Художественные особенности романа В.Вульф Миссис Дэллоуей (доклад). Экзистенциализм во французской литературе Творчество Ж.П. Сартра. Экзистенциализм во французской литературе. Творчество Ж. П. Сартра (А. Сент экзюпери). Сказка притча "Маленький принц"
Скачать 48.34 Kb.
|
На тему: Экзистенциализм во французской литературе. Творчество Ж.П. Сартра (А. Сент –Экзюпери). Сказка - притча “Маленький принц” Выполнила: Акбарова С. Проверила: __________________________ Андижан 2022 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Влияние экзистенциализма на литературный процесс 2 ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО Ж.П.САРТРА (А.СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ) 2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество писателя 3-12 2.2. Антуан де Сент-Экзюпери. Биография и творчество писателя. 12-23 ГЛАВА 3. СКАЗКА- ПРИТЧА “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ” 3.1. Сказка “Маленький принц” 24-25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26-27 ЛИТЕРАТУРА 28 ВВЕДЕНИЕЭкзистенциализм (от лат. existentia — существование) — направление мысли, которое постепенно пронизало собой после Первой мировой войны философию и литературу Западной Европы и США. В его основе — представление о нерасчлененной целостности субъекта и объекта в акте переживания. Эта «философия жизни», или экзистенция, представляет собой своего рода порыв, который не познаваем ни научно, ни рационально; упорядоченность ему придает глубинное осознание человеком конечности своей жизни. Под знаком «бытия к ничто», «страха», «пограничной ситуации» и т. п. человек не только делает смерть краеугольным камнем своего существования, но и определяет неповторимость своей судьбы, сугубо личностного переживания времени. Отсюда особый интерес экзистенциалистов к «проблеме выбора», той трагической ситуации, когда индивид, сталкиваясь со смертью, самоубийством, отчаянием, чувством вины, «заброшенностью в мир», связывает их как некий отрицательно данный абсолют со своим поиском смысла — «надеждой», «свободой быть самим собой». ГЛАВА 1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Влияние экзистенциализма на литературный процесс Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. «Хотите философствовать — пишите романы»,— рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения. Именно писатель стал высшим авторитетом для французских экзистенциалистов. Достоевский писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это предположение некоторых из его героев, людей «подпольных» («Записки из подполья») — исходный пункт экзи-стенциализма, по убеждению Жан-Поля Сартра. ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО Ж.П.САРТРА (А.СЕНТ –ЭКЗЮПЕРИ) 2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество писателя Жан-Поль Эмар Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже, умер 15 апреля 1980 года, там же. Сартр был французским философом, представителем атеистического экзистенциализма, писателем, драматургом и эссеистом. В 1964 г. Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе, но отказался от нее. Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (1938 г.) Многие критики считают этот роман лучшим произведением Сартра, в нём он использует глубинные идеи Евангелия, но с атеистических позиций. Жан Поль Сартр- имя уникальное не только в литературно-философской плеяде середины 20 столетия, но даже для «взорвавшей свое время» школы французских экзистенциалистов, по той хотя бы причине, что это-имя человека, впервые в экзистенциальной прозе сформулировавшего два «ультрарадикальных» ее принципа- «свобода лежит по другую сторону отчаяния» и «я принимаю вину на себя». В 1964 году Жан-Поль Сартр стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии -- премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира. Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера, истинных приверженцев экзистенциализма. Сразу после войны Сартр выступал от имени всеобщего и пытался извлечь идею человека из-под развалин разрушенной человечности. Действительно, в годы нацизма оказалось возможным обращаться с человеком как с нечеловеком -- Примо Леви называл это тайной, загадкой обесчеловечивающего взгляда, отрицавшего всякую принадлежность евреев к роду человеческому. И теперь задачей Сартра стало обрести заново человеческое через отрицание бесчеловечности. В этом он разделял моральную озабоченность ряда мыслителей (таких, как Камю), до войны испытывавших соблазн нигилизма, а после поражения Франции ощутивших потребность в восстановлении разрушенного. Такова направленность сартровской лекции «Экзистенциализм -- это гуманизм»; она разочаровала поклонников «Тошноты» и «Бытия и ничто» не только потому, что представляла собой популярное наставление, но прежде всего потому, что в ней вновь извлекалась на свет ветхая реликвия: понятие гуманизма, уже заношенное до дыр в XIX веке. Однако же эта лекция стала посланием, которого ожидало целое поколение: соединяя трезвую умудренность с надеждой, она отвечала потребности найти новое основание для человека, не веря более ни в бога, ни в человеческую природу. «Характер по Сартру-такая же фикция, как и душа: нет никакого устойчивого комплекса человеческих качеств, образующих характер, так же как нет и какого-либо особого носителя сознания. Нет разных характеров, а есть разное поведение разных людей по отношению к внутренне присущей каждому свободе: либо открытое принятие своего свободного жребия, либо замаскированный трусливый отказ. Вообще, отказ от биологического детерминизма - самый главный и стоящий принцип, выдвигаемый Сартром. Человек здесь ставится во главе, он - вершина, нечто уникальное, заслуживающее внимания. Человек, благодаря влиянию Сартра, стал Человеком с большой буквы, он теперь несет ответственность, отличается от животного не только способностью членораздельно говорить. Все человечество зависит от Его решения или выбора, и это абсолютно точно позволяет говорить о том, что экзистенциализм гуманен и благороден. В этом смысле Сартр сделал огромный вклад не только в французскую философию, но и в мировую. Он сделал экзистенциализм популярным, но не так, как популярно новое направление в музыке. Философия стала общим делом, стала интересной массам, а ведь это очень важно - понять кто ты есть и для чего ты живешь, или хотя бы попытаться разобраться в этом. Тошнота 1938 г. В «Тошноте» мы сталкиваемся с интеграцией философии и литературы. Перед нами беллетризованная философия, или философски структурированная беллетристика. Экзистенциальная идея абсурдности бытия остается «пустой», пока не наполнится конкретным содержанием художественного видения мира, почему сартровская «Тошнота» необходима для понимания его философских воззрений. Темы, который поднимает здесь Сартр характерны для философии экзистенциализма: человеческая судьба, абсурдность бытия, чувства страха, отчаяния, безысходности. Это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня», людей, брошенных на милость чуждой, безотрадной реальности. Тошнота-это та самая другая сторона отчаяния, по которую лежит свобода. Герою романа Антуану Рокантену неожиданно открывается омерзительная картина обнаженного бытия, лишенного покровов, которыми обычно скрыты воспринимаемые вещи. Потрясенный герой внезапно осознает, что чистое бытие - это не абстракция мышления, а нечто вроде клейкой пасты, заполонившей собой все пространство, только что наполненное светом и красками и вдруг представшее в совсем ином виде: «разнообразие вещей, их индивидуальность были только видимостью, облицовкой. Облицовка разрушилась, высвободив чудовищные бесформенные массы-оголенные в страшной бесстыдной наготе...я ненавидел эту постыдную свалку, громоздящуюся до неба, наполненную студенистой слизью...это был мир, обнаженный мир, внезапно обнаруживший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия». В Антуане произошли какие-то перемены и он пытается разобраться с ними с помощью заметок в личном дневнике. Временами на героя находит Тошнота: «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне это безразлично. Странно, что все мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась еще несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке». Интересно здесь то, что Тошнота написана с большой буквы. Это что-то невероятно значимое, не просто чувство, а чувство, которое помогает понять, что мир существует, дающее возможность этот мир осознать. Важной темой здесь становится тема одиночества, одна из ведущих в теории экзистенциализма. Рокантен очень одинок, но он не ищет спасения от одиночества, держится в стороне от людей, считает их жалкими и пустыми. Иногда он встречает таких же, как он, «понимающих», однако признает, что «помочь мы друг другу не можем. Люди семейные сидят по домам среди своих воспоминаний. А мы, два беспамятных обломка, - здесь». Одиночество, а, следовательно, свобода, которые выбирает Антуан Рокантен, мучает его. В выходной день, когда он выходит на прогулку и наблюдает за праздными, гуляющими людьми, его одолевают приступы жалости и одновременно зависти. Этим людям не хватает свободы, которая становится частью существования главного героя, ведь он творческий человек, у него не расписания или графика. Отдыхающую толпу Антуан называет «трагической», отсюда можно сделать вывод, что он все-таки ставит себя выше других людей. К «семейным» людям Рокантен относится с пренебрежением: «Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимаю, что с ними происходит. Все, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, - все уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щелку - вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги... к сорока годам их распирает опыт, который они не могут сбыть на сторону». Сам Рокантен признает только жизнь, полную приключений, но понимает, что приключения - это миф. Герой Сартра отвергает всякий автоматизм поступков, общепризнанные стандарты поведения и мораль. В этом герой Сартра похож на героя Камю. Природа у Сатра омерзительна и агрессивна, материальный мир в «Тошноте» состоит не из вещей, а из веществ или субстанций. Герой романа видит в них «страшную угрозу», море, например, Антуаном видится так: «НА САМОМ ДЕЛЕ море - холодное, черное, оно кишит животными; оно извивается под тоненькой зеленой пленкой, созданной, чтобы обманывать людей». Парк для Рокантена - не менее ужасен: «Дерево скребет землю под моими ногами черным когтем... вокруг меня была только желтая земля, из которой во все стороны торчали мертвые, сухие ветви». По мнению Коссака «привлекательность сартровской позиции в этом вопросе заключается в том, что она возвышает человека, взваливая на него одного всю тяжесть решения и апеллируя к всемогуществу личной инициативы.» Отсюда и принцип принятия вины на себя. Любая жизненная ситуация у Сартра совершенно лишена каких-либо объективных детерминирующих факторов, элемент бытия в себе играет роль препятствия, которое надо преодолеть, и наполняет, таким образом, пустоту человеческого проекта определенным содержанием. С точки зрения Коссака, «теория литературы Сартра оставляет в целом впечатление недостроенного здания, зияющего провалами в разных местах. Теоретический инструментарий Сартра недостаточно тонок для того, чтобы аналитически расчленить, а затем проследить диалектическую взаимосвязь различных моментов, сплетающихся воедино в процессе литературного творчества». Сартр признает, что признаком экзистенциальной философии является признание примата экзистенции над эсенцией. Сартр изображает гниение и декаданс бытия и хочет спастись утверждением свободы. Мир бессмыслен, нелеп, абсурден, и природа человека низкая. Но у человека есть свобода, которую он может противопоставить всему этому. Человек есть то, чем он себя делает, он- собственный проект. Сартр считает необходимым начать анализ общества с индивида. Вся его аргументация сосредоточена вокруг положения о том, что историю делают сами люди, выступающие как отдельные личности, индивиды. Когда-то это положение было серьезным завоеванием социальной теории, развивавшейся в борьбе с теологическим пониманием истории. Отвергая религиозную догму, будто миром правит божественное провидение, передовые мыслители доказывали, что историю творят реальные люди, преследующие свои человеческие цели. Утверждение этой истины было необходимым шагом на пути становления социальной науки; оно означало переход от бесплодных гаданий о путях провидения к изучению действительных действующих лиц исторического процесса. Если человек признается тотально обусловленным тем обществом, в котором он живет, а опосредованно -- всей человеческой историей, то, с другой стороны, Сартр считает необходимым выявить конкретное влияние личности на общество. Он подчеркивает, что это влияние нельзя свести к тому, что личность своим действием лишь реализует некое предопределение, сама являясь пассивным передаточным звеном между абстрактной исторической необходимостью и ее осуществлением. Личность, постоянно подчеркивает Сартр, нельзя уподобить детали машины; если детали недостает, то машина перестает функционировать, но вышедшую из строя деталь можно заменить любой однотипной и от этой замены не произойдет никаких изменений в работе машины. В противоположность этому «замена» одной личности другой в каком-нибудь социальном действии ведет к изменению самого действия, оно становится другим. По глубокому убеждению Сартра, раз признано, что человек своей деятельностью превосходит ситуацию и вносит в нее нечто новое, его следует рассматривать как действительно творческую силу, участие которой в историческом процессе в чем-то изменяет его течение. Также отношение Сартра к экзистенциализму ясно изложены в труде «Экзистенциализм- это гуманизм». В этом труде он защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыве к квиетизму- пассивности. Его размышление последовательно переходит от вопроса к вопросу. Для того, чтобы объяснить понятие экзистенциализма, Сартр сравнивает позиции классических философов-рационалистов XVIII-XIX веков (Декарт, Лейбниц, позднее Вольтер, Кант) со своими. Если эссенция предшествует экзистенции, то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: «Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме». Упразднение Бога у философов - атеистов не повлияло на эту концепцию, переименовав «Божий замысел» в «человеческую природу», одинаковую у всех. Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная сущность реализуется человеком лишь в процессе существования, по своей воле. «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.» Под словами «делает себя сам» подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае человек ответственен за то что он есть. «Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» - подытоживает Сартр. Однако у субъективизма есть еще одно значение. Человек ответственен не только за себя, но и за всех остальных людей. Он не может выйти за пределы своего сознания, своей субъективности. Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма. Человек, делая собственный выбор, делает его за всех людей сразу, выбирает для человечества благо, ибо он не может выбрать зло. Своими действиями, по мнению Сартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности. Так он приводит пример : «Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.» 2.2. Антуан де Сент-Экзюпери. Биография и творчество писателя. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери - поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о полетах, о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное - о небе. Многие образы Сент-Экзюпери - это его друзья или просто знакомые люди. Все свои годы он писал одно-единственное произведение - его собственную жизнь. Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года в замке Ла Молль во французском городе Лионе. Хотя его родители и происходили из старинных аристократических семейств, но столь родовитое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению семьи Сент-Экзюпери: отец будущего писателя служил инспектором страховой компании. После смерти отца четырехлетний мальчик остался на руках матери с пятерню братишками и сестренками. У матери не было собственных средств для существования. На помощь пришли бабушки, благодаря которым дети получили образование. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий. В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был вздернут к небу. В действительности он уже тогда был “Маленьким принцем”, надменным и рассеянным, радостным и бесстрашным. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным и с успехом играл роль мага-волшебника, как бы в ожидании восторженных возгласов: “Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!” И эти возгласы раздавались, но только чаще говорили: “Сент-Экзюпери, Антуан или Тонио”, потому что он неизменно становился частицей внутренней жизни всех тех, кто его знал или читал его книги. Уже в двенадцать лет Антуан знакомится с небом, получает “воздушное крещение” - его поднимает в воздух на своем самолете уже тогда знаменитый летчик, будущий ас воздушных сражений первой мировой войны, Жюль Ведрин. Следует отметить, что первый полет особого впечатления на мальчика произвел. К авиации как основному (или одному из основных) делу жизни его потянуло значительно позже. Даже окончив школу, двенадцатилетний Сент-Экзюпери еще не решил твердо, какой профессии он посвятит свою жизнь. В юности Антуана еще завораживала и архитектура, поэтому он поступает на отделение архитектуры Академии художеств. Но в 1921 году неожиданно для окружающих, он бросает свои занятия архитектурой и записывается добровольцем в авиационный полк, он окончательно выбрал свою дорогу - небо. Довольно гладко складывалась жизнь Антуана на военном поприще. Через год Сент-Экзюпери получает звание младшего лейтенанта и назначение летчиком в авиационный полк, расположенный на парижском аэродроме Бурже. Но всего три месяца спустя, попадает в первую тяжелую аварию, получает серьезные ранения и по выздоровлению демобилизуется. Вот так и начинается, наверно, не самая трудная, но, безусловно, самая неинтересная полоса жизни Сент-Экзюпери: он служит конторщиком на черепичном заводе, а затем торговым агентом небольшой автомобильной фирмы. Но любовь к небу продолжает расти с огромной скоростью. Для него небо - это лучшее во всей Вселенной, это его покой, спокойствие и радость. Где Антуан только не летал! В двадцатые, тридцатые годы - в годы молодости молодость авиации - на еще несовершенных машинах он овладевал техникой ночного полета. Учился водить гидросамолет, прокладывал новые трассы. Побывал и над Кордильерами, и над Сахарой, не однажды разбивался со своей машиной, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь товарищу. Как это не печально, но никогда еще, пожалуй, призвание авиатора не проявлялось в человеке более явственно и никогда еще человеку не было так трудно осуществить свое призвание. Военная авиация согласилась зачислить его только в запас. Лишь когда Сент-Экзюпери исполнилось двадцать семь лет, гражданская авиация позволила ему стать летчиком, а затем начальником французского аэродрома в Марокко, а в последствии - в Южной Америке. В это время он опубликовывает свои первые произведения и приобщает небо