Двенадцать шагов и двенадцать традиций аланона
Скачать 240.5 Kb.
|
ШАГ ШЕСТОЙПолностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков. Целью Шестого Шага является подготовка себя к восприятию помощи Бога и к ясному пониманию, что мы поступаем соответственно Его намерениям. В ходе этого Шага мы снова понимаем, что нуждаемся в помощи Силы, большей, чем наша собственная. Эта, всегда доступная, помощь каким-то образом приводит нас к ответственности перед собой в распознавании и изучении своих недостатков. Мы узнаем, что эти недостатки могут иметь свое начало в глубоко укоренившихся привычках, являющихся, в большей части, выражением нашей сути, которые не должны списываться на алкоголизм близких людей. И что именно их более всего трудно увидеть и понять, потому что мы привыкли к своим недостаткам, как к старым туфлям - ведь новые будут жать, пока мы их не разносим и они не станут удобными. Но только мы сами можем быть причиной изменений, означающих начало нашего нового образа жизни. Нам не следует также забывать, что мы должны полагаться на Силу, более могущественную, чем наша собственная, если действительно хотим достичь успехов в своем начинании. Это похоже на то, как будто мы отправились в путешествие в неизвестном направлении. Мы стремимся к своей цели, но не можем самостоятельно найти путь. И вдруг мы натыкаемся на руку поводыря, которая указывает нам куда идти. Но все-таки свой путь мы должны пройти сами. Нам может показаться - возможно с чувством безнадежности - что от нас требуется полное совершенство. Мы можем подумать, что Двенадцать Шагов потребуют от нас абсолютного освобождения от всех своих недостатков. Это не так! Цель Шагов в том, чтобы показать нам неограниченные собственные возможности в разрешении жизненных проблем. Они говорят нам, что мы можем сдвинуть со своей дороги любые препятствия, зачастую воздвигнутые нами же, а чтобы достичь уверенности и спокойствия, мы должны быть очень трудолюбивы. Когда мы сталкиваемся с трудной ситуацией, мы обычно рассматриваем ее со всех сторон, отчаянно пытаясь найти решение. Возможно, мы никак не обнаруживаем выхода, полагая, что никто нам больше не сможет помочь. Но если бы мы с полным доверием умели открывать себя Высшей Силе, то мы получили бы от Нее то вдохновение, которое освободило бы нас от отчаяния и сомнений, и наполнило уверенностью, что правильные решения будут найдены. Таким образом, совершая каждый Шаг, мы убеждаемся, как важно в решении любых своих проблем, равно как и в стремлении избавиться от своих недостатков, довериться Высшей Силе. Когда же мы цепляемся за старые привычки и недейственный способ мышления, то мы сами препятствуем процессу изменения и преграждаем путь вдохновению использовать помощь Бога, а значит и позволить нужному решению прийти к нам. Мы можем удивляться, почему мы так свыклись со своими недостатками. Зачастую они были развиты как защитные средства - они работали на нас. Гордость, например, позволяла нам чувствовать собственное превосходство и независимость от общей человеческой природы и людской ответственности. Манипулируя жизнью других людей, мы ощущали себя в праве распоряжаться ими. Когда же мы научились принимать окружающих и любить их, то отпадает необходимость защищаться от них. Шаги Четвертый и Пятый помогают нам выявить недостатки характера. Мы должны мужественно признаться в них перед собой и перед другим человеком. Мы должны познать свои недостатки без чувства виновности или сожаления, так как мы знаем, что самобичевание и постоянное самотерзание не способствует нашему росту. Ощущения виновности иногда оправданы, но постоянная вина ведет к застою. Нам может показаться, что процесс фундаментальных изменений себя слишком трудный и, может быть, даже не осуществим. Возможно, так оно и есть, но сам факт, что мы пришли за помощью в Ал-Анон, что мы добрались до программы Двенадцати Шагов - говорит о серьезности наших желаний преодолеть проблемы, так усложняющие нашу жизнь. Отсюда исходит вера в возможность противостояния и преодоления трудностей каждого дня, имея опору в духовном. Итак, готовы ли мы к тому, чтобы лишиться своих недостатков? Наверняка, нам бы хотелось видеть себя лучшими, ибо светлый идеал скрыт в каждом из нас под нагромождением сомнений, страхов и недовольств собой. Если бы кто-то спросил, хотим ли мы избавиться от этих помех, ответ был бы один: мы полностью готовы к тому, чтобы Бог это сделал. Обдумывая вышесказанное.