается в каждом аспекте моей жизни. Я пришла к этому путем, который обозначен в Одиннадцатом Шаге словом "углубить". Мой сознательный контакт с Богом еще далек от полного совершенства, возможно этого вовсе не будет. Ибо такой контакт можно устанавливать постоянно и стремиться к его совершенствованию, а единственный путь к этому - постоянно поддерживать в себе ощущение Его присутствия. Молитва и размышление - это не специальные действия, направленные на осуществление корыстных целей, а последовательное настойчивое использование своих мыслительных возможностей для того, чтобы убедить себя в присутствии Бога во всем, что я делаю, думаю и высказываю.

Так как мои усилия стали ежедневными, то я сейчас могу чувствовать свою возросшую близость к Силе, которая гораздо могущественнее меня самой.
История из жизни к Одиннадцатому Шагу.

Я считаю, что Одиннадцатый Шаг можно применять постоянно - каждую минуту. Когда я начал придерживаться какого-то определенного мировоззрения, то это стало моей привычкой, дающей новый смысл всему в моей жизни. Я думаю, каждый имел в своей жизни не один случай, когда ему так или иначе представились "чудеса" Высшей Силы. Только слово "чудеса" - неподходящее слово, так как то, что я имею в виду не является чем-то невероятным, исключительным или феноменальным, а представляет собой обычные явления повседневной жизни. А то, что делает обычные вещи чудесами - это наш взгляд на все, что дается нам Богом.

Это означает, что мы теперь не будем принимать как нечто само собой разумеющееся все то, что обычно мы даже не замечаем. Так, например, проглатывая завтрак, мы особо не задумываемся, что он состоит из апельсинового сока, яиц, бутерброда и кофе. А ведь все эти продукты были доставлены на наш стол из разных уголков страны или даже мира, каждый продукт имеет свои сложные свойства, они получены путем недоступным человеку. Яркие апельсины на деревьях, поглощающие свет солнца и отдающие его нам для нашего здоровья, простодушие человека, доставившего их к нашему столу... И наверняка, нетрудно представить себе яйцо - как чудо природы, которое является соединением зарождающейся жизни, витаминов и белков, защищенных скорлупой. Или пшеница, из которой сделан хлеб, сама берущая пищу из земли, чтобы стать для нас пищей. Все эти чудеса могли быть созданы только Силой, гораздо более могущественной, чем человек.

Когда мы станем чаще задумываться над такими простыми чудесами, окружающими нас, мы разовьем в себе привычку к познанию и удивлению тем, как Высшая Сила заботится о нас. Вещи, которыми мы пользуемся, материалы, необходимые нам для созидания - мы привыкли думать, что все это результаты труда человека. Но загляните в самое начало. С чего человек начинал? Откуда пришло все, что так чудесно пригодно для использования человеком?

Давайте подумаем также об обстоятельствах, часто возникающих совершенно незапланировано и неожиданно, которые дают нам возможность выйти из сложной ситуации или помогают нам узнать о существовании иной точки зрения. Примите во внимание великодушную поддержку ваших друзей, особенно в Содружестве, подобном нашему - все это, на мой взгляд, часть плана, который я не в состоянии постичь, но я его принимаю с глубокой благодарностью и смирением.

ШАГ ДВЕНАДЦАТЫЙ


Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти Шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.

Двенадцатый Шаг является кульминацией духовной программы Содружества. Осознаем мы это или еще нет, но приняв участие в работе Ал-Анона мы испытываем возрождение духа.

Обретя это духовное пробуждение, многие из нас делились и продолжают делиться своим опытом, по мере того как мы впитываем в себя смысл Двенадцати Шагов и учимся жить по ним. Мы чувствуем, что это может прийти к другим также, как пришло к нам, когда мы искренне поверили и стали применять советы и принципы Двенадцати Шагов в своей повседневной жизни.

Ощутили ли мы духовное пробуждение? Умеем ли мы "применять эти принципы во всех наших делах"? Готовы ли мы и стремимся ли "указать путь к ним другим людям"? В словах Двенадцатого Шага суммируется все, в чем нуждаемся в своем стремлении к лучшей жизни. Мы чувствуем, что мы на правильном пути.

Конечно, долгий путь пройден нами с того момента, когда, в полном отчаянии, мы, наконец, осознали, что должны "отпустить" переполнявшие нас проблемы. Мы согласились "признать свое бессилие".

Шаги послужили нам школой для нового образования, школой по переоценке ценностей, позволившей изменить собственные взгляды и поведение. А толчком было наше ужасно мучительное состояние, из которого мы искали выход. Еще большее доверие к Шагам мы ощущаем от того, что с их помощью мы восстанавливаем связь с Силой, большей, чем наша собственная.

Что же духовное пробуждение дает нам? Оно позволяет нам почувствовать себя свободными. Свободными не от трудностей, они всегда будут, как часть условий существования человека. Наше освобождение идет от знания, что помощь всегда имеется в нашем распоряжении. Нам нужно только попросить и принять ее. Ведь раньше мы просто не умели принять эту помощь, запутавшись в проблемах жизни рядом с алкоголиком или в других ситуациях, когда мы поступали вопреки разуму, только во вред себе.

