Тема 6 Социальные общности. Тема 6 Социальные общности
Скачать 43.11 Kb.
|
Тема 6 Социальные общности Понятие социальной общности и ее разновидности. Массовые общности, социальная организация Этносоциальные общности Социальные группы. Виды социальных групп Трудовой коллектив Понятие социальной общности и ее разновидности. Массовые общности, социальная организация Социальная общность– совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность. Критерии выделения общностей: Сходство, близость условий жизнедеятельности людей; Общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов; Наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности; Формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.; Укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления; Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности. Выделяют все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые: Массовые общности: Аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным количественным и качественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; Для этих общностей характерен ситуационный способ существования; Разнородный состав общностей. Примеры: политические и экологические движения (например, «Российская экологическая партия «Зеленые», Российское общество защиты животных Фауна и др.); поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т.д.) Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей написаны Г. Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г. Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.) Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г. Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Бороться с толпой таким образом это все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. Причем, чем многочисленнее ее рациональный уровень. Короче говоря толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность Толпе Г. Тард противопоставляет другой вид массовых общностей – публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность:индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мнений. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. По мнению Г. Тарда, публика продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появления газет, а позже – радио и телевидения. Через средства массовой информации и коммуникации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Виды социальных общностей: 1) социально-классовые общности (классы, социальные слои); 2) социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); 3) этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); 4) социально-территориальные общности (город, деревня, регион); 5) социально-профессиональные общности. Дадим интерпретацию понятиям «социальная организация» Социальная организация– общность людей, искусственно сконструированная для реализации какой-либо легитимной цели (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей, которые будут рассмотрены далее. Этносоциальные общности Этносоциальные общности называют также кровнородственными.К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Семья– наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю. Племя– более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации. Народ– этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях. Необходимо особо остановиться на категории этническая общность (этнос). Среди основных подходов, которые оказывают влияние на истолкование феномена этноса, можно выделить два: примордиалистский (от лат. primordialis – первоначальный) и конструктивистский. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, своего рода изначальную характеристику человечества. Для примордиалистов существуют некие объективные общности с присущими им чертами в виде территории, языка, осознаваемого членства и даже общего психического склада. Истоки данного подхода можно увидеть в идеях расово-антропологической школы в социологии XIX века (А. Гобино, Ж. Лапуж и др.), согласно которым этнокультурное своеобразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. К данному направлению примыкают ученые, подчеркивающие определенную роль природно-биологических факторов в становлении этносов. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал Л. Н. Гумилев, развивавший «пассионарную теорию этногенеза». Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос, считает Гумилев, есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос – это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. Следует признать, что при всем своем критическом отношении к биологизаторским моментам все советское обществоведение стояло на глубоко примордиалистских позициях. В целом в мировой этносоциологии и антропологии этот подход остается крайне маргинальным и подвергается серьезной критике. В 60-е годы XX века с появлением так называемого феномена этнического возрождения ученые стали все больше обращать внимания на то, что этничность следует рассматривать как средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социально-политической арене. Сторонники конструктивистского подхода исходят из того, что этническое чувство является интеллектуальным конструктом, результатом целенаправленных усилий интеллектуальной элиты (писателей, ученых, политиков). Этническая общность – результат, таким образом, воспитания и социализации человека. Этно-националъные общности являются воображаемыми. Однако это не мешает им быть мощной реальностью, важнейшей основой для коллективных действий. Данный подход подвергается критике в науке отдельными учеными, которые указывают на то обстоятельство, что культура и язык как важнейшие компоненты этнического самосознания уже не дают основания думать, что это – воображаемые общности. Очевидно, было бы ошибкой абсолютизировать первую и вторую крайности, истина, вероятно, находится между ними. Несомненно, что этническая принадлежность необходима человеку как средство приспособления и лучшей ориентации в современном сложном мире, как механизм достижения определенных социальных целей. В российских условиях через этничность граждане возрождают утраченное чувство достоинства, а лидеры осуществляют социальный контроль и политическую мобилизацию. По мнению известного российского ученого В. Тишкова, этническая общность – это группа людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности. Что