МРВ. Сейчас большое внимание уделяется вопросам создания культурнооздоровительного и оздоровительнообразовательного пространства для детей
Скачать 20.96 Kb.
|
Сейчас большое внимание уделяется вопросам создания культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства для детей. В связи с этим оправдан интерес к богатому историческому и педагогическому опыту детского лагеря дореволюционной России и Советского Союза. Исследователи практики пионерских лагерей предлагает рассматривать следующие формы пионерского лагеря, существовавшие в начале ХХ века: • пионерский лагерь как дача – Дача – загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания. Например, дореволюционные благотворительные практики по отношению к городским детям, чьи родители не могли вывести их летом на дачу. • пионерский лагерь как коммуна – От французского «commune» – община, сообщество. Идейное и кооперативное сообщество, группа лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда, в которой решения принимаются по общему согласию. Например, деятельность пионерских отрядов может рассматриваться как общественно-полезная деятельность. • пионерский лагерь как санаторий – От латинского «sano» – лечу, исцеляю. Лечебно-профилактическая организация для непосредственного лечения и профилактики заболеваний, использующая главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания) в сочетании с лечебной физкультурой, рациональным питание, при соблюдении строго определенного режима лечения и отдыха. Например, в 1876 году практика организованного оздоровления детей в США и в Европе. • пионерский лагерь как военное поселение – «Каструм» – от латинского «castrum» – военное поселение. Распространенный во времена античности тип римского военного поселения. Например, скаутские лагеря в Великобритании начала ХХ века или летние лагеря кадетских корпусов Российской Империи с середины ХIХ века. В Европе в 1876 году в швейцарских Альпах был построен первый в мире лагерь отдыха. В него входило всего 68 детей, по преимуществу это были дети из рабочих семей. В качестве воспитателей выступали их же родители-добровольцы. Позднее в лагерях появились и педагоги. Дети строили шалаши, устраивали соревнования, разучивали и пели песни. Взрослые организовывали различные походы, экскурсии, устраивали мероприятия для поддержания командного духа. Игры на свежем воздухе, коллективные походы и жизнь за пределами цивилизации благоприятно влияют на здоровье и эмоциональное состояние детей. После этого летние лагеря стали организовывать и во всем мире. Они появились и в Северной Америке в 1880-х годах. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах. Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И решение создать детские летние кампусы было продиктовано тем, что преимущества сил природы для физического и морального блага человека неоспоримы. Популярность таких кампусов росла, и в 1890-е годы их появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале 20-го века, создавались они «для нового, более самостоятельного поколения женщин». Таким образом, общество начало признавать неизбежность феминизации. Так в 1902 году появляются лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн), в 1911 и 1912 годах появляются лагеря Camp Fire Girls и Girl Scouts of the USA. Вскоре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса. Движение наиболее активно проявилось в Москве, Петрограде, Томске и в других городах России. В Москве оно ярко проявилось, как попытка включиться в международное движение сетлементов в 1905 году. «Сетлемент (англ. settlement – поселение) – просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906-1907 гг., Москва. Основано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др. Общество осуществляло экспериментальную культурно-просветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В 1907 было закрыто за «попытку проведения социализма» среди маленьких детей. В конце 19 века общество искало пути решения проблемы беспризорных детей, наводнявших улицы многих городов мира. Это были преимущественно дети рабочих, ремесленников и городской бедноты, родители которых были заняты обеспечением пропитания. Без должного контроля со стороны взрослых, они были подвержены негативному влиянию улицы, попадали в группу риска и часто пополняли ряды преступности. В Америке возникло движение, объединившее под своим знаменем всевозможные кружки, союзы, общества, поставившие себе целью – заботу о нравственном и физическом благополучии беспризорной детворы городских бедняков. Первый американский клуб «Сетлемент» был основан доктором Стантом Койтом в 1887 году в Нью-Йорке. В 1889 году возникают два сетлемента, основанные прогрессивными женщинами, окончившими американские университеты. Клубы «Сетлемент» были признаны лучшим средством для перевоспитания детей. Им были предоставлены светлые, благоустроенные помещения, где они при полной свободе и без излишней опеки могли проводить время с пользой для себя. В этих клубах молодёжь получала возможность взаимопомощи, училась и развлекалась. В 1906 году в России было официально зарегистрировано общество «Сетлемент» (переименованное позже в общество «Детский труд и отдых»). Его главная цель – удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Возник «Сетлемент» на базе «Дневного приюта для приходящих детей» и объединял группу представителей московской интеллигенции Станислава Теофиловича Шацкого, которая занималась организацией детских объединений, первых детских площадок, загородной летней колонии труда и отдыха, мастерских, «дополнительной школы», педагогических курсов. Поиск средств наиболее интенсивного воспитания привел к созданию на базе летней колонии «Бодрая жизнь» круглогодичного воспитательно-учебного заведения «Школы-колонии» (своеобразного лицея). На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона. Писателя, стремясь унять и занять чем-то другим мальчишек-хулиганов, разработал программу воспитания детей на природе. В 1902 году вышла первая статья Томпсона, посвященная данной теме. За 4 года вышло еще несколько работ, а его идеи получили общенародную поддержку и вскоре вылились в национальную программу скаутов. В 1907 году появляется скаутское движение в Великобритании, которое организовал полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл. По долгу службы он оказался в маленьком слабоукрепленном городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков-велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые заменили взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, патрульными, наблюдателями. В 1907 году была сделана первая попытка проверить логичность критики существовавшей воспитательной системы. Баден-Пауэлл собрал группу мальчишек, представляющих разные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на острове Броунси. Лагерь был палаточный, и участвовало в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь очевидна, что в 1908 году появляется его книга, где изложены основы скаутинга «Scouting for boys», которая мгновенно расходится в Англии. Движение распространяется по всей стране, проникает в колонии, и Баден-Пауэлл понимает, что его необходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать организацию. Официально движение бойскаутов было основано в 1908 году. В 1910 году Баден-Пауэлл окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству своим детищем. К 1913 году скаутское движение принимает крупные размеры во всех странах Европы и Северной Америки. К 1925 году в США было около 300 скаутских лагерей. Мальчиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, обучали основам декоративно-прикладного искусства. Вечером у костра пели, рассказывали разные истории, устраивали театральные представления, здесь же открывали и закрывали сезон – в общем, делали все то же самое, что и в советских пионерских лагерях. Первый русский вариант «Scouting for boys» был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого начинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олег Иванович Пантюхов. 30 апреля 1909 года считается днем рождения русского скаутинга. Первое звено (патруль) Пантюхова называлось «Бобер». Именно стараниями взрослых людей в разных городах России стали формироваться скаутские отряды. Не случайно расцвет скаутинга связан с войной. У подростков появилась реальная возможность принести пользу Родине. Они дежурили на станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях, размещали беженцев, собирали подарки на фронт, помогали в деревнях крестьянам, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. После революции 1917 года Иннокентий Николаевич Жуков с группой «скаут-мастеров» (понимавших, что революция «серьезно и надолго»), принял участие в создании пионерской организации и вошел в ее Центральное бюро, был организатором первого пионерского отряда. Комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру, начинаются гонения, сборы считаются незаконными. 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели аресты среди российских скаутлидеров. Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Надежда Константиновна Крупская и один из идеологов русского скаутизма Иннокентий Николаевич Жуков. Именно Н.К. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», а И.Н. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской. Первыми формированиями были клубы и отряды, создававшиеся по месту жительства и при предприятиях по инициативе самих подростков. В 1930-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинения ее школьной администрации «пионерработа» стала все больше и больше напоминать «дополнительные уроки» («предметные сборы»). Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом. В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР Зиновий Петрович Соловьёв. По его инициативе сразу же по окончании Гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа. С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла. Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало «тимуровское движение», кот развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х годов под влиянием повести Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) «Тимур и его команда» и со временем передало эстафету «коммунарскому движению». Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 1960-х годов и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД), на основе новаторских идей Игоря Петровича Иванова. История движения педагогических отрядов начинается с 1966 года, когда появились первый студенческий педагогический отряд «Труверы» на базе Иркутского педагогического университета. Инициативу педагогических отрядов поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов и в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Этому во многом способствовала творческая атмосфера в самих отрядах, множество профильных смен в детских лагерях, песенные фестивали и конкурсы самодеятельности. В настоящее время в работе педотрядов ежегодно принимают участие более 65 тысяч юношей и девушек из 72 субъектов Российской Федерации. Современные студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Сохраняя традиции, участники педагогических отрядов, как и в прежние времена, работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищенных слоев населения, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государственного значения. |