Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Рассмотрите революционные принципы Сунь Ятсена и дайте их оценка в исторической литературе.

  • 11 Рассмотрите характер, этапы и итоги Синьхайской революции в Китае.

  • Экзамен Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену


    Скачать 238.13 Kb.
    НазваниеЭкзамен Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену
    Дата14.04.2022
    Размер238.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNovaya_istoria_stran_Vostoka_Ekzamen_Otvety_na_voprosy_1.docx
    ТипДокументы
    #472621
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    Роль Вэн Тунхэ и начало реформ


    Не получив ответ, Кан Ювэй решил, что попытка привлечь императора на свою сторону опять окончилась неудачей. Он собрался 10 января 1898 года покинуть Пекин, и уже сдал багаж на поезд, когда к нему прибыл Вэн Тунхэ и уговорил остаться в столице и продолжить борьбу, пообещав поспособствовать тому, чтобы обеспечить Кан Ювэю императорскую аудиенцию.

    Ещё в 1895 году император, читая меморандум Кан Ювэя, передал его всем губернаторам для рассмотрения и собирался приступить к реализации намеченной программы реформ, но отказался от этих планов под нажимом Цыси. Обстановка начала1898 года благоприятствовала сторонникам реформ, и император под их влиянием отдал приказ рассмотреть вопрос о командировке Кан Ювэя за границу. Члены канцелярии по иностранным делам договорились заслушать Кан Ювэя лично прежде, чем рассмотреть вопрос о командировке, и с разрешения императора заслушивание прошло 24 января. На следующий день участники доложили императору о беседе. Император собирался тут же назначить аудиенцию Кан Ювэю, но великий князь Гун предложил сначала дать возможность Кан Ювэю письменно изложить взгляды, и предоставить аудиенцию только если написанное будет представлять интерес. Император вынуждено согласился, и Кан Ювэй получил повеление о составлении меморандума; одновременно канцелярия по иностранным делам получила приказ незамедлительно присылать во дворец все предложения Кан Ювэя.

    Кан Ювэй написал шестой меморандум менее резким тоном, и включил конструктивные предложения, сводившиеся к установлению конституционной монархии (с использованием опыта Великобритании, Японии и Германии). Как чиновник, Кан Ювэй передал меморандум через начальника, главу приказа общественных работ реакционера Сюй Инкуя. Тот, встретившись с великим князем Гуном, выступил против меморандума и автора, поэтому к императору меморандум попал лишь 15 марта 1898 года, после хождения по всем дворцовым инстанциям.

    Ознакомившись с текстом меморандума, император приказал передать его на обсуждение в канцелярию иностранных дел. Тем временем Кан Ювэй, недовольный отношением к его предложениям со стороны консервативных чиновников, послал императору новый меморандум, к которому приложил «Записки о реформах российского царя Петра Великого».

    Весной 1898 года в столицу для участия в экзаменах на соискание высшей учёной степени цзиньши начали со всего Китая съезжаться цзюйжэни. Кан Ювэй хотел привлечь их, и 12 апреля 1898 года прошло учредительное собрание китайского патриотического общества сторонников реформ «Баогохуэй». На собрание явилось более 200 представителей служилого и учёного сословия столицы, в том числе видные сановники и цензоры.

    29 мая 1898 года скончался председатель верховного императорского совета великий князь Гун. Его смерть с удовлетворением встретили сторонники реформ. Кан Ювэй по этому случаю написал Вэн Тунхэ специальное письмо, в котором убеждал к срочному проведению преобразований, пока консервативный лагерь потерял лидера.

    6 июня Кан Ювэй написал очередной меморандум императору, переслав его во дворец через цензора Ян Ичуаня. Для уверенности, что меморандум дойдёт до адресата, второй экземпляр Кан Ювэй заместителю главы Академии Ханьлинь Сюй Чжицзину. Этот экземпляр дошёл до императора и последний, впечатленный недавними захватническими актами иностранных держав, решился на проведение реформ.