Познакомившись с программой Двенадцати Шагов и применяя ее в жизни, мы уверено теперь можем сказать, что стали совершеннее. Мы достигли более ясного представления о трудностях жизни и о том, что должны предпринимать. Шаги - это настоящий дар, это образец как жить, и он проверен жизнью многих людей. Это награда за наше мужество и решительность, которые потребовались в совершении Шагов для того, чтобы изменить самих себя.

Мы будем стремиться распространить свое понимание на других людей. Это будет наша возможность возвратить все хорошее, что мы получили. Распространение этого понимания будет помощью Ал-Анона всем страждущим, независимо от национальности и места проживания. И когда мы станем выполнять эту миссию, то ощутим еще большее благо вознаграждения.

Мы узнали из Шагов и о важности благодарности. Знание о том, что кто-то стремится сделать нам добро, наполняет и нас ответным чувством стремления к благим поступкам. Но истинное чувство благодарности потребует от нас не только этого. Оно делает нас способными совершать благие дела не только в ответ, но и просто бескорыстно ради людей. Каждый день предоставляет нам множество возможностей для этого. Например, в нашем Содружестве, где столько страдающих, нуждающихся в теплоте, участии и в том, чтобы мы поделились найденным умиротворением. Мы говорим, что почти не удается регулярно посещать собрания, или у нас трудности с помещением для встреч. Но не забывайте о личных контактах, один на один делитесь своими силами, опытом и надеждой друг с другом. Ведь это уже означает дать другому опору, моральную поддержку. Остановитесь, выслушайте человека, без критики и нравоучений по поводу его неудач и неверных шагов, помогите ему найти правильный путь. Тот, который нашли вы, ему тоже может подойти. И все это означает делиться любовью и опытом со страдающим новичком, который склонен во всем винить окружающих, что делали и мы до того, как открылись наши глаза. Мы оказываем помощь и тем членам нашего Содружества, которые уже давно к нам примкнули, но никак не могут привыкнуть применять принципы Двенадцати Шагов в своей повседневной жизни.

Все это не означает решать проблемы за других. Но означает помочь им найти выход не давая конкретного совета, который нам кажется хорошим, но на деле, данному человеку сослужит плохую службу. Многие из нас считают, что это очень непростое дело думать о других, особенно, когда собственные проблемы то и дело обступают со всех сторон. Но ведь полученный на наших ошибках опыт дал нам большое преимущество перед другими. Ведь мы ощущаем удовольствие не только когда помогаем ближним, но и когда разделяем их неприятности и беды, порождая в ответ чувство признательности и любви, а им в свою очередь хочется поступать так же.

Случалось ли нам считать, что вот сегодня у нас слишком трудный день, чтобы думать о чьих-то еще нуждах? Нам трудно открыть дверь общения из-за нашей робости или застенчивости. Если мы постараемся быть великодушными, не будут ли слишком рьяными те, кто потребует от нас помощи? Не важно, что удерживает нас от того, чтобы протянуть руку помощи ближнему. Мы должны попробовать сделать это. И когда мы попытаемся коснуться чужого сердца, приглашая поверить нам, то мы обнаружим, что еще больше пользы это приносит нам сами, нежели тому, кому мы стремились помочь. Древний философ-буддист сказал об этом: "Подобные благодеяния - это не жертва. Это возможность самоусовершенствоваться, и тот, кто упускает такую возможность - обворовывает сам себя".

Двенадцатый Шаг развивает следующую мысль: наше усилие должно быть направлено вперед, то есть на то, чтобы принципы Двенадцати Шагов стали основой нашей жизни. Ведь совершая Шаги мы поняли, что они основаны на определенных принципах. Усваивая их мы не один раз возвращались в свое прошлое, чтобы с новой точки зрения оценить слова, поступки, отношение к тем или иным явлениям жизни. Многим из нас пришлось прикладывать усилия, чтобы не соскользнуть к старым привычкам и заблуждениям. Но мы вовремя вспоминали себя - какими мы пришли в Ал-Анон. Нет, мы не откажемся от выбранного пути и пойдем вперед, применяя опыт других людей в своей жизни. Это и означает жить по принципам Ал-Анона каждый день и каждый час, устраняя таким образом возможность ошибок. Чем больше наши помыслы соотносятся с Силой большей, чем наша собственная, тем больше мы ощущаем свой рост в смирении, без которого не может быть нашего духовного развития.
Обдумывая вышесказанное.

Я могу думать о Двенадцатом Шаге, как о сжатом изложении сути всей программы. Его первая задача утверждает: моя работа направлена на духовное пробуждение. Для меня это означает быть в состоянии видеть все - людей, вещи и события - в духовном свете, в их связи с Высшей Силой, которую я называю Бог. Как только я смогу достичь этого, многие вещи станут для меня более понятными, нежели раньше. Инстинктивно я буду понимать то, что является для меня верным решением.