к литературе, что не мешает ему оставаться смелым и энергичным пилотом, а затем и техническим директором филиала компании “Аэропосталь” в Буэнос-Айресе - тут он работает бок о бок с его будущими товарищами Мермозом и Гийоме. Он попадает в многочисленные и тяжелые аварии, но только чудом остается в живых. В 1931 году он женится на вдове испанского писателя Гомеса Карильо - Консуэло, уроженке Южной Америки. Фантазия этой женщины приводит Антуана в восторг. Но аварии продолжаются: то Сент-Экзюпери чуть не разбивается во время чудовищного падения, то после вынужденной посадки он оказывается затерянным в песках. И, мучимый изнурительной жаждой, в самом сердце пустыни, он испытывает острую потребность вновь отыскать “Планету людей”! В 1934-1935 годах, по поручениям компании “Эр-Франс”, Сент-Экзюпери едет в Советский Союз в качестве корреспондента газеты “Парисуар”. В те годы он публикует репортажи из СССР. К сожалению, дошедшие до нас отрывки из московских репортажей не позволяют достаточно уверенно судить о точности и глубине его проникновения в нашу сложную, многоплановую действительность тех лет. После возвращения из Советского Союза Сент-Экзюпери дважды едет на фронты гражданской войны в Испании и публикует несколько статей о виденном там. Стремление летать приводит Антуана де Сент-Экзюпери к приобретению легкого самолета Кадрон “Симун”, на котором он в конце 1935 года предпринимает попытку перелета по маршруту Париж-Сайгон, а в 1938 году - по маршруту Париж-Огненная земля. Обе эти попытки кончаются тяжелыми авариями на первых же этапах: первая - в Ливийской пустыне, вторая - в Гватемале. Наступает 1939 год. Вспыхивает война. Сент-Экзюпери решительно принимает все возможные шаги, использует все связи, лишь бы добиться назначения на летную боевую работу в действующую армию. И хотя врачи упорно признают, что он совершенно не пригоден к полетам (следствие многочисленных переломов и контузий), он, в конце концов, добивается зачисления в разведывательную авиагруппу 2/33. В дни вражеского вторжения, после нескольких боев, группу эту отправляют в Алжир и личный состав ее демобилизуют. Он уходит из армии, и теперь уже как гражданское лицо, возвращается во Францию - повидаться с родными, а затем переезжает в Нью-Йорк. Там он пишет книгу “Военный летчик”, снискавшую огромный успех в Соединенных Штатах, а также и во Франции, в то время оккупированной врагом. Писатель Андре Моруа, хорошо знавший Антуана де Сент-Экзюпери, вспоминает: “Когда генерал прибыл в Соединенные Штаты за вооружением, мы оба - Сент-Экзюпери и я - вновь попросили зачислить нас на службу во французскую армию в Африке. Антуан уехал из Нью-Йорка на несколько дней раньше меня, и, когда я сошел с борта самолета в Алжире, он уже встречал меня на аэродроме. Вид у него был несчастный. Ведь Антуан так сильно ощущал узы, объединяющие людей, он всегда чувствовал себя в какой-то мере ответственным за судьбы Франции, и вот теперь он обнаружил, что французы разделены. Два генеральных штаба противостояли друг другу. Он был зачислен в резерв командования и не знал, разрешат ли ему летать. Ему было уже сорок четыре года, а он упорно и настойчиво добивался, чтобы ему позволили управлять самолетом “П-38”, быстрой машиной, созданной для более молодых сердец. В конце концов, благодаря вмешательству одного из сыновей президента Рузвельта, Сент-Экзюпери получил на это согласие. Произведенный в чин майора он сумел присоединиться к дорогой его сердцу разведывательной группе 2/33 (в которую ранее был зачислен), но начальники, тревожась за его жизнь, неохотно разрешали ему полеты. Ему пообещали пять таких полетов, он вырвал согласие еще на три. Из восьмого полета он не вернулся. Он вылетел в 8 часов 30 минут утра, а к 13 часам 30 минутам его все еще не было. Товарищи по эскадрилье, собравшись в офицерской столовой, ежеминутно смотрели на часы. Теперь у него оставалось горючего всего на один час. Ровно через час не оставалось больше никакой надежды. Все долго хранили молчание. Потом командир эскадрильи сказал одному из летчиков: “Вы выполните задание, порученное майору де Сент-Экзюпери”. Все закончилось так, как в романе Сент-Экзюпериа, и можно было легко представить себе, что, когда у него не осталось больше горючего и, быть может надежды, он, подобно одному из своих героев, устремил самолет ввысь - к небесному полю, густо усеянному звездами”. Итак, 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу... По прихоти судьбы это задание состояло в аэрофотосъемке объектов вблизи Лиона - того самого города, в котором сорока четырьмя годами раньше родился. Нет, он жил не очень долго и написал не очень много, но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел многое сказать людям. Он начал с повестей “Южный почтовый” и “Ночной полет” - о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть - “Планета людей” (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока Францию захватил враг. И вот Экзюпери в эмиграции, в Америке. Скорбью о поверженной родине, гневом и ненавистью к фашизму дышат страницы повестей “Письма к заложнику” и “Военный летчик”. Но есть во всем, что он пишет еще и страстная вера в будущее человечества и страстное убеждение, что за это будущее каждый из нас в ответе и каждый должен всеми силами его отстаивать. “Южный почтовый” - это самая романтическая книга Сент-Экзюпери. Летчик Жак Бернис, пилот компании “Аэропосталь”, возвращается в Париж и встречает там подругу своего детства - Женевьеву Эрлен. Муж у нее человек посредственный; ее ребенок умирает; она любит Берниса и соглашается уехать с ним. Но почти тотчас же Жак понимает, что они не созданы друг для друга. Чего он ищет в жизни? Он ищет сокровище, в котором заключена истина его жизни. Сначала он надеялся найти его в женщине - неудача. Позднее он пытался найти его в соборе Парижской Богоматери, куда Бернис зашел, потому что он чувствовал себя слишком несчастным - но и эта надежда обманула его. Быть может ключ к разгадке лежит в ремесле? И Бернис упорно, мужественно везет почту в Дакар, летя над Рио-де-Оро. Однажды автор находит труп Жака Берниса - летчика сразили пули арабов. Но почта была спасена. Она будет доставлена в Дакар в установленный срок. “Ночной полет” относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-Экзюпери. Для того чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес, пилотам необходимо лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами. Если там их настигнет буря или они собьются с пути, они обречены. Но их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с женой Фабьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса - он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен, погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу. “Планета людей” - это прекрасный сборник эссе. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с “тремя изначальными божествами - с горами, морем и бурей”. Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о “самолете и планете”, небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: “Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека”. За последние двадцать лет слишком много писателей прожужжали нам уши о недостатках и слабостях человека. Наконец-то нашелся хоть один автор, который говорит нам о его величии: “Ей-богу, я такое сумел, - восклицает Гийоме, - что ни одной скотине не под силу!” Наконец, “Военный летчик”. Во время немецкого наступления во Франции капитан де Сент-Экзюпери и экипаж его самолета получают от своего начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть, смерть бесполезная, так как им поручено собрать сведения, которые они уже никому не смогут передать - дороги будут безнадежно забиты, телефонная связь прервана, генеральный штаб переместится в другое место. Отдавая приказ, майор Алиас и сам знает, что этот приказ бессмыслен. Но что тут можно сказать? Никому и в голову не приходит сетовать. Подчиненный отвечает: “Слушаюсь, господин майор... Так точно, господин майор...”, но ведь дисциплина прежде всего. Книга состоит из возвышенных размышлений летчика во время полета к Аррасу, а затем во время его возвращения посреди рвущихся вокруг снарядов и висящих над ним вражеских истребителей. Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку “Маленький принц” и сам ее иллюстрировал. Печальная насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою мудрое иносказание. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле. “Цитадель” - посмертно изданная книга Сент-Экзюпери. Он составил для нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы отшлифовать произведение и поработать над его композицией. Сент-Экзюпери восхваляет условности. Потому что, если уничтожить условности и забыть о них (те же праздники, воспоминания, привычки и т.д.) то человек снова становится дикарем. Тема “Цитадель” характерна для Сент-Экзюпери. Старый владыка пустыни, который делится с нами своей мудростью и опытом. В прошлом он был кочевником, но потом понял, что человек может обрести мир, только если он воздвигнет свою цитадель. Человек испытывает потребность в собственном крове, в своем поле, в стране, которую он может любить. Груда кирпичей и камней - еще ничто, ей не хватает души зодчего. Цитадель возникает, прежде всего, в сердце человека. Она соткана из воспоминаний и обрядов. И самое главное - хранить верность этой цитадели, “ибо мне никогда не украсить храм, если я каждое мгновение начинаю возводить его заново”. Если человек рушит стены, желая этим обрести свободу, он сам уподобляется полуразрушенной крепости. И тогда им овладевает тревога, потому что он перестает ощущать свое реальное существование. “Мои