Главная страница
Навигация по странице:

  • Специальность

  • «Этническая группа»

  • Использованная литература

  • 2 Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической исто­рии. М., - 1992. 3 Этнополитический словарь... - С. 343.

  • 6 Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. Астана, 2008.

  • Соотнесите понятия этнос, народ, нация, этническая группа.. СРС5 соц. Соотнесите понятия "этнос", "народ", "нация", "этническая группа"


    Скачать 78.39 Kb.
    НазваниеСоотнесите понятия "этнос", "народ", "нация", "этническая группа"
    АнкорСоотнесите понятия этнос, народ, нация, этническая группа
    Дата04.02.2022
    Размер78.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС5 соц.docx
    ТипДокументы
    #351952



    Предмет: Социология

    Тема: Соотнесите понятия "этнос", "народ", "нация", "этническая группа".

    Выполнила: Алшынбай Нурай

    Факультет: Филологии и мировых языков

    Специальность: Подготовка учителей английского языка

    Группа: 106

    Проверила: Морозова Татьяна Анатольевна

    Соотнесите понятия "этнос", "народ", "нация", "этническая группа".

    Нация

    Сколько в Казахстане наций? Вопрос не праздный. Большинство представителей крупных численно этносов, по крайней мере, в отношении собственной этнической группы, вероятнее всего признает, что минимум одна нация в Казахстане есть, а именно, представителем которой он и является. Возможны вариации - казахская и собственная; казахская, русская, украинская … и собственная; казахстанская и собственная и т.д. Такая сумма единиц и дает неизбежный итог от десятка, до свыше ста наций в одном государстве. Чего не было, и нет, ни в одном государстве.

    Вопрос о содержательной стороне нации все годы независимости властями, как правило, не акцентировался. Тем не менее, достаточно активно обсуждался в прессе и обществе. Все же на политико-правовом уровне вопрос, конечно, не мог быть полностью обойден. Так в Конституции 1993 года во вводной части давалось определение Республики Казахстан, как формы “государственности самоопределившейся казахской нации”.

    Таким образом, Конституция 1993 года фиксировала наличие нации, включающей в себя представителей исключительно одного этноса. Уже тогда возник вопрос: кем же тогда являются все остальные граждане Казахстана - представители свыше 100 этнических групп? Именно тогда четко обозначилась “неадекватность” (несостоятельность) этнического подхода к вопросу о нации.

    Учитывая ярко выраженный полиэтничный состав населения страны, возникло противоречие. Русские, узбеки и другие этнические группы Казахстана - тоже нации (русская, узбекская и т.д.)? Если да, то логически неизбежно: 643 кумыка, 375 чуванцев или 212 шорцев Казахстана, учтенных в числе 130 этносов в переписи - тоже нации?

    Конституция Республики Казахстан 1995 года уже не содержит прежнюю формулу о нации, тождественной только одному этносу. Вместо прежнего моноэтничного определения нации зафиксирована консолидирующая формулировка “Мы народ Казахстана”, объединяющая всех граждан, представляющих многочисленные этнические группы страны.

    Казалось бы, Конституция достаточно четко закрепляет: в стране одна нация - “Мы, народ Казахстана”. Нация именуется как “народ”, очевидно, как дань традиции, восходящей к первым конституциям демократий Запада конца XVIII - первой половины XIX веков, когда понятие “нация” еще не заместило формулу “народ”.

    Расхождения обусловлены не только и не столько различиями политических позиций и взглядов, но и, очевидно, в первую очередь, разными смыслами, вкладываемыми в понятия “нация”, “национальность”, “этнос”.

    Этнос

    В казахстанской политологической энциклопедии этнос (от греч. ethnos - народ, племя, группа людей, толпа, стая) определяется как естественно исторически сформировавшаяся устойчивая общность людей. В отличие от термина "демос", что переводится тоже "народ", термин этнос означал народ данного места. Эквивалентом данного термина в русском языке, как правило, считался термин "народ". К нашему времени понятие "народ" получило, в дополнение к первичному значению, определенный социально-политический смысл и прямого совпадения между этими понятиями нет. Разными исследователями предлагаются разные дефиниции этноса. И все же, стержневыми условиями возникновения этноса казахстанскими политологами считаются: общность языка, общность территории, общность истории, общность экономики, общность духовной и материальной культуры, самосознания, менталитета, религии, психологии, демографии. Данные признаки воссоздаются в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, главным образом общность происхождения и тем самым - этническое родство.

    В этом же источнике была определена структура этноса:

    - этническое ядро - компактно живущая на определенной территории основная часть этноса;

    - этническая периферия - отдельные группы (представителей) данного этноса, отделенных от основной части; этническая диаспора - отдельной части (группы) этноса, рассеянной по территориям, которые занимают другие этносы. Некоторые этносы могут подразделяться на субэтносы .

