Кассиер. Э. Кассирер символическая концепция культуры
Скачать 4.68 Mb.
|
Э. Кассирер: символическая концепция культурыЭрнст Кассирер (1874-1945) в книге «Философия символических форм» говорит об исходной разнородности культуры и описывает её как процесс последовательного самоосвобождения человека. Сущностью культуры, согласно концепции Э. Кассирера, является символическая деятельность. Э. Кассирер о логике знаковЯзык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры. Значение символовСвастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». Пентакль изначально символизировал вечность и высокие (бескорыстные) устремления. Со средних веков она с подачи христианской церкви повсеместно стала считаться символом дьявольским и колдовским. Колесо сансары символизирует круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии. СимволикаУаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.У разных европейских народов подкова – символ удачи.Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).Э. Кассирер о символической вселеннойПо сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.Части этой вселенной –1. Язык2. Миф3. ИскусствоЭ. Кассирер о человеке и мифеИсходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.Э. Кассирер о символе
Леонардо да Винчи Витрувианский человек |