Контрольная Работа. гегель. Контрольная работа по дисциплине Философия Философия культуры и истории Гегеля Студент гр
Скачать 28.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗЛВАНИЯ РФ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА КАФЕДРА ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Философия» Философия культуры и истории Гегеля Студент гр. ЗБТУ-19 ______________________________________________________Е.Г.Ребракова Руководитель Старший преподаватель _________________________________________ Владивосток 2020 Философия культуры и истории Гегеля Культура – неотъемлемая часть человеческой сущности и его жизненного развития. Сталкиваясь, каждый день с противоречивыми событиями и фактами, необходимо было понять и переосмыслить место человека в перенасыщенном технологическими прогрессами мире. Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ конца XVIII - начала XIX веков. Он является одним из представителей классической немецкой философии. Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, "абсолютного духа". И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия. Развитие индивидуального сознания происходит через движение (от абстрактного к конкретному) и на каждом новом этапе происходит воспроизведение опыта, накопленного на предыдущем этапе, но на более высоком уровне. Развитие проходит определенные этапы: Первый - сознание антагонистично человеческому "Я" и является только созерцающим; Второй - сознание становится самосознанием (осознание человеком самого себя, как личности); Третий - осознание духовности окружающего мира и осознание себя, как части этого мира. Философ стремиться обобщить все бытие во всех его проявлениях единым понятием. И этим понятием становится "Абсолютная идея", которая так же развивается путем движения. А средством для этого развития выступает природа, которая была сотворена Богом, чтобы из нее появился человек и человеческий дух. Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона. Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения. Закон о взаимопроникновении противоположностей.Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать. Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез). Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии. Опираясь на теоретические наработки и концепцию великого философа Гегеля, в работе проводится анализ его мышления по поводу культурного развития и места в нём конкретной индивидуальной личности. Расставляются по полочкам все «за» и «против» такого мышления. А также раскрываются теоретически обоснованная необходимость развития каждого человека как личности. С развитием человеческой мысли и сменой исторических эпох, приходит и новое понимание себя, окружающего мира, а также меняется понятийно-категориальное содержание всего, что удаётся познать человеческому разуму. Человек, как существо разумное, перестаёт быть просто «умом Вселенной». Теперь это ещё и творчески насыщенная натура, способная переосмыслить всё вокруг, в том числе и самого себя. Только самосовершенствуясь, человек способен изменить себя и мир, при этом опираясь не на предписания церкви или чей-либо авторитет, а на силы и возможности собственного разума. Так возникает культурно образованный человек, а вместе с ним - новое, не религиозно насыщенное, а светское представление о культуре как о всесторонней системе реализации человеческого разума. Но всё же разум, как непоколебимая сущность, характеризует способность отдельно взятого индивида. Не смотря на то, что эта идея была прорывом на пути понимания культуры, вскоре обнаружилась её наибольшая погрешность – ограниченность. Пропасть без единого намёка на «канатный мост» чётко рисовалась между значимостью и широтой культурных задач, и ограниченностью самих индивидов, связанных условиями, возможностями и другими жизненными обстоятельствами. Все богатства культуры лишь перечислялись, «консервировались», но не получали чёткого разъяснения внутренней сущности. А культурный прогресс и вовсе не сочетался с пониманием разума как вечной, неподвергающейся изменениям со стороны внешних факторов способности человека. Можно сделать вывод о том, что прогресс не затрагивал сущности самого человека. А разум, который изменял окружающий мир, оказывался собранием неизменных и годных на все времена идей и принципов. Чтобы переосмыслить все недочёты данной идеи не достаточно было их просто увидеть и понять, а перейти к кардинальному переосмыслению культуры, разума и человека. По-другому взглянуть на насущную проблему, а также прийти к разумному её разрешению удалось представителю классической немецкой философии, носителю теоретического разума и рационального мышления, просветителю, философу по внутреннему признанию – Фридриху Гегелю. У Гегеля культура не перестаёт неразрывно сосуществовать с разумом, наоборот – расширяются возможности разума. Он перерастает из индивидуального в мировой разум, реализуясь в судьбе не просто конкретного индивида, а целых стран и народов, воплощаясь в науке, технике, искусстве. Разум становится мировым культурным духом религии, поглощая её своими огромными представлениями, объяснениями и преследуемыми целями. Мировой культурный дух охватывает всё вокруг себя, проникая в формы общественного устройства и государственной жизни. Культура – это не замысел отдельных людей это даже не индивидуальная цель сильной исторической личности. «Вообще такие всеобщие мировые цели... не может проводить в жизнь один индивид так, чтобы все остальные становились его послушными орудиями, но подобные цели сами пролагают себе дорогу — отчасти по воле многих, а отчасти против их воли и помимо их сознания» Таким образом, Гегель не лишает каждого отдельного индивида возможности принимать участие во всеобщей культурной жизни. Просто он характеризует такие действия отдельных личностей как выполнение мировых задач и целей. Он как бы подталкивает массы на одни и те же цели, не лишая каждого человека культурного своеобразия и самовыраженности. Гегель говорит о культурной уникальности каждого из нас, но он не ставит рамки или ограничения для культурных прорывов и достижений, он просто сводит единые цели к единой, по своей сущности, природе человека, считая, что в каждом из нас заложены одни и те же позывы к жизни, её качеству и насыщенности, просто у каждого всё это имеет своеобразную оболочку. Гегель создал теорию, в которой все, что делают люди, направлено на осуществление целей мирового духа, творящего хронологию человеческой истории. Почему Гегель отошёл от индивида и переместился к осмыслению мирового разума? Этим вопросом мучили себя в своё время философы Просвещения. Однако, если внимательно изучить гегелевские труды, можно смело прийти к выводам о том, что он не пустословил, а чётко преследовал цели и задачи своей глубоко осмысленной концепции мирового разума. Развитие мировой культуры позволяет говорить о целостности и логике развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. Потому как, творчество отдельных людей и даже целых народов, подчиняется этой скрытой логике, которая обнаруживает себя лишь тогда, когда все многообразие культурных явлений будет понято как саморазвертывающееся единое целое. Именно такой способ рассмотрения и составляет заслугу Гегеля. Открытие Геля позволило не просто осознать всю глубину культурного человеческого наследия, а объединить отдельно звучащие «отголоски» культурного духа в единогласную мировую тему, единую мелодию, чудесным образом складывающуюся из кажущейся разноголосицы. Таким «слушателем» мирового культурного процесса выступил Гегель, который не только уловил единую «тему» мировой культуры, но и сумел сделать «нотную запись» этой единой «мировой симфонии». Иначе говоря, Гегель сумел выразить через понятийно-категориальный аппарат надындивидуальные закономерности мировой культуры. Для Гегеля это был самый естественный вывод, и на нем построена вся его концепция: в основе бытия лежит разум, мысль (но не человеческая, а всемирная) и бытие - тождественны. Этот мировой разум для Гегеля стал настоящим созидателем и Божеством. После того, как стержень философии культуры Гегеля найден и разъяснён, можно перейти к выводам о том, что культура не просто создаёт историю, а является её ядром, центром всего, что можно понять и переосмыслить. Гегель впервые объединил в своей конструкции ранее несовместимые в единую абсолютно целостную систему категории: философия, религия, искусство, государственные формы. «Философия... должна... способствовать пониманию того, что... всеобщий... разум является и силой, способною осуществить себя. ...Этот разум в его конкретнейшем представлении есть бог. Бог правит миром: ...осуществление его плана есть всемирная история. Философия хочет понять этот план... Пред чистым светом этой божественной идеи... исчезает иллюзия, будто мир есть безумный, нелепый процесс» Многообразие культурных форм Гегель рассматривает через призму многомерности мирового культурного духа, стремящегося к целостности и единству. Гегель осуществил прорыв, но остался верен идеалам. В его работах чётко прослеживается важность и значимость такой субстанции мирового духа и всей развивающейся культуры, как - свобода. «...Субстанцией, сущностью духа является свобода. ...Все свойства духа существуют лишь благодаря свободе, ...все они являются лишь средствами для свободы...» Говоря о духе свободы, напрашивается вывод о его полноценной реализации лишь в человеческой сущности. Таким образом, осуществление свободы духа даёт рост человеческой свободе. Но философия Гегеля не так абсолютно идеальна, как кажется на первый взгляд. Делать выводы о безграничности его концепции, значит забыть о самосовершенствовании и саморазвитии разума каждого из нас. Ограниченность концепции Гегеля заключается в безличности разума, создающего культуру. Разум вроде бы, как и широко развёрнутый, но безликий и замкнутый. Гегель не думал, что культура включает в себя лишь рационально-логические формы, но, по его мнению - содержание культуры – это и есть реализация логической идеи. Анализируя всё выше изложенное, напрашиваются соответствующие выводы: 1) Гегель объединил ранее не объединяемое, создал логическую структуру культуры, но упустил одну деталь – лишил культуру личностного обозначения, тем самым обрекая её на исчерпываемость и неспособность к бесконечному развитию и самосовершенствованию. Мировой дух просто слился и растворился в созданном им совершенном культурном мире. 2) Формируя свою концепцию, Гегель забывает о человеческой душевности. Он забывает также о том, что человек – не робот, целенаправленно воплощающий единую мировую идею в жизнь, а уникально мыслящее существо. Культура не лишена логики, но это не есть исключительно логическая система, состоящая из цепочки последовательных логических действий. Гегель же полагал иначе: «В. выявлении всеобщности мышления и состоит абсолютная ценность культуры» «...Сущностью духа является мышление... Искусство же... не является высшей формой духа, но получает свое подлинное подтверждение лишь в науке». 3) Прослеживая теорию Гегеля мы вновь упираемся на те же грабли безликости и безавтономности каждого человека. Человек утрачивает значимость и ценность, превращаясь в элемент толпы. «Человек является целью в самом себе лишь благодаря тому божественному началу, которое имеется в нем и которое... было названо разумом...». Идеал человеческой свободы обернулся безличной необходимостью и хитроумным принуждением индивидуальной воли: «...Живые индивидуумы и народы, проводя поиски и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают и что они бессознательно исполняют»; «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти. Частное в большинстве случаев мелко по сравнению со всеобщим: индивиды приносятся в жертву...» 4) Культура Гегеля возникает лишь в государстве, хотя самобытность любого народа – это заслуга в первую очередь культурного духа и стремлений каждого индивидуального человека. А только потом – целостность мнений всех членов общности. Полноценное развитие человека, по мнению Гегеля, также возможно только в рамках государства, что, по моему мнению, абсолютно противоречит историческим фактам и сведеньям. Не смотря на минусы и противоречия, сопутствующие теории Ф. Гегеля, она полна замечательных идей и открытий, повергнувших философию ступить в новое пространство и окунуться в «океан разума и логики». Получив яркий пример отклонения от индивидуализации личности, философы последующих периодов пришли к выводу о том, что всё же необходимо исследовать глубины человеческой сущности, прежде чем давать скороспелые выводы о целостности мирового разума и идеалов. Литература 1. Гегель. Соч. - М.-Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 35 2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М., 1990. С. 83 3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х тт. - М.: Искусство, 1968.Т. 1. С. 19 4. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х тт. - М., 1971. Т. 3. С. 603 |