    10. Рассмотрите революционные принципы Сунь Ятсена и дайте их оценка в исторической литературе.
    Революционный демократизм в истории общественной мысли, революционного движения в Китае занимает особое место. Идеология революционного демократизма подготовила в стране мировоззренческую атмосферу, определенный уровень теоретического развития, который способствовал восприятию передовой частью китайского общества идей научного социализма.

    Однако сами китайские демократы не смогли стать на позиции революционного пролетариата и разделить взгляды основоположников марксизма. Это объяснялось прежде всего социально-экономической обстановкой в стране в конце XIX

    — начале XX в. В этот период в Китае произошли заметные социально-экономические сдвиги, обусловленные ломкой старых феодальных и патриархальных форм хозяйствования, становлением капиталистических отношений. В первое десятилетие XX в. в стране были построены сотни новых фабрик, шахт, рудников, принадлежащих национальному капиталу. Расширился объем внешней торговли, началось формирование общекитайского рынка. В деревне происходил постепенный процесс разложения натурального хозяйства, хотя по-прежнему преобладающими были феодальные формы эксплуатации крестьян. Буржуазные отношения во многом внедрялись извне, чему способствовал иностранный капитал, который захватывал ключевые позиции в экономике страны. Это вело к превращению Китая в полуколонию империалистических государств.

    В итоге китайский народ страдал не только от национального гнета маньчжурских завоевателей, стойких пережитков феодализма, мук становления капиталистического уклада, но и от экспансии западного капитала. Поэтому конец XIX — начало XX в. отмечены в Китае ростом классовой борьбы, усилением национализма, активизацией антифеодального движения, борьбой против колониального угнетения, за улучшение положения народа. Все эти процессы находили отражение в идеологии возникшего в Китае революционного движения. Формирование революционной идеологии вело к ломке устоявшихся представлений и взглядов, появлению ряда новых идей- ных течений, как основанных на китайской традиции, так и позаимствованных у Запада.

    Среди этого идейного многоголосья наиболее значительным было зарождение и развитие идеологии революционного демократизма, которая отражала коренные интересы и взгляды самого многочисленного класса Китая — крестьянства.

    Социальные идеалы первых китайских революционе- ров-демократов в целом представляли антипод существующему строю. Многовековое господство феодализма в стране клонилось к закату, а капитализм, сделав только первые шаги в Китае, уже успел дискредитировать себя. В этой связи многие китайские революционеры- демократы встали на позиции «предупреждения» развития капитализма в Китае и пропаганды нового социального переустройства общества. Большую популярность в рассматриваемый период приобретают идеи крестьянского нароДнического социализма. Они получили распространение в Китае в обстановке, довольно сходной с социально-экономической ситуацией в России последней трети XIX — начала XX в., когда основные крестьянские массы страдали от остатков феодализма и развивающихся капиталистических отношений. Подобно русским народникам, китайские революционеры-демократы выступали с критикой капитализма, отвергали неизбежность его развития, доказывали необходимость и возможность для Китая «перескочить» через эту стадию развития.

    В. И. Ленин неоднократно указывал на общие характерные черты русского и китайского народничества. Известно, что на многих китайских революционеров-де- мократов оказали влияние идеи русских народников, а также личное знакомство с ними. Так, Сунь Ятсен был хорошо знаком с Н. К. Судзиловским, Г. А. Гершуни, Ф. В. Волховским. По словам В. И. Ленина, Сунь Ятсен рассуждал «буквально как русский. Его сходство с русским народником так велико, что доходит до полного тождества основных мыслей и целого ряда отдельных выражений»

    Наиболее выдающимся представителем революционной демократии, проповедником народнического социализма в Китае с начала XX в. становится Сунь Ятсен (1866—1925). Выходец из крестьянской семьи, получивший медицинское образование благодаря финансовой поддержке брата, эмигрировавшего на Гавайи, он в начале 90-х годов XIX в. приобщается к революционному движению. В начальный период своей революционной деятельности Сунь Ятсен выдвинул программу борьбы за обретение национальной независимости Китая путем свержения ига маньчжурских завоевателей и восстановления в правах китайской нации, а также за создание демократической республики. Эти программные требования китайского демократа выражали два основных принципа его учения — «национализм» и «демократизм».

    Во время поездок в Европу, Америку и Японию (1895—1896, 1905) Сунь Ятсен познакомился со многими социалистическими учениями, в том числе русских народовольцев, с некоторыми работами К. Маркса. В результате заграничных поездок, которые дали также богатый материал о жизни трудящихся Западной Европы, учение Сунь Ятсена пополнилось третьим принципом «миньшэн» («народное благоденствие»). В обобщенном виде учение Сунь Ятсена о трех народных принципах — «национализм, народовластие (демократизм), народное благоденствие» — впервые было изложено в 1905 г. в Токио. Эти принципы были положены в основу программных требований созданного по инициативе Сунь Ятсена Китайского Объединенного союза (Чжунго гэмин тунмэнхой) — первой общекитайской революционной организации.

    Три принципа учения Сунь Ятсена представляют собой единое целое, систему, которая, однако, не оставалась неизменной. На протяжении всей своей революционной деятельности Сунь Ятсен вносил некоторые дополнения и изменения в их трактовки.

    Принцип «национализма» означал у Сунь Ятсена прежде всего «возрождение национального духа». Борьба за возрождение национального духа должна была вестись по линии уничтожения национального угнетения и социальной несправедливости. Сунь Ятсен и другие китайские революционеры-демократы, отстаивая принцип «национализма», выступали как против маньчжурского феодального государства, так и против международного империализма. Впоследствии (в начале 20-х годов) суньятсеновский принцип «национализма» стал включать в себя также признание необходимости равенства между всеми национальностями Китая, требование покончить с империалистическим господством в стране.

    Принцип «национализма» в учении Сунь Ятсена тесно связан с принципом демократизма, народовластия. Последний означал осуществление политической революции, создание республики с демократическим правительством, принятие справедливой конституции. Несмотря на искрен нее стремление Сунь Ятсена учредить демократическую китайскую республику, его проект по своему реальному содержанию не выходил за рамки обычной буржуазной демократии. Это вполне обнаружилось в ходе событий Синьхайской революции. Временная конституция Китая (март 1912) не только представляла собой заурядную буржуазно-демократическую конституцию, но и к тому же отличалась уступками феодально-помещичьим кругам. Впоследствии, особенно после Октябрьской революции в России, Сунь Ятсен, развивая свое учение, принцип «народовластия» пополнил критикой недостатков буржуазной парламентской системы. Он ратовал за более демократический государственный строй, гарантирующий права китайского народа в противоборстве с международным империализмом.

    В содержании третьего принципа Сунь Ятсена («народное благоденствие»), трактовавшегося им как своеобразный социальзм, в наибольшей степени получили отражение народнические мотивы его учения. Сунь Ятсен доказывал, что капитализм в Европе и Америке, несмотря на прогрессивную роль в деле развития производительных сил, не принес благоденствия народным массам. Идти по пути капиталист*. 1еских стран значило попасть в тот же самый тупик. Поэтому китайский демократ считал необходимым до укоренения капиталистических отношений в Китае «ввести» социализм. При этом он искренне верил, что в силу отсталости Китая, неразвитости в стране капиталистических отношений, относительно слабой дифференциации классов «социализм» может быть «введен» сравнительно легко. Он хотел одним махом разрешить задачи сразу трех революций — национальной, политической и социальной — и таким путем превратить Китай в богатое, процветающее государство.

    Установление будущего «социалистического» строя Сунь Ятсен поначалу связывал главным образом с разрешением аграрного вопроса, так как преобладающим, а также наиболее эксплуатируемым классом в Китае было крестьянство.

    Освобождение крестьянства от эксплуатации Сунь Ятсен предполагал достигнуть посредством национализации земли, «уравнения прав на землю». В программном документе — «Декларации Объединенного союза» (1905) содержание этого лозунга раскрывалось следующим образом: «Все граждане имеют равные права на пользование благами цивилизации. Необходимо улучшить экономическую организацию общества и установить твердую цену на землю в стране. Нынешняя цена земли во всех случаях останется собственностью ее владельца, дополнительная же цена, которая явится следствием прогресса общества после революции, поступит в распоряжение государства и станет общим достоянием государства» 2. Путем «уравнения прав на землю», национализации земли, трактуемой как национализация земельной ренты, Сунь Ятсен надеялся предотвратить развитие капитализма. На деле же программа китайского демократа могла только расчистить путь для этого прогресса, открывая перспективу крестьянско-буржуазного развития капитализма в сельском хозяйстве.

    Во многом такой подход определялся значительным влиянием на него теории единого налога американского экономиста Г. Джорджа (1839—1897). Именно на идеях Г. Джорджа о естественном праве человека на землю, о необходимости единого налога на землю, введении ренты-налога во многом строилась экономическая программа Сунь Ятсена и его ближайших соратников. Пропагандируя теорию Г. Джорджа, Сунь Ятсен пытался идентифицировать многие ее положения с учением К. Маркса. Он заявлял, что «чисто внешне учения Маркса и Джорджа мало чем отличаются друг от друга. На самом деле они являются совместным открытием, поэтому им надлежит существовать вместе» 3. Он не придавал значения тому, что внешняя схожесть положений К. Маркса и Г. Джорджа резко контрастировала с их различием по сути. Фактически вся система Г. Джорджа при ее реализации могла как раз содействовать развитию капиталистического способа производства. В свое время К. Маркс подверг сокрушительной критике утопические планы Г. Джорджа уничтожить капиталистическую эксплуатацию, бедность и нищету путем национализации земли и уравнительного раздела ее между мелкими товаропроизводителями 4.

    Программа переустройства китайского общества, разработанная Сунь Ятсеном, не была чисто аграрной, не была она и попыткой абсолютизировать, увековечить мелкое производство. Сунь Ятсен понимал необходимость индустриализации и развития производительных сил Китая. Стремление к модернизации страны было весьма характерной чертой в его учении о трех народных принципах. Сунь Ятсен фактически доказывал, что Китай, будучи отсталой страной, не должен повторять классическую модель западного развития. В специфических условиях Китая оптимальным, по мнению Сунь Ятсена, является такой путь развития, при котором государство ограничивает экспансию частного крупного капитала и учитывает интересы различных экономических слоев и групп населения. Одним из способов реализации этого пути были его проекты своеобразного «государственного социализма».

    Сунь Ятсен считал возможным существование смешанной экономики, т. е. функционирование мелкого частного предпринимательства наряду с крупными государственными предприятиями, составляющими экономическую основу системы «государственного социализма». Он считал вполне осуществимой идею классового сотрудничества в «будущем китайском бизнесе». «Каждый класс,— писал Сунь Ятсен в статье «План железнодорожного строительства в Китае и принцип народного благоденствия»,— опирается на другие классы, и все живут во взаимном доверии и любви» 5.

    Проповедуя классовое сотрудничество, справедливое распределение богатства, создание стимулов к деловой инициативе, Сунь Ятсен не видел большой опасности в нарождавшемся мелком национальном капитализме. Он опасался лишь появления капитализма западного типа — крупного, монополистического, которому сопутствует множество социальных противоречий, в особенности классовая борьба. Вместе с тем, допуская, что частное предпринимательство может все же привести к появлению крупного капитала и капиталистов, Сунь Ятсен предлагал осуществлять меры регулирования и государственного контроля над производством, эксплуатацией природных богатств и др., призванные исключить такую возможность. Однако, идеализируя мелкое предпринимательство, Сунь Ятсен явно недооценивал генетическую связь между мелким и крупным капиталом — обстоятельство, чреватое перспективой превращения его «государственного социализма» в полнокровный капитализм.

    В целях модернизации Китая Сунь Ятсен предлагал использовать кроме частного национального капитала также иностранный капитал. «Идея моя,— писал он,— сводится к следующему: заставить капитализм создать в Китае социализм, с тем чтобы эти две экономические силы человеческой эволюции могли работать бок о бок для будущей цивилизации» 6. Представления об участии западного капитала в становлении и укреплении демократического строя в Китае в тех исторических условиях были далеки от реальности, страдали забвением подлинного характера отношений империалистических стран со слаборазвитыми государствами.

    Несомненно, что Сунь Ятсен, обосновывая свои проекты «государственного социализма», исходил из искренних побуждений о благе народа и страны. Однако многие из его проектов, материализующих третий «принцип», при ближайшем рассмотрении оказываются утопическими, идеалистическими, противоречивыми. Характерно, что и трактовка Сунь Ятсеном принципа «народного благоденствия» оказывалась весьма непоследовательной и противоречивой. Так, в конце жизни Сунь Ятсен в лекциях о трех народных принципах сводил свой социализм «народного благоденствия» к «крестьянскому социализму» тайпинов, заявляя, что «принцип народного благоденствия уже был претворен в жизнь однажды, несколько десятилетий назад. Вы спросите — кем? Хун Сюцюанем (руководитель Тайпинского восстания.— Авт.)». В то же время практическое осуществление своего принципа «народного благоденствия» Сунь Ятсен видел в социально- экономической политике, проводимой в Германии как бисмаркского периода, так и современного ему. И наконец, осуществление своих «трех народных принципов» Сунь Ятсен усматривал в политике молодой Советской республики 7. Подобное смешение разнородных в сущности социально-экономических явлений — наглядное отражение положения и мировоззрения промежуточных слоев китайского общества, представителем которых и выступал Сунь Ятсен.

    Идеи Сунь Ятсена восприняли многие китайские революционеры-демократы. На страницах революционного журнала «Миньбао» и других революционных изданий они выдвинули широкую программу борьбы за прогрессивное переустройство Китая, в основу которой были положены «три народных принципа» Сунь Ятсена. Третий принцип — «народное благоденствие» — трактовался как лозунг социализма. Так, ближайшие соратники Сунь Ятсена Чжу Чжисинь (1885—1920), Фэн Цзыю (1880—1958) считали содержание этого принципа тождественным социализму, подчеркивая, что если социализм на Западе — продукт развития капитализма, то в Китае он предотвратит такое развитие. Чжу Чжисинь, как и многие другие китайские мыслители, идеализировал «социалистические» традиции своей страны. Он писал, что традиционное для Китая «поощрение земледелия и презрение к торговле» имело целью «ограничение концентрации и накопления богатств», т. е. имело «социалистический» оттенок. Чжу Чжисинь предлагал совершенствовать эту традиционную политику как основу преобразований и уверял, что «она ни в коем случае не будет противоречить общественной психологии» 8. Характерно, что принцип «народного благоденствия» Чжу Чжисинь не сводил только к национализации земли, а предлагал национализировать железные дороги, горнодобывающую промышленность, коммунальное хозяйство.

    Фэн Цзыю считал, что установление равных прав на землю посредством национализации (методом единого налога на землю) составляет основное содержание принципа «народного благоденствия» и отвечает китайской традиции землепользования. Он указывал на то, что «принцип народного благоденствия был распространен в Китае еще задолго до греческой и римской цивилизации», ибо уже во времена императора Ван Мана (9—23) «никто не был владельцем рабов и никто не был владельцем земли. Это было наилучшим выражением идей народного благоденствия». Этот же принцип, по мнению Фэн Цзыю, осуществлялся и при реформаторе Ван Аньши (1021 — 1086) и в государстве тайпинов, учредивших общественные амбары. Следовал вывод, что «принцип народного благоденствия есть исконно китайское явление, возникшее много тысяч лет назад». Фэн Цзыю писал, что «ни в одной стране в мире нельзя так легко осуществить социализм, как в Китае, и так легко провести национализацию земли» 9.

    Пропагандируя принцип «уравнения праз на землю», национализацию земли, а также средств сообщения, связи, ряда отраслей промышленности, китайские революционеры думали, что проведение этих мер поможет Китаю избежать обычного капиталистического пути. Среди китайских революционеров-демократов, провозглашавших подобные идеи народнического толка, были Ван Цзинвэй и Ху Ханьминь 22. Они заявляли, что «для решения социального вопроса в Китае нужно начинать с разрешения земельного вопроса путем национализации, чтобы земля не концентрировалась в руках монополистов и чтобы страна не оказалась в тупике, в какой попали Европа и Америка» 10. Китайские демократы, ссылаясь на Сунь Ятсена, подчеркивали, что осуществление национализации земли позволит предупредить развитие капитализма и его пороков в Китае.

    Китайские революционеры-демократы выступали с резкой критикой капиталистических монополий, в частности трестов. Так, по мнению Фэн Цзыю, «тресты препятствуют осуществлению принципа народного благоденствия, игнорируют человеческие стремления к свободе и служат интересам кучки богатых». Отвергая капитализм западного типа и пропагандируя необходимость его предупреждения в Китае, Минь И и другие китайские демократы противопоставляли ему «социализм». Они сводили его к национализации земли и превращению государства в «крупного помещика», «самого крупного капиталиста», которое, осуществляя широкомасштабное предпринимательство, не будет мешать деятельности мелких и средних капиталистов. «Мы, социалисты,— разъяснял Минь И,— не против обогащения народа, а только против обогащения кучки людей, против классового неравенства в обществе» . Социализм, за который ратовали Минь И и другие члены Объединенного союза, фактически представлял своеобразный государственный капитализм. Осуществление предлагаемой ими программы не только не вело к «предотвращению» капитализма, а, наоборот, радикально бы расчистило путь для наиболее быстрого его развития в стране.

    Народничество в Китае наряду с общими чертами, свойственными этому идейно-политическому течению, такими, как субъективизм в оценке исторических явлений, ориентация на крестьянство и национализацию земли, опора на традиционное наследие, боевой демократизм и др., имеет и свои особенности. Они связаны прежде всего со спецификой Китая, как полуфеодальной, полуколониальной страны, а также своеобразием задач, которые стояли перед китайским революционным движением. Хотя проекты китайских революционеров-демократов, построенные на интерпретации трех народных принципов, в конечном счете вели к капиталистическому развитию страны, тем не менее их заслугой является постановка вопроса о возможности капиталистического пути развития Китая, критика империализма. Весьма заметной тенденцией китайских революционных демократов было стремление к прогрессу, пропаганда индустриализации и модернизации страны. Наконец, должна быть отмечена националистическая окраска китайских теорий народнического социализ?ла.

    В период антифеодального, антиколониального, антиимпериалистического этапа китайской революции основные положения программы Сунь Ятсена и его соратников, направленные на демократизацию страны, ломку феодальных отношений, союз с широкими народными массами, создание республики, были прогрессивными и радикальными. Идеи Сунь Ятсена получили широкое распространение в Китае и оказали существенное влияние на многих китайских революционеров. Три народных принципа Сунь Ятсена, отвечавшие историческим задачам демократического этапа китайской революции, были использованы Коммунистической партией Китая в ее идейно- революционной работе.

    11 Рассмотрите характер, этапы и итоги Синьхайской революции в Китае.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта