Главная страница
Навигация по странице:

  • Отчёт о работе элективного курса по дисциплине «Религиоведение» групп ы УиА

  • Данные

  • Цели обучения

  • Содержательные линии

  • «Казахский язык», «Русский язык»

  • «География»: – правильное определение историко-географического пространства распространения религий. Требования к уровню подготовки учащихся.

  • Вместе с тем обучающиеся должны уметь

  • отчет по религиоведению. религиоведение. Элективный курс религиоведения


    Скачать 19.93 Kb.
    НазваниеЭлективный курс религиоведения
    Анкоротчет по религиоведению
    Дата02.06.2020
    Размер19.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларелигиоведение.docx
    ТипЭлективный курс
    #127350

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Учреждение «Колледж «Максат»

    Отчёт

    о работе элективного курса

    по дисциплине «Религиоведение»

    группы УиА-13 по специальности 0518000 «Учет и аудит (по отраслям)»


    Преподаватель: Ракишев А.Б.

    Степногорск 2020

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ»

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года № 281 в учебный процесс в 2018-2019 учебном году введен элективный курс «Религиоведения» вместо факультативного курса «Основы религиоведения».

    Считается обязательным ведение элективного курса «Религиоведения» учителями-историками, прошедшими курсы повышения квалификации и имеющими сертификаты о прохождении курсов по дисциплине «Религиоведения».

    Данные элективного курса записывается в учебный классный журнал.

    Суть и значение курса «Религиоведения» состоят в принятии его как составляющего элемента при формировании основ устойчивого развития общества, определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного общества. Предмет «Религиоведения» является структурным компонентом социально-гуманитарных и обществоведческих знаний в системе среднего образования.

    Цели обучения элективного курса «Религиоведения»:

    – достижение усвоения обучающимися принципа светскости как ценности,  важного фактора стабильности государства, восприятия религии на фоне светскости;

    – формирование знаний о свободе совести, об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, о новых религиозных движениях, деструктивных религиозных течениях и запрещенных религиозных организациях;

        – формирование у учащихся на основе духовно-нравственных ценностей чувства непринятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма,  воспитание в них чувства толерантности и гуманистического мировоззрения.

    Задачи обучения:

    1) дать обучающимся системные знания о значении религии, ее истории и роли в обществе;

    2) сформировать представление о светскости как об основе государственности и независимости;

    3) с позиции светскости сформировать навыки сравнения основ религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и религиозного воспитания;

    4) разъяснить обучающимся мировоззренческое, культурное и нравственное значение религий;

    5) сформировать навыки уважения свободы совести,  навыки светского отношения к религиозным течениям современного общества, привить основы  толерантности;

    6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие в Казахстане в ключе светскости, развивать у обучающихся чувство гражданской зрелости и ответственности;

    7) разъяснить опасность идеологии религиозного радикализма, глобальных проявлений экстремизма и терроризма для национальной безопасности и общественной стабильности,  воспитать чувство уважения к положениям светского государства;

    8) разъяснить важность правовой грамотности в общественной жизни и воспитать стремление к постоянному ее повышению.

    В рамках освоения учебных материалов, предложенных программой, предусмотрено установление принципов преемственности и межпредметной связи с предметами «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право», «Казахская литература», а также факультативными курсами «Абайтану».

    Содержательные линии элективного курса «Религиоведения».

    В программе не ставится задача подробного описания истории религии, ее разветвлений, отдельных направлений и течений, а даются общие сведения. 

    В процессе преподавания курса «Светскость и основы религиоведения» не следует отводить много времени на историю.

    Учебной программой, наряду с историческим обзором зарождения, укрепления и развития религиозных верований и религий, предлагаются темы «Светское государство» и «Религия», где рассматриваются основы светской этики, роль религии в духовной жизни человека и общества, деятельность религиозных объединений и течений, дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия.

    В формировании высоких духовно-нравственных качеств обучающихся первостепенную значимость имеет изучение культурного и духовного наследия выдающихся просветителей и мыслителей: аль-Фараби, Ходжа Ахмета Йассауи, Абая, Ыбырая, Шакарима.

    Особое внимание уделено познанию обучающимися признаков и последствий деятельности новых религиозных течений, запрещенных религиозных объединений, опасности религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности. Красной нитью курса проходит содержательная линия «Казахстан – страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость – платформа   государственной системы и национальной безопасности».

    В содержании предусмотрены творческие проекты, организующие самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. При изучении данного курса обучающиеся смогут получить полноценное, необходимое в жизни знание о целях и особенностях религий и религиозных объединений, существующих на территории Республики Казахстан, о цели и сущности политики Республики Казахстан по отношению к религии. Таким образом, систематизированное и усвоенное знание, с одной стороны, дает возможность обучающемуся как полноправному гражданину Республики Казахстан сформировать способность к сохранению и защите духовной культуры своего народа от влияний деструктивных и радикальных религиозных объединений, с другой стороны, дает возможность определить религиозную принадлежность человека, религиозное сознание и отношение к другим религиям, сформировать к ним уважительное отношение.

    Данный курс формирует представление обучающихся о принципах, противоречащих гуманистическому мировоззрению, общечеловеческим ценностям и толерантности.

    Методические рекомендации по организации учебного процесса.

    В соответствии с учебной программой учебный процесс рекомендуется организовать в соответствии со следующими дидактическими принципами: научная обоснованность и доступность; системность и преемственность; наглядность и абстрактность; логическая и познавательная активность; устойчивость усвоенных знаний; междисциплинарные и внутрипредметные связи; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; обеспечение уровня разнообразия заданий. 

    При организации учебного процесса по курсу «Светскость и основы религиоведения» важное значение имеют такие организационные формы, как мини-коференция, дискуссия, круглый стол, защита малых проектов и др.

    В целях закрепления полученных знаний особое значение в рамках курса «Светскость и основы религиоведения» имеет творческо-проектная работа учеников по интересующим их темам.

    В соответствии с этим учебной программой отводится время для осуществления указанной работы. В процессе выполнения проектов особое внимание уделяется организации познавательных изысканий учеников по различным направлениям и формированию у них учебной активности.

    Проекты могут выполняться индивидуально или коллективно. Их количество должно быть достаточным для закрепления полученных знаний. Проекты должны включать: 

    анализ статей газет, журналов, научно-популярных изданий по проблемам религии, подготовку устного и письменного сообщения по выбранной теме;

    – определение различительных особенностей религии;

    – определение общих концепций и единых платформ традиционных религий, формирование умений их анализировать;

    – анализ религиозной ситуации в Казахстане, в регионе;

    – подготовку обзорной информации о святых местах в Казахстане;

    – подготовку конкретных жизненных ситуаций, подтверждающих наличие светскости, межрелигиозного согласия и толерантности.

    В процессе обучения необходимо:

    – руководствоваться современной политикой и принципами Казахстана в сфере религиии, их культурно-исторической, цивилизационной сущностью;

    – исключить возможность наделения какого-либо религиозного направления привилегиями в процессе изучении предмета; 

    – создать  условия для выполнения проектов;

    – соблюдать законы, регулирующие отношения в области культуры, духовности, религии, информации.

    Формирование целостного восприятия материала на уроках курса «Светскость и основы религиоведения» достигается путем интеграционного использования межпредметных знаний, получаемых учащимися при изучении перечисленных далее учебных предметов:

    «Казахский язык», «Русский язык»:

    – обогащение словарного запаса учащихся терминами, относящимися к сфере светскости и религии;

    – воспитание уважения и открытости к национальной культуре и духовно-культурным истокам других народов.

    «Литература»:

    – изучение дополнительной художественной литературы – произведений религиозных деятелей, осуществление оценки их работ с точки зрения современных духовных ценностей и светскости.  

    «История»:

    – историческое обоснование процесса зарождения, распространения и развития светскости и религий;

    – осмысление роли светскости и религий в жизни человека и общества через исторический анализ общественных отношений.

    «География»:

    – правильное определение историко-географического пространства распространения религий.

    Требования к уровню подготовки учащихся.

    В результате изучения курса «Светскость и основы религиоведения» обучающиеся должны знать:

    – Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;

    – основные религиозные понятия и религиозные явления с научной точки зрения;

    – соотношения между светскими и религиозными понятиями;

    – сущность отношений между государством, религиозными объединениями и культурой;

    – историю религий и особенности вероисповедания, взаимоотношения между государством, культурой и религиозными объединениями в республике;

    культурное и духовное наследие аль-Фараби, Ходжа Ахмета Йассауи, Абая, Ыбырая, Шакарима;

    – политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной стабильности, проявлению уважительного отношения к истинным религиозным чувствам верующих в стране и мировом сообществе;

    – особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и террористического характера.

    Вместе с тем обучающиеся должны уметь:

    – различать светскость, религиозное сознание, религиозную веру, религиозный опыт и религиозную мысль;

    – участвовать в дискуссиях, обмениваться мнениями по вопросам основ светскости и религии, особенностям разных культур и религиозных систем, логи чно и грамотно излагать сведения о значимых событиях в сфере религий и религиозных деятелях в истории мировых религий;

    – самостоятельно находить необходимые информационные данные о светскости и религиозных произведениях.

    Учитель должен добиться того, что в процессе обучения у ученика был сформирован иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений


    написать администратору сайта