Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная ответственность

  • Интернализация ответственности

  • Достаточность юридической ответственности

  • Согласование ценностных ориентиров общества с индивидуальными ценностями

  • билеты по теории государство и право. билеты по тгп ответы. Экзаменационные билеты по предмету Теория государства и права


    Скачать 132.14 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные билеты по предмету Теория государства и права
    Анкорбилеты по теории государство и право
    Дата18.10.2022
    Размер132.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по тгп ответы.docx
    ТипЭкзаменационные билеты
    #740057
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Насилия


    Сторонники: К.Каутский, Л.Гумплович, Е.Дюринг

    Теория насилия возникает в XIX веке и буквально сразу становится популярна в научных кругах. Популярность данной концепции  основывается даже не на признании общественностью ее основных постулатов, а на дискуссиях, которые она спровоцировала. Оппонентами сторонников теории насилия стали приверженцы материалистической концепции, марксисты, которые вели полемику с Е.Дюрингом и  К.Каутским в научных публикациях.

    Теперь рассмотрим основные положения теории и работы ее главных идеологов. Идея концепции заключается в утверждении, что любое государство происходит путем завоевания одной социальной группы другой. Употребляется выражение «социальная группа», так как мнения ученых внутри теории  на этот счет расходятся. К.Каутский и Л.Гумплович  придерживаются теории, так называемого, внешнего насилия, а немецкий философ Е.Дюринг теории внутреннего насилия. Различие заключается в том, что первые рассматривают завоевание одним народом/племенем другого, а Е.Дюринг пишет о завоевании внутри общества, когда одна часть начинает доминировать над другой.

    Австрийский  социолог Людвиг Гумплович, говоря о насилии как о причине возникновения государства, приводит в пример исторический опыт, возникновение германских и венгерских государств. По мнению ученого, государство может  состоять только из многообразия каких либо национальных/этнических форм. Выражение этих форм – племена, объединяющиеся в государства. «Мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству».[1]

    В таком случае будет четкое разграничение на господствующих (завоевателей) и подчиненных (завоеванных). В теории данного автора можно встретить отголоски органической концепции, поскольку  Л.Гумплович пишет о законах жизни дикой природы применительно к человеческому обществу. Как животные соперничают и стараются выжить, так и люди устраивают войны, чтобы сохранить жизнь и получить господство над другими видами.

    К.Каутский пытается рассмотреть государство, появившееся путем завоевания и подчинения, сквозь призму положительных последствий. Он пишет, что государство – есть аппарат управления, который племя-завоеватель устанавливает над побежденным племенем. Развиваясь вместе с новообразованным племенем государство, как система власти, способно трансформироваться в более организованную и цивилизованную форму, которая будет не только подчинять, но и охранять подвластное общество. Автор так же отмечает, что отношения господства и подчинения, при образовании государства, есть зачатки института  рабства, который необходимо игнорировать или поставить на второй план, чтобы не спровоцировать  в молодом государственном образовании аномию или стагнацию.

    Немецкий философ Е.Дюринг, говоря о теории внутреннего насилия, доказывал, что в любом обществе есть господствующие и подвластные группы, и момент разделения на эти группы и есть возникновение государства. Одновременно с ним появляются классы, в качестве единиц деления общества, и возникает институт частной собственности в качестве привилегии господствующих групп.

    Особенно важным аспектом этой теории является понятие «власть», в более ранних теориях этому концепту давались абстрактные определения, но в теории насилия виден весь потенциал власти, заключающийся не в способе управления, а в способе господства. Так же в данной концепции изучаются зачатки важных политико-социальных институтов (рабства, частной собственности). Учитывая эти аспекты, теорию можно назвать содержательной и основательной, в ней  используется множество понятий из политологии, которые активно изучались в XX веке. Столь заметное продвижение в политической науке связано с основанием правовой школы  Германии и появлением первых политологических дисциплин в образовательном спектре университетов. Но, не смотря на новшества, заявленные в теории насилия, можно увидеть множество недочетов. Генезис государства связывается лишь с захватнической деятельностью, иных форм образования государства (которых так же не мало в истории) теорией не предусматривается. Не оговариваются и естественные предпосылки к созданию аппарата управления, насколько готово общество и может ли оно создать эффективный надзирательный орган. Не говорится и о верховной власти, кто станет ее источником, и как она будет осуществляться. Подобные недостатки стали предметом критики со стороны идеологов марксистского подхода.




    1. Понятие и способы толкования права

    Толкование права – специальная юридическая категория, которая означает деятельность компетентных органов по уяснению и разъяснению содержания требований правовых норм в целях упорядочения правоприменения.

    Включает в себя 2 компонента:

    • уяснение - процесс понимания, осознания содержания норм “для себя”

    • разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания до других.

    Способы толкования - это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. К ним относятся: 1) языковой, 2) исторический, 3) систематический, 4) логический.

    Виды толкования права:

    Толкование по объему:

    - буквальное (адекватное) - означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом распространительное - когда содержание нормы оказывается шире ее текстуального выражения - ограничительное - когда содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения (например, не всякое имущество нажитое во время брака, является совместной собственностью)

    Толкование по субъектам: '

    - официальное - производится компетентными государственными органами и .его результаты обязательны для всех субъектов права - делятся на: нормативное и казуальное. Нормативное делится на:

    аутентичное - осуществляет орган, издавший нормативно-правовой акт, он делает это в силу своей компетенции;

    легальное - осуществляется органом, специально уполномоченным на это законом и

    правоприменительное - ненормативное толкование - вторая стадия правоприменения - на ней выбираются и толкуются нормы права.

    - Официозное толкование исходит из органа, которому толкование поручается законодательством (Конституционный суд)- делегированное толкование.

    По объекту толкования, т. е. объектом может быть:

    - Доктринальное толкование (научное) осуществляется учеными, занимающимися исследовательской работой в этой отрасли. Например, глоссаторы в средние века.

    По объему нормативного материала:

    -нормативное толкование - официальное разъяснение нормы в целом (н-р, аутентичное и легальное толкование, осуществляемое при обобщении юридической практики)

    -казуальное толкование - разъяснение применительно к конкретному случаю. Это суждения о применяемых нормах, содержащихся в решениях и определениях коллегии Верховного Суда по отдельным делам.
    Билет № 5

    1. Социальная и государственно-властная природа юридической ответственности

    Социальная ответственность - это объективнаянеобходимость отвечать за нарушение социальных норм.

    Принципы, связанные с правовой ценностью социальной ответственности:

    1. Интернализация ответственности: состоит во включении человеком представлений о    социально-правильных и социально-неправильных формах поведения в структуру своей личности, на основании которого происходит внутренний процесс самоконтроля человека за формами своего общественного проявления.

    2. Достаточность юридической ответственности: заключается в том,что вид и размернаказания должны быть справедливыми и целесообразными, учитывать характер и степень вреда, причиненного правонарушителем.

    3. Согласование ценностных ориентиров общества с индивидуальными ценностями: заключается в согласованности между ценностями конкретного обществаи человека, который в нем живет, обеспечивающей наиболее стабильное протекание социальной жизни и психологический комфорт членов общества.


    1. Договорная теория происхождения государства

    Одной из теорий является договорная теория происхождения государства и права. Идеология ученых нашла свое отражение в работах философов Древней Греции и Рима. Кратко о договорной теории происхождения государства рассказывается ниже:

    Авторы теоретических положений

    Кто является автором идеологии? Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева. В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, сформировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок. Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта