Главная страница

Ответы. Фромм Э. - Бегство от свободы - 2008. Э. Фромм. Бегство от свободы


Скачать 1.17 Mb.
НазваниеЭ. Фромм. Бегство от свободы
АнкорОтветы
Дата20.04.2022
Размер1.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФромм Э. - Бегство от свободы - 2008.doc
ТипДокументы
#488329
страница19 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

стремление к материальному богатству - лишь одна из таких установок (об этом

уже была речь в гл. 1) никогда не определялось исключительно религиозными

доктринами.

В отличие от всех этих концепций мы полагаем, что идеологии и культура

вообще коренятся в социальном характере; сам социальный характер формируется

образом жизни данного общества, но доминантные черты этого характера в свою

очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс.

Рассматривая с этой точки зрения проблему духа протестантства и капитализма,

я показал, что крушение средневекового общества угрожало среднему классу;

что эта угроза вызвала чувство изоляции, бессилия и сомнения; что эта

психологическая перемена обусловила притягательность доктрин Лютера и

Кальвина; что эти доктрины усилили и закрепили изменения в структуре

личности и что развившиеся новые черты личности стали эффективными силами

развития капитализма, который в свою очередь возник в результате

экономиических и политических перемен.

Тот же подход мы применили и в отношении фашизма. Низы среднего класса

реагировали на экономические перемены (такие, как растущая мощь монополий и

послевоенная инфляция) усилением определенных черт характера, а именно

садистских и мазохистских стремлений. Нацистская идеология еще более усилила

их, а затем эти новые черты характера стали эффективными силами, работающими

на экспансию германского империализма. В обоих случаях мы видим, что, когда

определенному классу угрожает опасность новых экономических тенденций, этот

класс реагирует на угрозу психологически и идеологически; причем

психологические изменения, вызванные такой реакцией, способствуют развитию

все тех же экономических тенденций вопреки экономическим интересам данного

класса.

Мы видим, что экономические, психологические и идеологические факторы

взаимодействуют следующим образом: человек реагирует на изменения внешней

обстановки тем, что меняется сам, а эти психологические факторы в свою

очередь способствуют дальнейшему развитию экономического и социального

процесса. Здесь действуют экономические силы, но их нужно рассматривать не

как психологические мотивации, а как объективные условия; действуют и

психологические силы, но необходимо помнить, что сами они исторически

обусловлены; действуют и идеи, но их основой является вся психологическая

структура членов определенной социальной группы. Несмотря на

взаимозависимость экономических, психологических и идеологических факторов,

каждый из них обладает и некоторой самостоятельностью. Особенно это касается

экономического развития, которое происходит по собственным законам, будучи

обусловлено такими объективными факторами, как природные ресурсы, техника,

географическое положение и т.д. Что касается психологических сил, мы

показали, что это верно и для них: они определяются внешними условиями

жизни, но имеют и свою собственную динамику, то есть они являются

проявлением человеческих потребностей, которые могут быть как-то

видоизменены, но уничтожены быть не могут. В сфере идеологии мы обнаруживаем

такую же автономию, которая связана с законами логики и с традицией научного

познания, сложившейся в ходе истории.

Мы можем теперь изложить основной принцип нашего подхода, пользуясь

понятием социального характера. Социальный характер - это результат

динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения

социальных условий приводят к изменению социального характера, то есть к

появлению новых потребностей и тревог. Эти новые потребности порождают новые

идеи, в то же время подготавливая людей к их восприятию. Новые идеи в свою

очередь укрепляют и усиливают новый социальный характер и направляют

человеческую деятельность в новое русло.

Иными словами, социальные условия влияют на идеологические явления

через социальный характер, но этот характер не является результатом

пассивного приспособления к социальным условиям; социальный характер - это

результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой

природы, заложенных биологически либо возникших в ходе истории.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта