Экзамен Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 238.13 Kb.
|
Суть и характеристика китайской революции 1911 – 1913По характеристике синьхайская революция была национально-освободительным революционным движением Обстановка в Китае в начале XX века была напряжённой, в памяти были живы восстания тайпинов и ихэтуаней, а также другие бунты. Чрезмерно консервативное императорское правительство отвергало саму возможность любых либеральных преобразований, так необходимых отсталому на тот момент от других стран мира Китаю, что привело к росту недовольства. По сути, синьхайская революция была борьбой с ненавистной многим китайцам маньчжурской династией, а борьба идеологий здесь отошла на второй план. Тем не менее, значение синьхайской революции для Китая очень велико! Она, конечно, не принесла этой истерзанной междоусобицами стране счастья, но зато революция позволила сделать первый шаг к новым преобразованиям. Впереди у Китая было ещё много испытаний, но он, сбросив оковы архаичной монархии, в 1911-1913 годах сделал большой шаг вперёд, к дальнейшему развитию. Ход событий синьхайской революции 1911 годаВ ходе событий китайской революции 1911 года некоторые города были разорены, а чиновников маньчжурской администрации восставшие казнили без суда и следствия В 1911 году из-за расстрела мирной демонстрации началось Сычуаньское восстание, положившее начало синьхайской революции. Следом за ним случилось Учанское восстание, а за ним и серия других мятежей, в том числе и в армии. Императорская династия вынуждена была наделить командующего Юань Шикая всей полнотой власти, чтобы он сумел подавить революцию, но вместо этого он решил добиваться собственных целей – захвата власти, так как Юань Шикай прекрасно понимал, что империя уже обречена, и вопрос только в том, кто именно возьмёт власть в свои руки после её падения. Пока он вёл переговоры с повстанцами, провинции Китая одна за другой объявляли о независимости, и события синьхайской революции окончательно вышли из-под контроля. Заняв Пекин, Юань Шикай начал успешные боевые действия, при этом ведя переговоры и с императорской династией, и с повстанцами, потому что и те, и те понимали – от него зависит слишком многое. При этом маньчжуров он запугивал возможной резнёй со стороны революционеров, а революционеров шантажировал возможностью своей сделки с маньчжурами. Сложный момент настал, когда Китай окончательно разделился на север, поддерживающий монархию, и мятежный юг. Разгромив повстанцев, он заключил с ними мир, и в воздухе запахло гражданской войной между севером и югом, но такого исхода не желал никто. Умело обратив события синьхайской революции себе на пользу, Юань Шикай дал и югу, и северу шанс избежать гражданской войны, объединившись вокруг сильной личности, то есть вокруг себя самого. Шаг за шагом он освободился от власти династии Цин, попутно заключая различные соглашения с революционерами. В конце концов повстанцы согласились предложить Юань Шикаю пост президента, если он покончит с монархией и провозгласит создание республики, что он и проделал. Это шло вразрез с планами Сунь Ятсена, организатора и одного из самых активных участников синьхайской революции, который таким образом лишался власти. Но в итоге президентом (по факту – диктатором, а потом и новым императором) стал Юань Шикай, а Сунь Ятсен после неудачной попытки нового переворота бежал в Японию. Итоги и результаты синьхайской революцииВ итоге китайской революции Монголия и Тибет отделились от Китая Падение китайской монархии. Императорская династия была вынуждена добровольно-принудительно отречься от власти, хоть и сохранила представительские функции. Фактически Китай стал республикой с элементами конституционной монархии, что стало самым ярким результатом синьхайской революции 1911 года. Началась борьба за власть. Сунь Ятсен, “отец китайской революции”, был отстранён от власти генералом императорской армии Юань Шикаем. В 1913 году Сунь Ятсен предпринял попытку второй революции, чтобы сбросить его, но потерпел поражение и бежал. Вплоть до самой смерти в 1925 году он не оставлял своих попыток. А Юань Шикай в 1915 году провозгласил себя новым императором, но уже в следующем году вынужден был отречься от престола. Положение Китая на международной арене ухудшилось. Страну разрывали как внутренние противоречия, так и великие державы. Вышеупомянутый Юань Шикай, в итоге синьхайской революции получивший неограниченную власть, попытался объединить Китай воедино, но безуспешно. Тибет и Монголия получили независимость. Частично, по крайней мере – Внутренняя Монголия осталась одной из китайских провинций. А Тибет был оккупирован Китаем повторно в середине XX века. 12 Выделите особенности индийского капитализма. Проанализируйте зарождение буржуазно-национального движения в Индии. Новые методы колониальной эксплуатации, складывавшиеся в последней трети XIX в., в известной степени способствовали развитию капитализма и появлению в Индии капиталистической фабричной промышленности. В 1877 г. в стране насчитывалась уже 51 текстильная фабрика. Появились и другие промышленные предприятия, принадлежавшие как английскому, так и индийскому капиталу. Наряду с немногими