Экзаменационные вопросы
Скачать 109.64 Kb.
|
Античная философия, ее основные учения и представители (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)Надоела реклама? Улучшите аккаунт всего за $1.66 месяц! 3. Античная философия, ее основные учения и представители (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием “античная философия”) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: - демократический - VII - V вв. до н.э.; - классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.; - эллинистический - конец IV - II вв. до н.э.; - римский - I в. до н.э. - V в. н.э. Краткая характеристика этапов (периодов) К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов - “досократиков”: - милетской школы - “физиков” (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); - Гераклита Эфесского; - элейской школы; - атомистов (Демокрита, Левкиппа). Основные проблемы, которыми занимались “досократики”: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Классический (сократический) период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: - философско-просветительская деятельность софистов; - философия Сократа; - зарождение “сократических” школ; - философия Платона; - философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже “досократиков”: - меньше уделяли внимания поиску первоначала; - допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; - выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон -автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); - положили начало спору между материализмом и идеализмом; - проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; - от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; - внесли вклад в развитие логики; - вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: - распространение антиобщественной философии киников; - зарождение стоического направления философии; - деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; - философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: - кризис античных моральных и философских ценностей; - снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; - отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; - поиск физической и духовной опоры в самом себе; - стремление к отрешению от действительности; - преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); - признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Наиболее известными философами римского периода являлись Сенека, Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180гг.), поздние стоики, ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: - взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философии (дрёвнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); - фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну - античную философию; - влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); - близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); - небольшое внимание к проблемам окружающей природы; - повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; - расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); - расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); - преобладание идеализма над материализмом; - все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; - повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; - рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; - постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую теологическую философию. Отличительные особенности античной философии и ее историческое значение В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: - материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); - древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; - стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира; объяснению явлений окружающего мира); - на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); - допускалось существование богов; - древнегреческие боги были частью природы и близки людям; - человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; - были заложены два направления в философии - идеалистическое (“линия Платона”) и материалистическое (“линия Демокрита”), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое. Для античной философии характерно, что нет противопоставления объекта и субъекта. Субъект не является субъектом преобразующей деятельности, не может воздействовать на деятельность и изменять ее. Личность не трактуется как Абсолют, пассивно-созерцательный характер существования. Созерцание возможно только посредством разума. Деятельность человека вписывается в космическое целое. Существует внутренняя связь между этикой и космологией. Идеал – знание ради знаний (цель философии). Античная философия в отличие от мифологии основана на объяснении причин, стремится объяснить, аргументировать. Важен рациональный аргумент. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА. Метод Сократа (469 до н.э.-399 до н.э.) - это диалектика, которая по форме представляет собой единство иронии и майевтики (родовспоможение – при родах, но в переносном смысле – при рождении истины) и по содержанию - единство индукции и определений. Ирония выражалась в воспроизведении софистических способов аргументации, раскрывающих внутреннее противоречие в логике противника. Однако Сократ не ограничивался лишь этим. С иронией связана индукция, то есть перебор и рассмотрение мнений, позволяющее выявить некоторые из них ведущие к истине, и, следовательно, более предпочтительные. На этой основе осуществляется майевтика, результатом которой будет определение - та истина, ради которой и велся спор. Для определения, что такое прекрасное Сократ перебирает массу вещей, обладающих эти качеством, которые не похожи друг на друга. Отсюда делается вывод, что прекрасное нельзя искать в конкретных вещах, так как красота относительна, следовательно, нужен абсолют. Сократ находит этот абсолют в целесообразности, то есть та вещь, которая наиболее всесторонне и полно отвечает своему предназначению. Определения также перебираются и отбрасываются те из них, которые ведут к противоречивым следствиям. Сократ вводит в оборот понятие условно-принимаемого допущения, логический анализ которого должен показать не ведет ли его принятие к противоречию. Он делает вывод о том, что общее не сводимо к единичному. Кроме того, из того, что общее может быть обнаружено лишь умом, он делает вывод, что общее находится в уме и оттуда должно выводиться. Исследуя добродетели, он приходит к выводу, что каждая из них - есть определенное знание. Мудрость - это знание как соблюдать закон. Мужество - как преодолевать опасность. Умеренность - как обуздывать естественные страсти. Таким образом, нравственность и знания взаимообусловлены, то есть, установив точное понятие о добродетели, можно быть добродетельным. Сократ не отождествляет счастье и выгоду как софисты, он отождествлял счастье и добродетель. Для того, чтобы делать добро нужно знать в чем оно. Зло - это результат незнания. Цель жизни - счастье. Оно предполагает наслаждение, но человек должен уметь наслаждаться так, чтобы наслаждение не поработило его. Нужно уметь быть свободным от наслаждения и в наслаждении. Для этого необходимо самообладание и свобода воли. Последнее – обязательное усилие над собой для следования по пути, выбранному разумом для преодоления неразумного. В этом отношении Сократ формулирует свой известный тезис: "Я знаю, что ничего не знаю". АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА В философии элеатов античная натурфилософия зашла в тупик, так как нельзя мыслить сущность бытия и его свойств, не впадая при этом в противоречие. Попыткой выхода из логического тупика стал атомизм Демокрита. Он строит свою картину мира из допущения, что основу всякого бытия составляют атомы и пустота. Атомы (атомос) – мельчайшие, далее неделимые единицы вещества. Основой движения является перемещение атомов в пустоте. Атомы различаются формой и размерами. Они вечны и неизменны. Их соединения и разъединения лежат в основе возникновения и уничтожения конкретных материальных предметов, тогда как сами они сверхчувственны. Демокрит считал, что каждый предмет обладает двумя группами свойств: те, которые характеризуют предмет сам по себе (размеры, внешний облик, масса и т.д.) и те, которые зависят от наших органов чувств (цвет, яркость, вкус, звук, запах и т.д.). Отсюда – предметы, взятые со стороны их чувственных ощущений, образуют мир явлений или мир мнений. Предметы, взятые со стороны их объективных свойств, образуют мир сущности или мир истины. Эти объективные свойства проникают в разум через эйдосы или образы вещей (эйдос – идея). Сам эйдос – это материальное образование, состоящее их особых атомов, которые как бы истекают из каждой вещи. Вместо антропоморфного понятия виновник события вводит безличностное понятие причины события и формулирует закон бытия. Из ничего может возникнуть только ничто, нечто всегда возникает из чего-то, причем при возникновении всегда есть основание этого возникновения, то есть причина. Из такого понимания причины он выводит 2 следствия: 1) миром правит не духовное, разумное начало, а материальная, стихийная причинность. 2) отождествление причинности с необходимостью – и тем самым отрицание случайности в мире. Первое ведёт к атеизму, а второе – к фатализму. Согласно Демокриту, душа – это движущее начало и одновременно орган ощущений и мышления. Она материальна и состоит из особых шарообразных атомов, подобных атомам огня, следовательно, душа, как и тело, смертна, то есть распадается на атомы. Познание происходит путём захвата атомами души эйдосов от вещей. В результате возникает чувственный образ. Совокупность ощущений образует исходный путь мышления, которое позволяет проникнуть в атомистическую структуру мира. Люди возникают из животных благодаря нужде, опыту и высоко развитой способности к подражанию. Совместное проживание вызвало потребность в общении особого рода. Таким образом, появляется речь. Целью жизни любого человека является достижение состояния счастья через разумное удовлетворение потребностей. Причины социальных потрясений видел в природных дурных склонностях людей. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА Платон (427 – 347 гг. до н.э.) Платон начинает с критики традиционного чувственного познания. Чувственное познание не имеет иного критерия, кроме себя самого. И тем самым, мерой всех вещей оказывается человек. Кроме того, ощущение может быть знанием без понимания он делает вывод, что подлинным знанием может быть лишь знание разумное или разумное познание умопостигаемых предметов. Таким образом, предметом познания является не внешний облик вещей, а их внутренняя сущность или идея. Отсюда вывод о существовании особого мира вечных и неизменных идей. Идея – это сущность единая и сверхчувственная. Чувственный мир – это бесконечное число пространственных и математических форм, которое приняло пространство для отображения идей как высших целей бытия. Идея изначальна вещи => идеальное предшествует материальному. Таким образом, Платон является первым философом, сформулировавшим концепцию идеализма. Согласно ему, путь познания сложен, так как нам даны не сущности, а их отражения в чувственных вещах. Для постижения истины душа должна отрешиться от тела, чтобы не впадать в заблуждения. Сам процесс познания он называл анамнезис, или припоминание. Согласно Платону, при рождении от мировой души отделяется небольшая часть, которая становится индивидуальной душой человека. В этой индивидуальной душе содержится вся информация, которая содержится в мировой душе, однако, попадая в необычные условия (то есть в тело – материальную оболочку), душа как бы покрывается панцирем, который скрывает всю наличную информацию => познание – как взламывание этого панциря. Высшим видом познания является интеллектуальное озарение, которое представляет собой спонтанный прорыв внутренней информации. Следующим по значимости видом познания является деятельность разума. У разума двуединая задача: 1) отрешение от всего чувственного, как восхождение от многообразия чувственного, конкретного к единой абстрактно-всеобщей сущности или идее. Он называет это «путь вверх» или «путь сведения». 2) исходя из абстрактных идеальных начал построить систему их соподчинения, то есть движения от абстрактно-всеобщего к конкретно-всеобщему. Этот путь он называет «путь вниз» или «путь отделения». На современном языке первый путь – это формирование понятий, а второй – выработка определений. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Подвёл итог предшествующему ему развитию философской мысли в виде дифференцированной системы знания. В качестве определяющих наук является философия и логика. Философия, в свою очередь, исходя их целевого принципа, делится на теоретическую, практическую и творческую. Теоретическая - это знание ради знания, для удовлетворения природного любопытства человека. Практическая – это знание ради деятельности для успешного руководства поведением человека. Творческая – знание ради созидания прекрасного для общественного блага. Исходя из предметного принципа, происходит дальнейшее деление: Теоретическая философия делится на первую философию, физику и математику. Первая изучает то, что отдельно и неподвижно, то есть неизменные сущности. Физика изучает то, что отдельно и подвижно или меняющиеся сущности. Математика – то, что не существует отдельно и неподвижно или неизменные абстракции. Практическая философия делится на 3 части: политика, экономика, этика. Творческая философия по предмету делится на: риторику, поэтику, изобразительное искусство. Наибольшей ценностью в теоретической философии обладает первая философия или метафизика, цель которой – выявление сверхчувственных, неизменных и вечных начал бытия. Таких начал 4: - форма, или «что» - материя, или «из чего» - движение, или «творящее начало» - цель, или «ради чего» Другими словами, форма определяет внешний облик и внутреннюю структуру предмета. Материя – его содержание. Движение обеспечивает взаимодействие формы и материи, а цель определяет то, во что выльется это взаимодействие. Для того чтобы показать, что отношения материи и формы не статичны, он вводит понятия возможность и действительность. Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит в действительность => диалектика материи формы. Так и кирпич, являясь материей для дома, есть форма для глины => кирпич – это дом в возможности, а глина – это кирпич в возможности. С другой стороны: кирпич – это действительность или форма глины, а дом – действительность кирпича => всякое возникновение – есть осуществление актуализации возможностей. Аристотель отвергает платоновское понимание идей как особых неизменных сущностей. Общее может существовать не иначе как в единичном познание общего идёт через единичное посредством ощущений. Предметом познания являются не общие идеи, а конкретная физическая реальность. Хотя источником знания являются ощущения, но они не придают знанию признаков необходимости и достоверности – это задача разума. Отсюда – он рассматривает 2 вида познания: - диалектика - логика Предметом диалектики является борьба мнений с целью выявления более достоверного; однако, даже проверенные всеми средствами мнения, не становятся безусловно достоверными и дают лишь вероятностное знание => диалектика – это критическое отделение знания от явно ошибочных утверждений и подготовка ума к постижению истинных начал. Достоверное знание получается в результате логического познания, которое делится на теорию определений и теорию доказательств. В первой даётся определение того или иного свойства в качестве сущностного. То, что это так доказывается умозаключениями особой формы. Силлогизм. Этика. Как и все предшествующие философы, Аристотель считает внешним благом человека достижение счастья. Однако, он далёк от культа самодостаточности добродетели и идеала абсолютной внутренней свободы. На пути к счастью необходимы, хотя и недостаточны, внешние блага: здоровье, богатство, общественное положение и т.д. Однако, наивысшее благо – удовольствие, вытекающее из самой разумной деятельности. Отсюда – благо человека лежит не по ту сторону чувственного мира, а есть приобретённые качества души, состоящие в субъективной середине между двумя видами зла: избытком и недостатком. Например, такая добродетель как великодушие – середина между двумя видами зла – малодушием и тщеславием. Мужество – между трусостью и безрассудной отвагой. Щедрость – между скупостью и расточительством. Самообладание – между бесчувственностью и распущенностью. Кротость – между невозмутимостью и гневливостью и т.д. Порок – это переход границы должного в своих действиях и чувствах либо в сторону недостатка, либо в сторону избытка. 17. Критерии истины. В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными знаниями и реальностью. То есть истиной является знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность. Неверное, иллюзорное или ложное знание называют заблуждением. В диалектико-материалистической философии истина рассматривается объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истина объективна потому, что знание отражает независимую от человека реальность, а субъективна в силу того, что знание является результатом активной познавательной деятельности человека. Представители объективного идеализма абсолютизируют и даже обожествляют истину, вынося её в сверхъестественный (трансцендентный) мир. Субъективные идеалисты, наоборот, отрицают объективную сторону истины, рассматривая её как внутреннее свойство субъекта. Существует также понятие абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся также истины факта (вечные истины). Относительная истина – это неполное, неточное знание. Каждая относительная истина содержат в себе долю абсолютной и представляет собой определенный этап в процессе приближения к абсолютной истине. Критериями истины (истинности знаний) являются:
18. Мифология и ее роль в становлении философского знания.
Есть два подхода в объяснении становления философии – мифиогенный и гносеогенный Мифиогенный объясняет Философию как продолжение мифологического представления. Мифы перестают удовлетворять людей, социум. Поэтому на смену мифам приходит новая форма знания. Миф и мифология – это особая форма знания, через которую дается объяснение неизвестного. Поэтому мифы выполняют объяснительную функцию. Они создаются людьми не персонально, а коллективно, возникают иррационально, спонтанно как коллективная идея. Всегда основывается на чувственном опыте людей. Античный человек считал носителе/первотворцом феномена- античных богов- носителей мифологической деятельности, сил, воплощающих в деятельность. Основания мифологического мировоззрения- 2 фундаментальных фактора бытия человека: 1-незнание бытия, закрытость бытия 2-человеческая потребность объяснения и развитое творческое воображение (мысленное абстрагирование от многих свойств и концентрация на одном) Мифолог знание занимает историческую нишу там и тогда где не развивается наука и строгое теоретическое объяснение. Развитие мифологического знания присуще человеку в любую эпоху и связано с теми областями деятельности человека, которые наиболее закрыты и проблемны. Современная мифология живет в основном в социально-политической сфере и межличностном общении. Миф и философская идея родственны в своем генезисе, возникают как плод воображения. Различия: А. Миф обоснован верой. Философия-фактологически, логически, с применением строгих аргументов Б. Миф- в массовом сознании. Ф- в концепции мыслителя. В. Миф абсолютизирует единственный факт и придает ему абсолютную значимость и потому мифологическая направленность (интенция) наиболее присуща повседневному опыту людей, а философская идея вбирает в себя множество практик и множество фактов, выделяя из множествва общее. Г. Мифологические идеи носят спонтанный иррациональный характер. Философское знание - системный, концептульный, логический аргументированный характер. Античный миф сменияется философским знанием по причине развития социальной практики во времени, развития научных представлений античного времени и миф перестал удовлетворять потребности и интересы античного человека, поэтому склад новый тип знаний: обобщение опыта конкретного человека. Опыт обращен к природе, космосу, сознанию. Близка к мифологическому созананию религиозная форма мировоззрения, которая также влияет на философию. 20. Направления современной философии. |