Экономические идеи в творчестве античных философов. Экономические идеи в творчестве античных фил. Экономические идеи в творчестве античных философов (Платон, Аристотель и др.)
Скачать 11.95 Kb.
|
Экономические идеи в творчестве античных философов (Платон, Аристотель и др.). Античное общество Древней Греции и Древнего Рима в период своего расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Характерным было также значительное применение рабского труда. Но античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Поэтому попытки осмысления некоторых общественных процессов и явлений можно найти уже в произведениях мыслителей именно античного мира, – Аристотеля, Ксенофонта, Платона. Рассмотрим труды каждого из них. Ксенофонт (444—355 до н.э.) Работы по экономике: «О доходах», «Экономикс» (учение о хозяйстве). В них рассматривались вопросы управления частным хозяйством. В сочинении «О доходах» Ксенофонт предложил план улучшения положения Афинского гос-ва, предполагающий следующие мероприятия: 1) увеличение налогов на иностранцев, причем их приток в Афины рекомендовал поощрять; 2) расширение добычи серебра; 3) организация торговли рабами. Являясь защитником натурального хозяйства, Ксенофонт считал с/х основной отраслью рабовладельческой экономики. Цитата 2. Ксенофонт считал, надо различать труд руководителей (дело свободных людей) и труд исполнителей (дело рабов). В таком подходе ярко проявляется презрительное отношение Ксенофонта к физическому труду. Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и как условие улучшения качества производимых продуктов. ОБЕД. Так же Ксенофонт обратил внимание на наличие у товара/вещи двух свойств: способности удовлетворять определенную потребность человека (т.е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену, делающей товар меновой стоимостью. Рассматривая торговлю, он затрагивал и роль денег. Он отмечал, что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Наибольшее значение он придавал функции накопления, сокровища. Ксенофонт считал, что накопленные деньги (серебро) всегда можно превратить в любые предметы потребления, в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет. Платон (427—347 до н.э.) Значительное место в сочинениях античного философа Платона (427—347 до н.э.) занимают экономические идеи. Наиболее известна его работа «Государство». В ней он поделил общество на классы. Первые два сословия — это философы, управляющие государством, и воины, образующие государственный аппарат управления. Эти классы не могли иметь права обладания какой-либо собственностью. Иметь собственность разрешалось третьему сословию, состоящему из землевладельцев, купцов и ремесленников. Рабы были обязаны обеспечивать потребности философов, управляющих государством и воинов. Тем самым Платон, создавая идеальное государство, пытался сохранить рабство. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие. И экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. То есть, занятия ремеслом и торговлей Платон, так же, как и Ксенофонт, считал менее достойным занятием для свободных граждан и полагал, что эти отрасли занятий предназначены для чужеземцев. В соответствии со своими натурально-хозяйственными позициями Платон не интересовался проблемами товарного производства — стоимостью, деньгами. В его сочинениях нет даже элементов научной теории стоимости. Отсутствие научной теории стоимости определило и непонимание Платоном денег. Он понимал и признавал только две функции денег: мерило стоимости и средство обращения. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) Крупнейший греческий философ. Был учеником Платона. Жил в эпоху огромных политических потрясений и жестоких войн, и считал, что все эти потрясения обусловлены имущественным неравенством. Аристотель отверг учение Платона об «идеальном государстве», и разработал теорию «лучшего государства», которое должно было основываться на господстве класса рабовладельцев среднего достатка. Политические и экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать рабовладельческий строй и рабовладельческое гос-во. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства. (Общество делилось на рабов и свободных людей. Рабство признается естественным явлением. Поэтому Аристотель устанавливает естественное разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять грубую работу — физический труд, а умственный труд — управление гос-вом— это дело свободных людей.) Цитата 1. Рабов он, как и Платон, не считал гражданами, а приравнивал их к орудиям производства. Для экономических взглядов Аристотеля, так же, как и для Платона, характерна защита натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Богатство же Аристотель делил на два вида - богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег. Источником 1 вида богатства Аристотель считал производство —земледелие и ремесло (естественное богатство), поскольку оно возникает в результате производ. деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей. 2 вид богатства – накопление денег, (противоестественное), поскольку оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления. Исходя из двоякого понимания богатства, Аристотель рассматривал продукт как товар, который имеет двоякое назначение: «Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое» Здесь он говорит о двух свойствах товара: о потребительной и меновой стоимости. Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для совершения обмена требуется, чтобы различные вещи были бы однородными и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Но Аристотель не раскрыл и не мог раскрыть настоящей основы обмена -стоимости, поскольку в античном мире товарно-денежные отношения не были господствующими общественными отношениями. |