Е. М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее кисейной барышней занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Кр
Скачать 62.7 Kb.
|
Введение История возникновения профессии медицинской сестры берет начало глубокой древности и связана с такими присущими человеку чувствами как сопереживание, забота, чувство “ любви к ближнему”, которое во все времена заставляли людей помогать друг другу в горе и болезни. Екатерина Бакунина - знаменитая сестра, милосердия, героина двух войн XIX века. Она явилась одним их основателей госпитального дела в России, родоначальником медицинского обслуживания в Тверской губернии, предвестницей женского медицинского образования, ее жизнь являет собой пример личного подвига имя милосердия к страдающим от ран и болезней. Сестра милосердия- вот ее главная жизни и регалия. Великий хирург Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину. Биография Екатерина Михайловна Бакунина – представительница известного дворянского рода Бакуниных, давшего России целую плеяду общественных и государственных деятелей. Место же самой Екатерины Михайловны в этой плеяде особо и, на мой взгляд, наиболее значительно. Помимо того, что она явилась одним из основателей госпитального дела в России, основательницей медицинского обслуживания в Тверской губернии, предвестницей женского медицинского образования, жизнь Екатерины Михайловны Бакуниной являет собой пример личного подвига во имя милосердия к страдающим от ран и болезней. Сестра милосердия – вот её главная в жизни регалия. Родилась Екатерина Михайловна 19 августа 1811 году в семье дворянина — Михаила Михайловича Бакунина, Её отец был губернатором и сенатором Санкт-Петербурга. Е.М. Бакунина приходилась двоюродной сестрой знаменитому анархисту Михаилу Бакунину и внучатой племянницей фельдмаршалу Михаила Илларионовичу Кутузову. Е.М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры. Однако, несмотря на то, она воспитывалась в атмосфере, пронизанной передовыми философскими и политическими идеями, а дом ее родителей в духе времени превратился в общественно-литературный салон, до сорока лет ее жизнь мало чем отличалась от жизни обычной либерально настроенной помещицы. Занятая ведением хозяйства, она сочувствовала первым проявлениям женской самостоятельности, но применения своим силам в границах “дворянского гнезда” не находила. Одной из причин этого была жизнь в провинции с ее условностями и отсутствием контактов с единомышленниками, с другой стороны, сказывался и возрастной фактор: она была почти сорокалетней солидной дамой. Но в середине 50-х гг. все круто изменилось. В 1853 г. началась Крымская война, а в ноябре впервые в истории России на театр военных действий прибыли “дамы высокой души” - медицинские сестры Крестовоздвиженской общины - для оказания первой помощи раненым на полях сражений. Служба, хорошо известная и достаточно развитая усилиями католических монахинь в Европе, только зарождалась в России. Разумеется, она стихийно возникала во время военных действий и прежде. Но против организации института медицинских сестер выступало армейское начальство. Преодолеть его скептицизм удалось талантливому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову (1810-1881). Он стал вдохновителем и организатором этого необходимого начинания. Крымская война Война шла несчастливо для империи. Потери в Севастополе были огромными, медицинского мужского персонала катастрофически не хватало, госпитальное хозяйство находилось в развале. 5 ноября 1854 г. в церкви Михайловского дворца состоялась торжественная церемония открытия Крестовоздвиженской общины. После литургии сёстры милосердия во главе с начальницей А.П. Стахович дали клятву (клятва давалась на год), в которой были такие слова: «…доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям моим». Главной целью общины была подготовка сестёр милосердия для ухода за ранеными и больными в действующей армии. К началу Крымской войны Екатерина Бакунина была светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Однако письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. Но Бакунина добилась своего. В общине она прошла начальную медицинскую подготовку. 21 января 1855 года Бакунина в числе сестёр Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осаждённого Севастополя. Николай Пирогов в воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины. Он вспоминал: «Ежедневно днём и ночью можно было застать её в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». Вдохновляло сестёр и то, что фронтовое начальство ценило их помощь, приравнивая её к подвигу. Пирогов, а также посещавшие госпитали вице-адмирал Павел Нахимов, генералы считали их незаменимыми помощницами. По поручению Пирогова Екатерина Бакунина в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестёр для перевозки раненых в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Пирогов писал ей в письме: «Не отговаривайтесь и не возражайте, здесь скромность неуместна… Я вам ручаюсь, Вы теперь необходимы для общины как настоятельница. Вы знаете её значение, сестёр, ход дел, у Вас есть благонамерение и энергия.