Главная страница
Навигация по странице:

  • Экспрессионизм

  • «Крик»

  • Э́двард Мунк. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни. Экспрессионизм


    Скачать 57.01 Kb.
    НазваниеЭдвард Мунк норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни. Экспрессионизм
    Дата01.12.2021
    Размер57.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭ́двард Мунк.docx
    ТипДокументы
    #288348

    Э́двард Мунк — норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

    Экспрессионизм — направление живописи начала прошлого века. Работая в этом жанре, художник старается отразить не окружающую действительность, а передать собственное эмоциональное состояние. Еще в детстве Эдвард столкнулся с тяжелыми потерями. Когда ему было пять лет, его мать скончалась от туберкулеза. Любимая старшая сестра умерла от той же болезни, когда Мунку исполнилось 15. Именно болезнь и смерть стали основной темой целого цикла его картин. Кроме того, отец Эдварда отличался болезненной религиозностью, пытаясь привить ее и детям, так что мальчик не мог спать ночами из-за преследующих его кошмаров о Страшном суде и адских муках. Характер будущего художника складывался из страха и трагедий, что не могло не сказаться на его психике и творчестве.

    Самой узнаваемой картиной художника стало произведение «Крик». «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире. Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном. 

    В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892» Мунк так описывает источник своего вдохновения: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу. »

    Художник предпринял несколько попыток запечатлеть на полотне поразившую его картину; о вынашивавшихся им планах изобразить запомнившийся ему закат сообщали его друзья и знакомые. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются проч. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. Очевидно, художник долго не мог найти подходящий образ, способный выразить охвативший его тогда ужас. Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).

    С картиной «Крик» связывают мистическое проклятие, которое, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном, стоимость которого оценивают в $70 млн., подвергались действию злого рока: они заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.



    написать администратору сайта