Экзаменационные вопросы
Скачать 109.64 Kb.
|
Исторические типы мировоззренияВ исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить. Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств. Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия. Философия как мировоззрение прошла три этапа развития : космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса; теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога; антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека. 14. Категории философии и их назначение (краткий обзор).
Категории - это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки. Основные философские категории: 1) бытие и ничто; 2) материя и сознание; 3) пространство и время; 4) причина и следствие; 5) необходимость и случайность; 6) возможность и действительность; 7) содержание и форма; 8) сущность и явление. В философии основополагающей категорией является бытие. Бытие - это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю. Материя - это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia - вещество. Значение материи как вещества удерживалось до 20 в, когда произошла революция в физике. Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества. Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания. Сознание - это следующая философская категория, сознание - это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира. Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является. Философская категория - пространство и время. Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение. Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время - длительность ее существования. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время - длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое. Есть две теории относительности: Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие - пространственно-временной интервал - это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Скрыть объявление Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна. Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется. В общей теории относительности (1916 г.) А. Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи. Следующую группу категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность рассматривает философское учение, которое называется детерминизм. Детерминизм от лат determino - определяю, учение о взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира. Причина - это явление или действие, которое влечет за собой другое явление; последнее называют следствием Необходимость - это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека). Случайность - это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств. Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность. Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - это реальный переход от тенденции к действию. Возможность и действительность - это категории, фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Также к философским категориям принадлежат категории содержания и формы; сущности и явления. Содержание - внутреннее состояние объекта (предмета), форма - внешнее. Сущность - внутреннее состояние субъекта (живой материи), явление - внешнее. Содержание и форма относятся к неживой материи, сущность и явление - к живой. Современное понимание единства мира. Вопрос о единстве мира является одним из важнейших вопросов бытия: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество различны по формам своего существования, но они образуют единство бесконечного, непреходящего мира. Гениальный немецкий философ Гегель считал, что «Вселенная - это единая органическая целостность, и ею управляют всеобщие принципы и законы». 16. Ключевые фигуры Античной философии и их учения (краткий обзор) |