Главная страница

Экзистенциализм в литературе


Скачать 22.2 Kb.
НазваниеЭкзистенциализм в литературе
Дата13.01.2019
Размер22.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosnya.docx
ТипДокументы
#63536

Экзистенциализм в литературе   литературное течение, развернувшееся в 30 — 60-е гг. ХХ в. и имевшее своим стержнем важнейшие концепции и идеи философии экзистенциализма. Представители этого философского направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) поставили в центр внимания проблему смысла человеческого существования (слово «ex(s)istentia» переводится с латинского языка как «существование»), состояние переживания индивидом своего «бытия в мире». Согласно экзистенциализму, одинокая, «заброшенная» в мире личность обычно живет абсурдным, т.е. неосознанной и прикрытой ложными целями жизнью. Истинную сущность своего бытия человек открывает в кризисные моменты, когда попадает на границу жизни и смерти (так называемая экзистенциальная пограничная ситуация), т.е. переживает тяжелую болезнь, смертельную опасность, утрату близких и т.п. Именно тогда с его существования спадает обманчивая пелена бессмысленной повседневности, и человек осознает свое одиночество, делает моральный и/или экзистенциальный выбор, за который несет ответственность всей своей дальнейшей жизнью. Экзистенциалистские умонастроения наложили яркий отпечаток на лирику, прозу и драматургию указанного периода. Они, в частности, отчетливо прослеживаются в художественном творчестве А. Камю, Ж.-П. Сартра, А. Мальро, Ж. Ануя, М. де Унамуно, А. Мердок, У. Голдинга, Г. Носсака, Кобо Абе, Э. Ионеско, С. Беккета, М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др. Экзистенциалистские идеи были фактором и источником интеллектуализации литературы и связанных с этим процессом художественных экспериментов, нацеленных на адекватную передачу соответствующего комплекса мировоззренческих концепций.

Предчувствие экзистенциалистской теории можно найти в литературе XVIII-XIX вв. В числе предшественников окажутся писатели, которые рассматривали сходные проблемы. И. В. Гете предугадал в силу своей гениальности экзистенциалистскую манеру мышления, у Ф. Достоевского есть с ней сходство в выборе объекта для психологического анализа. Среди философов, близких к экзистенциализму, называют Л. Шестова и С. Кьеркегора. Выдающимся критиком экзистенциализма был Б. Брехт, который считал его опасным, видя в нем восприятие мира не с точки зрения удачных судеб, а с точки зрения кризисной эпохи, наполненной страданиями. Так как философия экзистенциализма обращена к практическим шагам человека, к его повседневной жизни, то актуальность ее очевидна.

Ж.-П. Сартр (1905-1980 гг.) был первым, кто соединил экзистенциализм с литературой, он интересен и как личность, и как художник. Его раннее творчество, включающее трактаты и художественные произведения периода второй мировой войны, тесно связаны с экзистенциалистской концепцией. Особенно показательна пьеса «Мухи» (1943 г.), которая соединяет античный миф и философию XX века. Автор исследует универсальный конфликт, суть которого в столкновении подлинного человека и мира фатализма. Вместо традиционного жизнеподобия дается символическое описание жизненных процессов. Помимо тех положений, которые иллюстрировались, следует упомянуть сцену покаяния в грехах. Клетемнестра и Эгисф виновны в убийстве Агамемнона, но каяться она заставляют всех, - это иллюстрация конформистской среды, которую олицетворяют мухи - синоним тошноты и недолжной жизни. Сартр разоблачает тиранов, показывая невозможность у них человеческих чувств. Когда в груди Эгисфа возникает дружеское чувство к Оресту, он должен его уничтожить, иначе он изменит своей сущности. Значит властители небесные и земные отражают друг друга, они - и деспоты, и рабы, свободный человек не может ужиться с миром круговой поруки. Оресту близка Электра, она сопротивляется конформизму, отказываясь каяться, но ее экзистанс оказывается слабее, чем у Ореста, и она остается в городе. В целом экзистенциализм снимает гуманистическую сторону античного мифа, раскрывая только часть бытия без предугадывания будущего, кроме того Сартр не справляется с решением этических проблем. Столкнувшись с фашистской оккупацией и пройдя через Сопротивление, Сартр меняет свои взгляды, объединяя понятия своей свободы и свободы других. В послевоенных произведениях он соединяет антифашистскую и реалистическую проблематику с экзистенциалистской, как в пьесе «Затворники из Альтоны» (1959 г.).

Экзистенциализм получил свое яркое отражение в разных областях искусства. Как направление

В искусстве он был своеобразной реакцией на рационализм и

Интеллектуальность показывающие нам что жизнь любого человека гораздо более сложна и запутана чем мы себе это представляем

Человеческий быт в экзистенциальном искусстве постигается лишь на интуитивном уровне когда художники представляют нам реальность как процесс переживания лежащий за пределами нашего опыта нечто

трансцендентное

В этих картинах мир рисуется как нечто очень хрупкое и безнадежное Такой эффект достигается в живописи через депрессивное пессимистическое сочетание цветов и трагические интонации

Реальность теперь это не реалистический художественный образ а многозначный символ который зритель должен сам прочувствовать и разгадать

Экзистенциалисты говорят об осознании абсурда бытия как о главном выходе из бессмысленности жизни

.

Как

стиль

живописи

,

экзистенциализм

появился

в

качестве

своеобразного

противоречияс

рациональными

направлениями

эпохи

Просвещения

.

Первым

проявлением

экзистенциализма

можно

назвать

импрессионизм

,

в

котором субъективные

переживания

автора

вытесняют

общепринятыеканоны

классицизма

и

реализма

,

нацеленные

на

оптимизацию

гражданственности

.

Далее

к

нему

примыкаюттакие

стили

,

как

:

экспрессионизм

,

сюрреализм

,

некоторые

работы

из

поп

-

арта

.

Особое

направление

искусства

,

принадлежащее

исключительно

экзистенциализму



это

театр

абсурда

.

Несмотря

на

то

,

что

экзистенциализм

в

искусстве

появился

несколько

раньше

модернизма

,

благодаря

общей

идее

,

заложенной

в

философии

и

живописи

,

его

по

праву

можно

назвать

течением

модернизма

.

Несмотря

на

абсолютно

разные

формы

выражения

в

жанрах

живописи

и

прочих

искусствах

,

все

работы

экзистенциализма

объединены

общим

смыслом

:

они

представляют

реальность

алогичной

,

непонятной

и

непознаваемой

,

а

,

следовательно

,

неподвластной

каким

-

либо

преобразованиям

.

Наглядным

подтверждением

этому

являются

произведения

искусства

.


Таких

образом

,

при

знакомстве

с

наиболее

известными

произведениями

,

отсылающими

нас

к

экзистенциализму

,

можно

заметить

,

что

это

направление

в

искусстве

отказывается

от

традиционных

канонов

,

здесь

все

подчинено

экспрессии

чувств

.

Художественные

приемы

вторят

им

,

важно

лишь

заглянуть

вглубь

картины

или произведения и

прочувствовать

настроение

героев

,

услышать

их

мысли

,

сопереживать

им

.


написать администратору сайта