    Сама категория "этнос" является непреложной категорией для исторической науки, объективная и фундаментальная, так как этнос - категория не социальная, а скорее природная. Каждый из нас принадлежит к определенному этносу, причем только к одному, что никак не разрушается заключением смешанных браков. Так, например, дети от смешанных браков все равно воспринимают себя представителями этноса одного из родителей. Этнос, по мнению российского ученого А.Ю.Каркмазова, как и любой живой организм рождается и умирает, он смертен в силу природных условий и проходит родственные с организмом фазы развития. Следует учитывать и тот фактор, что этнос существует до тех пор, пока сохраняется внутриэтническая солидарность. Ослабление ее приводит к распаду этноса, т.е. его смерти. Люди, составляющие распавшийся этнос, разумеется, при этом не умирают, а в качестве лишенной этнической принадлежности сущности становятся участниками формирования других этносов. Необходимо помнить и то, что упразднение, расчленение, трансформация государства, замена одного государства другим или многими ведут к определенной трансформации, но не гибели общества и вообще не сказываются на существовании этноса. Но утрата внутриэтнической солидарности и гибель этноса непреложно приводят к гибели общества и государства. Зависимость существует только в этом направлении. "Когда не стало римлян, Рим прекратил свое существование".

    Известный российский ученый Л.Н.Гумилев определял этнос, опираясь на стереотипы поведения. По его мнению, этнос - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя не из сознательного расчета, а из подсознательного ощущения взаимной общности, определяющего противопоставление "мы - они" и деление на своих и чужих. Итак, этнос понимается как система. Противопоставление "мы - они", данное членам этноса в рефлексии, служит индикатором для определения этнической принадлежности, а тем самым и особым типом системообразующей связи.

    «Этническая группа»

    Важной особенностью этнических групп, населяющих Казахстан, является то, что они рассматриваются как полноправные граждане республики, статус которых закреплен в Конституции - Основном законе страны.

    Все этнические группы сегодня являются неотъемлемой частью единого народа Казахстана. Каждая из них вносит свой вклад в развитие нашей страны. За годы независимости этносы стали надежной опорой стабильности и прочности республики, живым мостом народной дипломатии между Казахстаном и их страной исторического происхождения.

    Изучение отдельных этносов Казахстана осуществлялось по плану: происхождение и краткая история этноса; история формирования этнической группы в Казахстане; современные этно-социальные процессы; традиционная и материальная культура.

    Объектом исследования явились представители наиболее крупных этносов Казахстана: казахи, русские, немцы, поляки, корейцы, уйгуры, дунгане, татары, украинцы, курды, белорусы, кыргызы чеченцы и ингушы.

    Исследование основывалось на принципе историзма, проведен сравнительный анализ, использована методика историко-феноменологического анализа, материалы устно-этнографического характера с опорой на методику герменевтических исследований, привлечены апробированные в этнологической науке методологические и методические приемы работы с этносами и субэтническими группами.

    Материал был собран в результате полевых исследований, проведения анкетирования, аудио-видео записей, встречами с респондентами - носителями этнической культуры.Анализ косвенных данных и сведений, а также общие тенденции позволяют сделать следующие выводы:

    Значение и роль признаков в этническом самосознании представителей этноса меняются в зависимости от особенностей историко-политической ситуации, от уровня консолидации, специфики этнического окружения.

    Переселение в другие регионы бывшего Советского Союза и в дальнее зарубежье, принявшее активный характер в начальные годы независимого Казахстана, в настоящий момент стабилизировалось, что дает в будущем возможность сохранения многоэтничного состава населения Казахстана.

    В основе общенационального единства казахстанского народа лежат патриотизм, любовь и уважение к Родине, доброжелательность и уважение друг к другу. Это ценности и идеалы, близкие и понятные каждому человеку, независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности. По данным социологических исследований (общенациональная репрезентативная выборк 3 000 респондентов, 2015, по заказу Ассамлеи народа Казахстана) 95% опрошенных считают себя представителями единого народа, 94,2% – гражданами Казахстана.

    Подводя итог, необходимо заметить, что все этнические группы сегодня являются неотъемлемой частью единого народа Казахстана. Каждая из них вносит свой вклад в развитие нашей страны. За годы независимости этносы стали надежной опорой стабильности и прочности республики, живым мостом народной дипломатии между Казахстаном и странами исторического происхождения. Результаты исследования открыли ряд уникальных тем, разработка которых необходима для дальнейшего развития историко-этнографической науки Казахстана. Работа в данном направлении необходима для написания полноценной истории Казахстана. Истории отдельных этосов и этнических групп должны быть положены в основу полиэтнического воспитания, толерантности и взаимного уважения через познание особенностей этнической культуры.

    Использованная литература:

    1. 1 Этнополитический словарь: термины и понятия казахстанской политики и практики в сфере общественного согласия и межэтнической толерантности. – Астана, 2014. - 400 с.

    2. 2 Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической исто­рии. М., - 1992.

    3. 3 Этнополитический словарь... - С. 343.

    4. 4 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 312 с.

    5. 5 Назарбаев Н.А. В потоке истории. Астана, 1999.

    6. 6 Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. Астана, 2008.


    написать администратору сайта