На собраниях я учусь сопереживать, когда узнаю и ощущаю на себе любовь Бога. В ответ рождается чувство благодарности, которое я могу постараться отдать людям. До Ал-Анона я была эгоистична. Когда же я прихожу на собрания группы, уже самим своим присутствием я могу кого-то поддержать и вдохновить. Отвечая на телефонные звонки, курируя кого-то из новичков я проявляю терпение, отдаю другим свое личное время.

В любой работе по Двенадцатому Шагу я отдаю себя другим, а это и означает любить людей. Именно этому учит Ал-Анон, и Ал-Анон принимает меня такой, какая я есть. Это дает мне надежду. Просвещая других, я молюсь о том, чтобы всегда помнить, что от моей работы еще больше пользы будет мне самой. Просвещать людей, давать им понимание, полученное мной - это мой долг и обязанность. Я постоянно напоминаю себе - мои поступки убеждают людей гораздо больше, чем мои слова.

Каждый день я осуществляю работу по Двенадцати замечательным Шагам и воплощаю их принципы в своих делах.
История из жизни к Двенадцатому Шагу.

Когда я дошел до Двенадцатого Шага, я снова споткнулся. Вначале он показался таким простым, чем-то вроде подведения итогов пройденных одиннадцати Шагов. Я облегченно вздохнул и отправился к моему наставнику с хорошими новостями, что я закончил все Шаги. "Перечитай Шаг"- сказала она, как она говорила мне почти всегда и до этого... Постепенно, спустя несколько месяцев, ко мне пришло понимание и раздельное ощущение трех отличных частей Шага.

Конечно же, я, как и многие, надеялся на несомненное духовное пробуждение. Но Шаг говорит, что это пробуждение явится результатом усвоения и применения всех предыдущих одиннадцати Шагов. А это давалось непросто, это была тяжелая, упорная работа, при которой просто необходима поддержка. Часто мне казалось, что дела идут слишком медленно, иногда все надоедало, требовало большого напряжения и было физически трудно. Было даже время, например, несколько лет назад, когда я, уже будучи постоянным членом Ал-Анон, в буквальном смысле повернулся спиной к духовной силе программы. Я еще посещал собрания, но это была только "хорошая игра". Вред, который я нанес себе и своей семье был очень ощутимым. Но эта же самая Сила, в которой я разуверился, не подвела меня, она дала мне возможность начать сначала.

Теперь мне ясно, что для того, чтобы достичь чего-то действительно ценного и важного, я должен постепенно и постоянно совершенствоваться.

Так много людей и столь разными способами стремятся распространять учение Ал-Анона. Программа Двенадцати Шагов обсуждается на встречах групп и в личных, один на один, контактах, на собраниях районных служб и конференциях международного уровня, и всегда люди могут быть уверены, что Ал-Анон окажет им поддержку, как только они того захотят. Это великодушие, предлагающее возрождение и развитие каждому человеку, можно выразить одной фразой: "И я отвечаю за это", означающей воплощение слов и поступков, что и делает эти Двенадцать Шагов вечно живой программой в действии. В том факте, что для жизнедеятельности программы ее необходимо распространять, я убедился на таком примере. Я обратился к наставнику группы Алатин, чтобы поделиться с подростками своими знаниями. Но получилось все наоборот, в течение пяти лет молодые люди учили меня с совершенно новых позиций смотреть на себя, учили смеяться над собой. От них я узнал очень много о зрелости личности. Они доверились мне и были всегда со мной честными. Они научили меня иному взгляду на отделение, и это стало бесценным уроком для меня в воспитании моего собственного ребенка. В конечном итоге, я узнал от детей много нового о том, что значит истинная любовь. Какой это был дар! (А ведь это я имел намерение одарить их своими знаниями).

Последняя часть этого Шага означает, что я пытаюсь применять принципы программы во всех своих делах. Сохранять спокойствие в дискуссиях на встречах Ал-Анона. Еще больше терпения и терпимости от меня требуется при общении с самыми близкими людьми - членами моей семьи, друзьями, сослуживцами, со всеми их большими и маленькими бедами, и особенно с теми, кто меня не понимает.

Совершить Двенадцатый Шаг означает для меня жить по принципам этой программы. Это когда я говорю соседу или начальнику - "я не прав", вместо того, чтобы оправдывать свой неверный поступок обстоятельствами; это, когда я забываю обиду, вместо того, чтобы выражать свое недовольство. Я живу по принципам программы, нахожу время, чтобы выслушать своего ребенка и поразмыслить о жизни. И тогда я становлюсь лучше в своих же глазах. Если я в трудную минуту обращаюсь к Молитве о Душевном Покое, я нахожу в ней поддержку.

Конечно, я не достиг совершенства, и никогда не достигну его, как я наивно полагал раньше. Но каждый день, когда я стремлюсь выполнять работу этого Шага - уже добрый день, и он ведет меня к лучшему.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


написать администратору сайта