владения - это не стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связует их воедино” ГЛАВА 3. СКАЗКА- ПРИТЧА “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ” 3.1. Сказка “Маленький принц” Экзюпери создавал это произведение в годы Второй Мировой войны. В основу положена реальная история о том, как автор, будучи лётчиком, однажды потерпел крушение в Ливийской пустыне. Но это внешнее событие. Гораздо интереснее выглядят внутренние переживания и мысли Экзюпери, которые нашли отражение в содержании и образах героев его знаменитой книги "Маленький принц" . Ещё в конце 1930-х – начале 1940-х годов Экзюпери постоянно рисует маленького мальчика, который смотрит на Землю из-за туч. Очевидно, что этот образ волновал писателя. Маленький принц стал выразителем сокровенных дум автора, который анализировал происходящее в мире и с грустью размышлял об этом. И вот в 1942 году он пишет своё произведение и через год публикует его. Оно стало последним и самым дорогим для автора. Проанализировав особенности содержания и построения, литературоведы пришли к выводу, что его жанр - это философская сказка-притча. Кратко можно перечислить основные сказочные черты: в основе – фантастический рассказ о путешествии главного героя и знакомстве с самыми разными персонажами, говорящие животные, аллегорическое изображение пороков людей. Притча – это короткий назидательный рассказ, в котором в иносказательной форме поднимаются важные вопросы о любви, дружбе, одиночестве, смысле жизни. Также притча содержит поучение. Внешний сюжет сказки-притчи очень прост. Главный герой живёт на маленькой планете, ухаживает за ней и за капризным цветком, но, чувствуя себя одиноким, отправляется в путешествие по другим астероидам и планетам. Он встречает старого Короля, Честолюбца, Пьяницу, Фонарщика, Делового человека, Географа. Затем он прибывает на планету Земля, где встречает Лётчика и Лиса. В конце Маленький принц решает вернуться на свою планету, понимая, что его сердце принадлежит той капризной розе, которая на самом деле для него лучше и важнее всех роз на свете. Но в сказке есть и внутренний сюжет: это постепенное изменение главного героя, осознание им важной истины, что «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», понимание сущности дружбы и смысла жизни. Композиция «Маленького принца» представляет собой рассказ о путешествии и постепенном внутреннем изменении главного героя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эту сказка- притчу можно читать в любом возрасте и любое количество раз, открывая для себя что-то новое. Самое известное произведение Антуана де Сент- Экзюпери - это мудрая философская причта о самом важном: о любви, верности, красоте, понимании. Экзюпери написал её для тех, кто способен понять, что "самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце". Своими моральными качествами, своим интеллектом, своей деятельностью - одним словом, своей судьбой Сент-Экзюпери возвышается над обычным человеческим уровнем и относится в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других примером. Он относится к разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки. Антуан де Сент-Экзюпери, какую цель он ставит перед собой в своих произведениях. Прежде всего, он преследует идею о взаимопонимании между людьми. Главные проблемы, всю жизнь волновавшие Сент-Экзюпери, находили отражение во всех его произведениях - и в прозе, и в публицистике, и даже в сказке. В одном из писем другу он так прямо и заявляет: “Я писал... чтобы сказать моему поколению: вы - обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!”. Судьба этого корабля была ему не безразлична. Сент-Экзюпери верил в братство, объединяющее людей. И придавал неоценимое значение их взаимопониманию. “Величие всякого ремесла, может быть, в этом и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет ничего дороже этого”, - говорит он. Может быть, в этом и заключался один из элементов притягательной силы, которую имела для Сент-Экзюпери авиация; мало какая другая работа так не сближает людей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век: монография / Л.Г. Андреев. - М.: Моск. рабочий, 1994. 333 с 2. Кузнецов В. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М.: Изд-во Московского университета, 1969. 3. Андре Моруа “Литературные портреты”, Кишинев, “Литература артистике”, 1983год. 4. Антуан де Сент-Экзюпери “Планета людей”, вступительная статья Норы Галь, Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 год. 5. Марсель Мижо “Сент-Экзюпери”, Москва, Издательство “Молодая гвардия”, 1965 год. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 6. http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-xx-veka-tolmachev/francuzskij-ekzistencializm-sartr-kamyu.html 7. https://reedcafe.ru/blogs/analiz-skazki-malenkiy-princ-ekzyuperi |