… Не время много толковать — действуйте!» На этом посту Бакунина оставалась вплоть до 1860 года. Она ездила по всем военным госпиталям Крыма и «сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестёр Общины». «Община — не просто собрание сиделок, — подчёркивал Пирогов, — а будущее средство нравственного контроля». Карьера сестёр милосердия определялась мнением о них раненых, местных руководителей общины, Николая Пирогова и великой княгини Елены Павловны. Своей властью госпитальные чины не могли ни наградить, ни разжаловать их. Не могли чиновники и заинтересовать сестёр «войти в долю»: их позиция была твёрдой. Эту позицию выразила Екатерина Бакунина. Она так сказала о своей главной цели: «Я должна была сопротивляться всеми средствами и всем своим умением злу, которое разные чиновники, поставщики и пр. причиняли в госпиталях нашим страдальцам; и сражаться и сопротивляться этому я считала и считаю своим священным долгом». Именно поэтому Николай Пирогов поручил сёстрам раздачу денежных пособий. Екатерина Бакунина последней из сестёр милосердия покинула по плавучему мосту оставляемый войсками Севастополь. В 1856 году война была закончена, и сёстры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность Продолжение благотворительной деятельности В 1859 г. Екатерина Михайловна отправляется в Германию и Францию для изучения опыта работы зарубежных общин сестер милосердия. Вернулась она разочарованная. В своих воспоминаниях позже она напишет: «Аккуратность и чистота во всем отличные. Но я помню, что на меня точно повеяло холодом. <…> …это не те сёстры, о которых мы мечтали, – о сёстрах – утешительницах больных, ходатайницах за них, сёстрах, вносящих в чужие госпитали горячие чувства любви и участия, правду и добросовестность!» Поняв невозможность более быть начальницей Крестовоздвиженской общины из-за разногласий с великой княгиней Еленой Павловной, желающей устроить общину по тому западному протестантско-католическому типу, с ее формальным исполнением обязанностей по уходу за больными, она с сожалением оставляет общину, ставшей делом ее жизни, оставляет Петербург и переключается на другую сферу деятельности – попечение о здоровье крестьян. Летом 1860 года Екатерина Михайловна с «сокрушенным сердцем» оставила общину и уехала в деревню. В селе Козицино Новоторжского уезда Тверской губернии вдали от столичной суеты начался новый, не менее яркий этап ее жизни в занятиях любимым и полезным делом - медициной. Врачей в губернии было мало. Население уезда (около 136.000 человек) обслуживал единственный врач. Эпидемии чумы, холеры, оспы, тифа уносили тысячи жизней. В специально построенном деревянном здании Бакунина открыла больничку на восемь коек, вела прием и оказывала медицинскую помощь на свои средства, сама же выплачивала содержание врачу. Так был заложен первый камень в фундамент земской медицины в Новоторжском уезде. Поначалу крестьяне отнеслись настороженно к барской затее. Но вскоре недоверие ушло, и к концу года количество получивших помощь превысило две тысячи человек, через год удвоилось, росло и далее. Прием Бакунина начинала с утра. Днем она в крестьянской телеге объезжала больных, делала перевязки, давала лекарства, которые мастерски готовила сама. С особым вниманием относилась к крестьянским детям. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, которые отличались в губернии тем, что здесь не взималась плата за медобслуживание. До конца дней своих, уже в Козицине, Бакунина продолжала защищать больных и бесправных, оставаясь примером, обличительной совестью для прагматичных людей. Жизнь Екатерины Михайловны, несомненно, яркий образец общественного служения. Ей довелось стать одним из организаторов госпитального дела в России и медицинского обслуживания в Тверской губернии. Ее заслуги были признаны современниками, а имя попало в дореволюционные справочные издания. В 1877 году Россия вступила в Русско-турецкую войну. Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, востребована руководством Российского общества Красного Креста. Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестер временных госпиталей. Ее деятельность здесь была еще более обширной, чем в годы Крымской войны. На фронте в этот раз Екатерина Михайловна пробыла больше года. Прощаясь, врачи пяти реформированных госпиталей преподнесли ей памятный адрес: «Во всех отношениях Вы явились достойной имени русского воина. От начала и до конца Вы оставались верны программе Вашей - служить во всем примером младшим Вашим подругам… Мы, врачи, для коих Вы были благонадежной и опытнейшей помощницей, питаем и навсегда сохраним к Вам чувство беспредельной благодарности. Имя Ваше не изгладится из памяти больных, коим Вы всецело приносили себя в жертву». Умерла Екатерина Михайловна в 1894 году в селе Козицино, похоронена в селе Прямухино (ныне Кувшиновского района) Тверской губернии в фамильном склепе Бакуниных. |