Я решила больше не цепляться за свое прошлое представление о себе, которое я обнаружила. Я пообещала думать о себе, как о человеке, каким бы мне хотелось быть. Исходя из этого, я теперь должна буду очень внимательно относиться к любой мысли, автоматически возникающей в голове, я должна буду взвешивать свои слова и поступки, и это оберегает меня от импульсивных, необдуманных шагов. Внезапный порыв темперамента мог подтолкнуть меня к совершению поспешных действий, зачастую ненамеренных. Они не послужат на пользу ни для меня, ни для человека, вызвавшего во мне раздражение. Если бы я подумала перед тем, как говорить, то у меня мог бы возникнуть новый импульс и нашлись бы вежливые слова для этого человека. Действительно ли я хочу продолжать критиковать и давать всем советы? Уверена ли я в том, что моя точка зрения самая правильная? Неужели я сама никогда не совершал поступков, которые кому-то не нравились? Не упускаю ли я возможности добавить в свою жизнь небольшие детали, которые сделали бы ее гораздо интереснее: приобрести новое увлечение, заняться своим здоровьем, улучшением внешности, походки, речи и манеры общения с людьми? Начинаю ли я понимать, что жизнь скучна настолько, насколько я ей это позволяю? Я уже горжусь тем, что умею общаться с людьми вне дома, но всегда ли я столь же вежлива и сдержана с домашними? Использую ли я всякую возможность в течении дня, чтобы доказать им свою любовь и поддержку? Действительно ли я готова избавиться от своей давней привычки ругаться? Не замечал ли я за собой, что слишком много говорю? Даю ли я возможность высказаться другому человеку? Наблюдаю ли я за собой во время разговора? Я могу обнаружить, что не люблю слушать, или, например, не пытаюсь понять новую мысль, необычную точку зрения. Обнаружение мною подобных недостатков несомненно повлияет на качество моих отношений с другими людьми. Если я готова меняться к лучшему, я смогу преодолеть свои недостатки и буду готова выполнить следующий Шаг. История из жизни к Шестому Шагу.Мне повезло - я вышла замуж за алкоголика. Случись иначе, я бы так и прожила жизнь, не узнав учение Ал-Анона, которое помогло мне стать совсем новым человеком, помогло мне выправиться, обогатиться, наполниться новым содержанием. С моим прежним отношением к жизни и людям было бы даже лучше, если бы меня выбрал в супруги человек с еще более тяжелым случаем алкоголизма. А может быть это я выбрала его; я была такой самоуверенной, волевой, что не сомневалась, что смогу исправить его жизнь. Но действительной проблемой нашей семейной жизни стал не алкоголизм Джима, хотя это и усложняло все, а мое собственное поведение. Отсюда исходила большая часть наших неприятностей. Я была воспитана тетушкой, для которой Богом были деньги. Ее жизненная философия сводилась к следующему: "Деньги единственный друг, с которым можно быть искренним; если у вас есть деньги, вам не нужны другие друзья." Она учила меня, что главное в жизни - работа, здоровье. Все остальное должно быть подчинено этой идее. Она отказывала себе и своей семье в какой бы то ни было роскоши, куда входило почти все. Таким образом, я росла, считая, что покупать что-либо выходящее за рамки крайней необходимости, означает транжирить деньги. Ходить в кино, иметь красивые вещи и тому подобное все это противоречило трудовым, выстраданным центам. Наше существование было весьма убогим, но, настроенная должным образом, я этого не замечала и чувствовала себя не хуже тех, кто тратил уйму денег на наряды, украшения и тому подобную чепуху. Эту привычку к ограничениям я перенесла и в свою взрослую жизнь и применяла ее также в борьбе с пьянством Джима. Когда все мои усилия не дали никакого результата, я наконец-то набралась храбрости и отправилась на собрание Ал-Анон. Я прочла об этом обществе в газете, и хотя мне трудно было поверить в чудодейственные истории, я все же решилась тоже попытать счастья. Этот шаг дался непросто. Картина моего первого визита была такова - ряд чужих незнакомых людей, которым, казалось, нет дела до меня и моих проблем. Но не столь уж много времени потребовалось, чтобы мое восприятие изменилось. Как раз из-за моего свойства избегать новых людей, я как-то вдруг оказалась в кругу их искреннего и заботливого участия, пояснений, готовности помочь. Это захватило меня и постепенно я немного расслабилась и даже поделилась своими "тайнами". Так началось мое перерождение. Но впереди меня ожидали еще более неожиданные вещи. Со мной стал работать по Двенадцати Шагам опытный наставник. Как же я спотыкалась, совершая свои первые Шаги! Конечно, я знала о Боге, что люди молятся Ему, ходят в церковь и все такое. Но я привыкла зависеть только от себя самой и всемогущего доллара, поэтому я считала зависимых людей слабыми. И тут мне сказали, что я должна признать Силу, которая управляет моей жизнью! С каким трудом я приняла эту идею, и то не до конца, как выяснилось позже. Тем временем, когда я дошла до Шестого Шага, я все-таки убедилась, что мне не обойтись без Высшей Силы, что Бог, действительно, занимает в моей жизни очень важное место. Потом я поняла, что никогда бы не смогла стать тем, кем хотела стать, не будь этой зависимости от Бога. Я многому научилась в Ал-Аноне. Я узнала, что такое любовь, о том, что необходимо свободно давать и принимать ее. Наконец, я гораздо более ясно увидела свои недостатки и то, каким холодным и хмурым было мое отношение к жизни вообще. Этому было нелегко научиться - давать любовь. Но обновленной, той, какой я стала - мне живется легче и приятнее, нежели той, отягощенной предрассудками и материальными заботами, какой я когда-то явилась в Ал-Аноне. А теперь деньги вовсе не являются для меня главным. |