касается категории нация, то необходимо отметить, что в российском обществоведении утвердилась традиция рассматривать нацию как высший тип этнической общности, как этно-нацию. Такой подход противостоит европейской и американской практике приписывания нации к государству. Нация в таком понимании – это гражданское или политическое образование, многоэтничное по составу, основными признаками которого являются территория и гражданство (например, американская, британская, французская нации). Принадлежность к нации не исключает принадлежности к той или иной этнокультурной общности. Социальные группы. Виды социальных групп Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Под социальной группойпонимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие. Социальная группа выступает своеобразным посредником между отдельным человеком и обществом в целом, а также средой, в которой проистекают коллективные процессы. Один индивид может одновременно состоять в 5–7 группах, поэтому специалисты насчитывают 8–10 млрд социальных групп при общей численности населения планеты 7,3 млрд человек (на январь 2016 года). Ученые доказали, что многие особенности человека (способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность) возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми. Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов. Рассмотрим различные классификации социальных групп. 1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты. Номинальные группы– социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью. Принадлежность индивидов к реальным группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы существуют схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации. На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты– совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы. 2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы– это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группамотносятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малая социальная группа – относительно небольшое число индивидов, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом и при этом объединены общими интересами, ценностными ориентациями и социальными целями. 3. Малые группы делятся на 2 вида: формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах происходит чёткое распределение функциональных обязанностей и разграничение социальных позиций членов данной группы. Обычно в данных группах присутствует руководитель, официально назначенный вышестоящими органами, иавзаимодействие между членами групп происходят при помощи неких официальных документов, нормативов и показателей. Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки – «клики». Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на основании пространственной близости (соседи), общности интересов (рыболовы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпатий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп. 4. Следующая классификация содержит различение первичных и вторичных социальных групп. Первичная группа обычно характеризуется тесными непосредственными взаимосвязями внутри нее и социальным сотрудничеством (часто в отношениях членов групп проявляются симпатии и антипатии). Вторичные группы образуются из людей, объединённых каким-либо общим делом и функциональными обязанностями. Практически отсутствует эмоциональная окраска в отношениях индивида. В данных группах основное значение имеет достижение каких-либо социальных и экономических целей, а также наличие определённых навыков и способностей у членов группы. Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Характерными признаками первичной социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Чтобы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мастеров», профессиональные объединения спортсменов (в данном случае футболистов), объединенных в команду для получения определенных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов. Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются небольшие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты между которыми носят эмоциональный и более частный характер). Основным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.). Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа – это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максимальная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков человек. Однако социологи установили, что оптимальным, с точки зрения закономерностей функционирования малой социальной группы, является состав 5-7 человек. Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтная группа – реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше. По выполняемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная. По факту членства различают группы присутствия и идеальные группы. Группа присутствия – это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа – это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъективных отношениях с другими людьми, но в состав которой он не входит. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной, воображаемой. Воображаемая референтная группа – это существующие в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жизненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных эталонов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации «имиджи» - стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях. Для группы характерны свойства: 1) социальный контроль (конформизм) – поведение, контролируемое посредством группового давления. С помощью норм поведения, которые вводит сама группа, заставляет индивида следовать им; Таблица 6.1 Уровень социального контроля в различных социальных общностях
2) социальная дистанция – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между членами; 3) социальная норма – система предписаний, составляющих определенный шаблон поведения, разделяемых членами социальной группой и необходимых для совершения совместных согласованных действий. Игнорирование членом группы предписанных норм и правил рассматривается группой как нежелательное, неправильное и именуется как девиантное (не соответствующее общепринятым нормам). Такое поведение, подпадая под механизмы социального контроля, влечет осуждение группы, крайней формой которого является социальная изоляция (отстранение индивида или социальной группы за счет прекращения или резкого сокращения с ними социальных контактов и взаимодействий). Уровень социального контроля и, соответственно, требований, предъявляемых к члену группы, разнится, будучи в зависимости от ее масштаба и структуры. В зависимости от характера социальных отношений и содержания индивидуальных целей, отраженных в зеркале социокультурных норм, возникают различные, иногда уникальные, ролевые функции и установки членов групп. Под ролевыми функциями подразумеваются действия, выполняемые индивидом в составе, от лица группы или по отношению к ее членам. Под установками – представления о том, какими должны быть собственные ролевые функции. Трудовой коллектив Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вообще разновидностей групп является трудовой коллектив. Под ним понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения. Т.е. сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив. Совместная деятельность – организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство материальных и духовных благ. Она характеризуется: пространственным и временным соприсутствием, возможностью контакта, обмена информацией и деятельностью; единством цели – предвосхищением результата, отвечающего общим интересам; наличием органов организации и управления; возникновением межличностных отношений на основе заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих впоследствии относительно самостоятельный характер. Соприсутствие способствует развитию межличностных отношений; совместимость целей определяет их характер, групповые нормы и ценности; организация и руководство – формы сотрудничества и взаимной ответственности. По определению А. В. Петровского, коллектив представляет собой группу людей, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности. Социальная организация предприятия состоит из ряда подсистем. Первичной организационной ячейкой здесь выступают бригада, участок, отдел, бюро, лаборатория, не имеющие внутри себя каких-либо официальных структурных подразделений. При социологическом анализе коллективов выделяют формальную и неформальную их структуры (рассматривая формальные и неформальные группы и отношения). Формальная структура коллектива отражает его производственные функции и включает в себя административную и технологическую структуру (схему) взаимодействия. Неформальная структура коллектива формируется на основе субъективных симпатий и антипатий членов коллектива. Она неизбежна в многочисленных коллективах. Неформальная структура соединяет в себе несколько малых групп. Такое структурирование коллектива в нормальных условиях обеспечивает естественную потребность членов коллектива в дружеских, личностных отношениях, связано со сходством интересов и т. д. Противодействовать ему нелепо, бессмысленно, нецелесообразно и вредно. Различные формы коллективного единства могут быть представлены следующей типологией коллективов: формально-организационный; технологический – связанный с особенностями технологического цикла (например, конвейер); функциональный – основанный на функциональном разделении труда; экономический – базирующийся на экономических интересах, с преобладанием материального вознаграждения; социально-психологический – базирующийся на осознании сопричастности. Факторы, оказывающие приоритетное влияние на эффективность работы коллектива и группы: 1. Мотивация (в какой степени группа заинтересована в результатах работы). 2. Структура власти (насколько система управления соответствует специфике задач и особенностям коллектива). 3. Ощущение принадлежности (референтность) каждого работника к своему коллективу. 4. Осознание цели (понимание смысла работы). 5. Ответственность за результаты (внутренняя и административная). 6. Свобода инициативы. К числу существенных факторов, влияющих на структуру первичного коллектива, относятся также социально-демографические, социальные и психологические особенности его членов. Высокая степень гомогенности (однородности) коллектива по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации, и наличие на этой основе общности интересов, потребностей и ценностных ориентации являются факторами, способствующими единению коллектива в целом. Гетерогенный (разнородный) коллектив более склонен к структурированности. Говоря о группе, коллективе и организации с социологической точки зрения, никогда нельзя ставить ей окончательный диагноз. Организация может быть экономически неэффективна, и с экономических позиций правомерно поднимать вопрос о ее ликвидации. Деятельность предприятия может негативно сказываться на внешней среде, и соображения экологической безопасности могут побудить к его закрытию. Но в социальном разрезе организация, коллективы не могут быть признаны неизлечимо больными или совершенно здоровыми. Они подобны живым организмам, и с ними постоянно происходят разнонаправленные изменения. Они способны адаптироваться к, казалось бы, неприемлемым условиям и уставать от идеальных. В изложении М. Вудкока и Д. Френсиса развитие групп проходит следующие стадии: 1. «Притирка» - знакомство. 2. «Ближний бой» - структурирование. 3. «Экспериментирование» - поиск оптимальности. 4. «Эффективность» - достижение максимальных результатов. 5. «Зрелость» - устойчивость и стабильность. В изложении И. П. Волкова выделяются следующие фазы развития группы: 1. «Первичное восприятие». 2. «Сближение». 3. «Совместная деятельность». 4. «Сцепление». Если перекладывать на групповую динамику примеры из живой природы, можно пойти несколько дальше и сказать, что у всякой группы и организации есть начало, когда нет ни их, ни результатов их деятельности; пик производительности, когда они достигают максимальной эффективности работы; и конец, когда группа и организация распадаются. Конечно, многие организации создают иллюзию бесконечности своего существования и намного переживают своих создателей, но это не означает, что они достигли бессмертия, просто у них другая продолжительность жизни. Список литературы: 1. Бурганова Л. А. Социология: учебное пособие/Л.А. Бурганова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. – 156 с. 2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000. – 244 с. 3. Сергейчук А.В. Социология управления: учебник. – СПб., Изд.дом «Бизнес-пресс», 2002. – 240 с. |