крупными фабриками развивались мелкие промышленные предприятия мануфактурного и полукустарного типа. Но колониальный гнет препятствовал развитию в Индии национального капитализма. Промышленное развитие страны шло крайне медленными темпами. Упадок кустарной промышленности и ремесла обгонял появление фабричных предприятий. Только немногие из разорившихся ремесленников находили работу на фабриках. При этом по-прежнему в кустарной промышленности было занято во много раз больше рабочих и ремесленников, чем в фабричной. В условиях колониального господства развивались лишь некоторые отрасли промышленности, почти исключительно легкой. Господствующее положение в экономике страны занимал британский капитал. Капиталисты метрополии различными методами контролировали и подчиняли индийский капитал. Широкое распространение получила система «управляющих агентств». Эти агентства учреждались английскими банками и фирмами и брали на себя за определенное вознаграждение управление предприятиями. Английские колониальные власти покровительствовали им и всячески затрудняли деятельность индийских предпринимателей, не связанных с «управляющими агентствами». Англичане использовали «управляющие агентства» для создания в Индии таких предприятий, которые способствовали бы эксплуатации страны в качестве аграрно-сырьевого придатка Англии. Даже замедленное и уродливое развитие капитализма неизбежно имело чрезвычайно важные социальные последствия. В Индии формировались классы капиталистического общества — национальная буржуазия и рабочий класс. Условия, в которых развивался капитализм в колониальной Индии, определили характер и особенности формирования индийской буржуазии. Представители мелкой и средней буржуазии — мелкие хозяйчики, владельцы мастерских и мануфактур — с трудом могли в колониальных условиях стать фабрикантами. Для этого нужны были крупные капиталы и поддержка английских колониальных властей. Не удивительно, что крупная индийская промышленная буржуазия формировалась главным образом из богатых ростовщиков и связанных с англичанами компрадоров. Ввиду затруднений, которые создавали колонизаторы национальной фабричной промышленности, многие представители индийской буржуазии занимались ростовщичеством, торговлей, вкладывали капиталы в землю. Молодая индийская буржуазия была тесно связана с помещичьим землевладением. Она была слаба и находилась в зависимости от более могущественного английского капитала. Формирование буржуазии шло неравномерно у различных национальностей Индии. Первоначально крупные капиталисты принадлежали по преимуществу лишь к нескольким национальностям. Большую роль в экономической жизни Индии играла гуджаратская буржуазия, влияние которой распространялось далеко за пределы Гуджарата и соседних районов. Развитие капитализма привело к появлению бенгальской и маратхской буржуазии. На юге Индии заметную роль играла тамильская буржуазия. В своеобразных условиях Индии некоторые группы буржуазии складывались внутри торгово-ростовщических каст. Так, сильные позиции из экономике многих районов принадлежали марвари — выходцам из ростовщических каст Раджастхана. Марварийская буржуазия была тесно связана с компрадорской торговлей. По мере развития капитализма она принимала все большее участие в промышленной предпринимательской деятельности. Марварийская буржуазия не сливалась с буржуазией тех национальностей, среди которых она действовала, а оставалась замкнутой группой капиталистов, связанных кастовыми узами. С развитием капитализма и формированием буржуазии различных национальностей Индии стали сказываться противоречия между буржуазией этих национальностей и более сильным гуджаратским и марварийским капиталом, внедрявшимся во многие районы Индостана. 13 Проанализируйте роль демократического крыла в индийском национальном движении. Охарактеризуйте деятельность Б.Г. Тилака. Усиление колониального гнета, рост национального самосознания, углубление противоречий между национальной буржуазией и британскими колонизаторами привели к появлению в Индии радикального демократического крыла буржуазно-национального движения. По своему социальному происхождению большинство представителей этого нового направления, оформившегося в 90-х годах, были выходцами из различных слоев мелкой буржуазии или мелкопоместной среды. Владельцы ремесленных мастерских, мануфактур и мелких 'промышленных предприятий, низшие слои интеллигенции, обреченные на безработицу в условиях колониального режима, наиболее остро и болезненно ощущали последствия колониального порабощения своей родины. Представители демократического крыла буржуазно-национального движения начали свою деятельность в Бенгалии и Махараштре с 70-х годов, но особенно активизировались в 90-е годы. Они считали недостаточной умеренную, реформаторскую программу и тактику лидеров Индийского национального конгресса. Общепризнанным вождем демократического крыла национального движения Индии стал Бал Гангадхар Тйлак (1856— 1920). Выходец из разорившегося знатного брахманского рода Махараштры, Тилак получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлся видным ученым-историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Накануне окончания колледжа он поклялся отдать все свои силы освобождению родины. Вскоре вместе с несколькими друзьями он создал в Пуне независимую среднюю школу, где преподавание было пронизано патриотическим духом, а в 1880 г. основал газету «Кесари» («Лев»). После образования Национального конгресса Тилак принимает активное участие в его деятельности, но уже к началу 90-х годов выявились принципиальные разногласия между сторонниками Тилака и правыми руководителями Конгресса. Постепенно в Конгрессе сложились два течения — правое («умеренные») и левое, демократическое, во главе с Тилаком («крайние»). Тилак развернул активную деятельность у себя на родине — в Махараштре. Он создавал среди молодежи национальные спортивные организации, в которых велась патриотическая агитация, организовывал народные празднества в память национального героя маратхов Шйваджи, на которых раздавались призывы к решительной борьбе с колонизаторами. «Бог не отдал Индию чужеземцам в дар, увековеченный на таблицах из прочной меди», — говорил Тилак. Статьи Тилака, его выступления производили огромное впечатление на патриотов и демократов всей Индии. Тилак и его сторонники считали, что Конгресс достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но Тилак отвергал вооруженную борьбу. Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного 'противника. В 1897 г. он был арестован и приговорен к шести годам тюремного заключения. Выражая настроения мелкой буржуазии и связанной с ней интеллигенции, «крайние» выдвинули программу и тактику, отвечавшие интересам класса индийской национальной буржуазии в целом, выступали как его наиболее активные и дальновидные политические представители. Их деятельность, бесспорно, имела прогрессивный характер. Но вместе с тем на ней лежала печать классовой ограниченности буржуазии. Неся идеи национального освобождения в массы, будучи мужественным и самоотверженным патриотом, Тилак, однако, не связывал национально-освободительную борьбу с борьбой против феодальных пережитков, с аграрной революцией. Он предпочитал апеллировать к крестьянству под лозунгами защиты религии, идеализировал феодальную старину, касты и другие средневековые институты. Возникновение внутри Национального конгресса левого крыла ^лишний раз подтверждало провал планов колониальных властей, рассчитывавших на сотрудничество с буржуазными элементами. Формирование рабочего класса С появлением фабричной промышленности начал формироваться рабочий класс. К концу XIX в. в Индии насчитывалось уже 700—800 тыс. промышленных рабочих (включая железнодорожников и горняков). Пролетариат формировался из обнищавших крестьян и разорившихся ремесленников. Широкое распространение имела вербовка рабочих через посредников, к которым уходила значительная доля мизерного заработка рабочих. Многие рабочие сохраняли связь с деревней. В особенно тяжелом положении находились на предприятиях рабочие, принадлежавшие к низшим кастам. Рабочие Индии подвергались жесточайшей эксплуатации со стороны английских и своих, индийских капиталистов. Рабочий день продолжался от зари до зари. Когда на предприятиях был введен электрический свет, продолжительность рабочего дня еще более увеличилась. Широко применялся женский и детский труд. На некоторых предприятиях работали дети 4—5 лет. Нищенская заработная плата дополнительно урезывалась многочисленными штрафами и поборами. На предприятиях царил казарменный режим. Индийские экономисты подсчитали, что стоимость содержания в тюрьме одного заключенного втрое превышала средний доход индийского рабочего. Несколько лет работы на фабрике превращали рабочего в инвалида. Не удивительно, что индийские предприятия отличались чрезвычайно большой текучестью рабочей силы. Темнота и неграмотность, религиозные предрассудки, текучесть рабочей силы, многонациональный состав индийского пролетариата, принадлежность рабочих к различным кастам — все это тормозило рост классового самосознания индийских рабочих. Но вместе с тем невиданно тяжелая эксплуатация порождала у рабочих ненависть к эксплуататорам, решимость бороться за свои права, за лучшую долю. Сплочению индийского пролетариата и пробуждению его классового самосознания способствовала высокая степень концентрации индийских рабочих в нескольких крупных промышленных центрах (Бомбей, Калькутта, Ахмадабад). Первые стачки индийских рабочих начались в конце 70-х — начале 80-х годов. В 1877 г. произошла стачка на одной из фабрик Нагпура. Между 1882 и 1890 гг. в округах Бомбея и Мадраса было зарегистрировано 25 стачек. В 90-х годах стачечные выступления продолжались. Но эти стачки носили стихийный характер, рабочий класс не имел еще своих классовых Профессиональных и политических организаций. В отдельных случаях от имени рабочих выступали либеральные буржуазные филантропы. Так, в 1884 г. служащий текстильной фабрики Н. М. Локханд представил властям от имени бомбейских рабочих заявление, в котором выдвигались требования ограничить часы работы, установить еженедельный выходной день, обеденный перерыв и обеспечить выплаты пособий за увечья. Локханд называл себя председателем «Ассоциации бомбейских текстильщиков». Но эта организация не имела ни списка членов, ни устава. Каких-либо данных о ее деятельности не сохранилось. Учитывая начавшееся стачечное движение, английские власти ввели в Индии фабричное законодательство. (Определенную роль в этом сыграла лицемерно поднятая английскими текстильными фабрикантами, боявшимися конкуренции индийской текстильной промышленности, кампания в «защиту» прав индийских рабочих.) Закон 1881 г. запрещал на крупных фабриках труд детей моложе 7 лет. В 1891 г. был введен обязательный день отдыха и запрещен труд детей моложе 9 лет. Фабричное законодательство практически не изменило положения индийских рабочих. В конце столетия отдельные передовые рабочие начали принимать участие в национально-освободительном движении. К рубежу XIX—XX вв. завершились серьезные изменения в экономике и политической жизни Индии. Являясь важнейшим источником сырья и рынком сбыта английской промышленности, она стала теперь и важной сферой приложения британского капитала. Усилилась колониальная эксплуатация народов Индии. При этом происходили значительные социально-экономические сдвиги. Хотя и медленно, но развивался капитализм. Появились новые классы — пролетариат и национальная буржуазия. Зародилось национально-освободительное движение, буржуазно-демократическое по своему характеру и объективным задачам. Противоречия между народами Индии и английским капиталом резко обострились, отражая общее обострение всех противоречий капитализма в эпоху империализма. 14 Проанализируйте национально-освободительный подъем в Индии в 1905-1908 гг. и его значение. Закон о распределении Бенгалии вступил в силу с 15 октября 1905 г. В Бенгалии этот день был объявлен днем национального траура. В Калькутте — столицы Британской Индии — состоялась огромная демонстрация протеста. Ее участники поклялись добиться воссоединения родины. Развернулась агитация за бойкот иностранных товаров. Создавались организации национальных волонтеров, которые пикетировали английские торговые предприятия. Был выдвинут лозунг «свадеши» (собственное производство), которое предусматривало бойкот английских товаров и поддержания отечественных промышленных и торговых предприятий. Вскоре этот лозунг подхватили и в других районах Индии. Итак, стихийно начатый движение свадеши, хотя и имел экономическое окраску, стал первым в истории Индии массовым Общеиндийский национальным движением. ИНК поддержал бойкот английских товаров как форму протеста против распределения Бенгалии. Между тем антиколониальное движение распространялось. Во многих городах продолжались массовые митинги и демонстрации. Начались забастовки на промышленных предприятиях, принадлежавших англичанам. Летом 1906 произошло два крупных забастовки железнодорожников Восточно-Индийской железной дороги. В условиях подъема национально-освободительного движения англичане решили изолировать от антиколониальной борьбы мусульман. С этой целью в декабре 1906 г. при содействии английской администрации была основана Мусульманскую Лигу — вторую Общеиндийский партию, которая представляла интересы всех индийских мусульман. Руководство Мусульманской Лигой объявило о своем лояльном отношении к английским властям. Происходит радикализация ИНК. Осенью 1906 г. на съезде в Калькутте под давлением «крайних» во главе с Тилака впервые в истории национально-освободительного движения Индии была сформулирована требование «сварадж» (своя власть). Она трактовалось как самоуправление в пределах британской империи вроде самоуправляющихся английских колоний (доминионов). Однако разногласия между «умеренными» и «крайними» по вопросу привлечения масс к национально-освободительного движения и возможности насильственных действий по отношению к британской колониальной администрации остались нерешенными. В 1908 г. на очередном съезде ИНК произошел раскол. Партийное руководство осталось в руках «умеренных», а «крайние» вышли из состава ИНК. С целью укрепления позиций «крайних» Тилак совершил ряд агитационных поездок по стране. Его выступления широко освещались всей индийской прессой. Выражение Тилака «индийская конституция — это уголовный кодекс» стало крылатым. Колониальные власти арестовали Тилака, чтобы положить конец деятельности индийских радикалов. В июле 1908 г. он предстал перед судом в Бомбее и был приговорен к 6 годам каторжной тюрьмы. В знак протеста против этого приговора населения Бомбея организовало всеобщая политическая стачка, который длился 6 дней — по числу лет каторги Тилака. После событий в Бомбее произошел спад массового движения. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1905-1908 гг повлияло на политику английского правительства. В 1909 г. был внедрен ряд новых реформ, направленных на стабилизацию ситуации в Индии (так называемые реформы Морли-Минто). В частности, было введено принцип отдельных выборов для индуистов и мусульман, увеличено количество выборных членов в совещательных органах при администрации и т.д.. 1911 новый вице-король Хардинг отменил распределение Бенгалии, а столицу Индии перенесли из Калькутты в «более спокойное» Дели. Итак, в начале ХХ века национально-освободительное движение превратилось в определяющий фактор общественно-политической жизни Индии, на который британские колонизаторы не могли не считаться. |