Главная страница
Навигация по странице:

  • «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

  • ЭССЕ по философии на тему Элементы и виды любви Эриха Фромма. Элементы и виды любви Эриха Фромма


    Скачать 47.24 Kb.
    НазваниеЭлементы и виды любви Эриха Фромма
    АнкорЭССЕ по философии на тему Элементы и виды любви Эриха Фромма
    Дата20.04.2022
    Размер47.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEsse_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #485885

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

    Высшая школа энергетики, нефти и газа

    (наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)
    ЭССЕ



    По дисциплине

    Философия








    На тему


    Элементы и виды любви Эриха Фромма










    Выполнил обучающаяся:





    (Ф.И.О.)










    (код и наименование)




    Курс:




    Группа





    Руководитель:



    (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

    Отметка о зачете



















    (отметка прописью)




    (дата)

    Руководитель



















    (подпись руководителя)




    (инициалы, фамилия)



    ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ



    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ 3

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11


    ВВЕДЕНИЕ


    Книга не выдает руководство к искусству любви. Представленная работа, наоборот, подразумевает необходимость заострить внимание читателя на том, что любовь не является сентиментальным чувством, испытывать которое имеет возможность любой человек вне зависимости от достигнутого им уровня зрелости. Что невозможно получить полную удовлетворенность в собственной любви, если ты не способен возлюбить своего близкого человека, без истинного человеколюбия, храбрости и дисциплины. Таким образом, там, где эти свойства являются редкими, получение возможности любить обречено оставаться уникальным явлением.

    «Искусство любви» основано на идеи о том, что любовь является искусством, требующим умений и стараний. Большинство людей хотят быть любимы, вместо того, чтобы научиться любить других - в этом и состоит их главная проблема любви. Таким образом, суть проблемы состоит в том, чтобы их любили, чтобы они вызывали в людях любовь к себе. К достижению данного результата они могут придти несколькими способами. Мужчины, чаще всего, стараются достичь успеха, быть сильными и состоятельными настолько, насколько этого можно добиться в данной социальной ситуации. А женщины, как правило, преображают себя, стараются тщательно следить за своим телом и лицом, тщательно выбирая одежду, макияж и прическу. Единственным верным путём для мужчин и женщин является умение достойно вести себя, а также умение поддержать увлекательную беседу, воспитать скромность и готовность прийти на помощь. Несомненно, что для большей части людей нашей культуры способность возбуждать чувство любви - это, в целом, совокупность внешней и сексуальной привлекательности.

    Подавляющее большинство людей думаютчто достаточно найти особенного человека и тогда любовькак по волшебствуЭрих Фромм даёт нам очень интересное сравнениехудожниксчитающийчто напишет прекрасную картинукак только найдет идеальную натурщицу.

    В результате влияния идеологии капитализма, нынешней человек свыкся давать оценки себе, друзьям, социуму, потенциальному партнеру по социально-экономическим показателям. Влюбляются друг в друга только тогда, когда каждый почувствует, что нашел наилучший из всех присутствующих на рынке объектов с учётом своих собственных критериев.

    Любовь является радикальной человеческой силой, способной объединять человека с его собратьями, крушить преграды между ними; она может помочь одолеть человеку всё что угодно, например, одиночество и отчуждение. Более того, она даёт возможность ему сохранять своё собственное "я", оставаться самим собой. Хоть два человека образуют единое целое, но все же  они остаются двумя разными людьми, в этом есть некий парадокс любви.

    Элементы любви


    Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» выделяет пять элементов любви.

    «Подлинная любовь — это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание»1.
    1. Созидательность

    Созидательность – это потребность замечать итоги собственной работы и умение их добиваться, несмотря на вероятные трудности, а забота – это направленная помощь чьему-либо благу.

    1. Забота и заинтересованность


    Э. Фромм пишет, что «любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обходить; но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. Это относится и к любви к животным и цветам. Если какая-то женщина скажет нам, что любит цветы, а мы увидим, что она забывает их поливать, мы не поверим в ее любовь к цветам. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Сущность любви – это труд для кого-то и содействие его росту, что любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится, и каждый трудится для того, что он любит»2.
    1. Ответственность


    «Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле — это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности отвечать»3.

    Человек, который любит, ощущает на себе ответственность. Например, за жизни своих родных и близких, так же как несет ответственность за самого себя. Если рассматривать отношения матери и ребёнка, то эта ответственность подталкивает к заботе о малыше, которая проявляется, главным образом, в удовлетворении его биологических потребностей. В любви между взрослыми людьми она затрагивает, прежде всего, душевное состояние другого человека.

    Ответственность — индивидуальная обязанность отвечать за свои действия и их последствия.
    1. Уважение


    «Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение – это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = tolookat) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то»4.

    Уважение — почтительное отношение между людьми, построенное на признании достоинств друг друга. Уважение подразумевает, что нельзя делать плохо другому человеку, ни физически, ни морально. В нравственном понимании уважение подразумевает честность, порядочность, заботу о нуждах и интересах другого человека.
    1. Знание


    «Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его мотивом не было заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении. Я могу знать, например, что человек раздражен, даже если он и не проявляет это открыто; но я могу знать его еще более глубоко: я могу знать, что он встревожен и обеспокоен, чувствует себя одиноким, чувствует себя виноватым. Тогда я знаю, что его раздражение это проявление чего-то более глубинного, и я смотрю на него как на встревоженного и обеспокоенного, а это значит – как на страдающего человека, а не только как на раздраженного»5.

    К проблеме любви ещё более значительное отношение имеет знание. Базовая необходимость объединения с другим человеком с целью содействия ему в освобождении из оков личной изоляции, сопряженной с иным особенным человеческим желанием - постичь «тайну человека». Даже несмотря на то, что с точки зрения биологии жизнь считается воплощением чуда, человек же является непостижимым секретом как для себя самого, так и для своих родных. Каждый из нас знает себя, но, все же несмотря на все наши усилия и старания, мы не можем узнать себя полностью. Мы знаем своих родных; но все же мы не знаем их, поскольку мы не являемся вещью и наши родные тоже не вещи. Чем больше мы узнаем о себе или о ком-то ещё, тем больше осознаем, что ничего не знаем о себе и людях вокруг. Но как бы мы не старались, мы никогда не сможем освободиться от стремления постичь тайну души человека, то сокровеннейшее ядро, которое и есть "он".

    Виды любви


    Эрих Фромм описал пять видов любви:
    1. Братская любовь


    Братской любовью называют любовь между равными; хотя равные порой совсем не "равны". Всем нам, время от времени, нужна поддержка. Однако периодическая нужда не является показателем того, что один из людей слаб, а другой всемогущ. Слабость — кратковременна, а способность достигать результатов благодаря только своим усилиям это непрерывное и общее состояние.

    Братская любовь опирается на чувство того, что все мы являемся единым целым. Именно в этой любви имеется переживание человеческой солидарности и единения.

    Э. Фромм считал, что «наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев»6.
    1. Материнская любовь


    Материнская любовь – это любовь к беспомощному существу.

    «Мать – это тепло, мать – это пища, мать – это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности» 7.

    «Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком» 8.

    Материнская любовь – это счастье и спокойствие, её не надо достигать или завоевывать. Однако присутствует и отрицательная сторона в абсолютной материнской любви. Ее не только не нужно завоевывать – ее также и невозможно достичь, пробудить или же держать под контролем. В том случае, если она присутствует, то она равна наслаждению, в случае, если ее не имеется. Все точно так же, как если бы все волшебное исчезло – и мы ничего не могли бы исправить, для того чтобы создать эту любовь.
    1. Эротическая любовь


    При всей своей важности, эротическая любовь не включает все остальные виды любви и не является их последней основой.

    «Часто предпочтительность эротической любви неверно интерпретируется как привязанность, основанная на обладании. Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. Два человека отождествляются друг с другом и решают проблему одиночества, увеличивая единичную индивидуальность вдвое. Они достигают чувства преодоления одиночества, однако, поскольку они отделены от всего остального человечества, они остаются отделенными и друг от друга. Их переживание единства – иллюзия. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого» 9
    1. Любовь к себе


    Фромм пишет: «…мое собственное «я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение моей собственной жизни; счастья, развития, свободы коренится в моей собственной способности любить, т. е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще»10.

    Любовь к себе — это ничто иное как элементарная забота о себе и своем теле, уме и душе. Каждое проявление любви к себе нельзя считать эгоизмом. Да, любовь к себе может являться эгоистичной, но может и не являться таковой. Любовь – это не что иное, как отражение нас самих, наших личностей, а в том случае, если человек является эгоистом, то и его любовь к себе будет эгоистична. В сущности, здесь уместнее говорить не о любви к себе, а о некой влюбленности в свою персону. Восхищение собой, поглощенность собой, приукрашивание своих преимуществ — это и есть симптомы человека, влюбленного в себя, и подобная влюбленность несомненно является эгоистичной.
    1. Любовь к Богу


    В имеющем наибольшее распространение на Западе религиозном воззрении любовь к богу — это есть тоже самое, что и вера в бога, в божественную жизнь, высшую справедливость, божественную любовь. Любовь к богу — это, по сути, мысленный опыт. В религиях Востока и в мистицизме любовь к богу это сосредоточенное эмоциональное переживание целостности, неразрывно связанное с выражением данной любви в любом жизненном действии.

    «В истории рода человеческого мы видим – и можем предвидеть наперед – то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестает быть внешней силой, когда человек становится единым с богом.
    В истории рода человеческого мы видим – и можем предвидеть наперед – то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестает быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле.
    В современной религии мы находим все стадии, от самого раннего и примитивного развития до высшей стадии. Слово «бог» обозначает как племенного вождя, так и «абсолютное ничто». Таким же образом, и каждый индивид сохраняет в себе, в своем бессознательном, как было показано Фрейдом, все стадии, начиная со стадии беспомощного младенца. Вопрос в том, до какой стадии человек дорос. Одно вполне определенно: природа его любви к богу соответствует природе его любви к человеку, и далее, действительный характер его любви к богу и человеку часто остается бессознательным, будучи скрыт и рационализирован более зрелой мыслью о том, что есть его любовь»11.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Любовью ошибочно считают сексуальное влечение к партнеру или же вожделение подчиниться и придерживаться воли своей второй половинки. Однако, любовь – это постижение себя и своих родных, это непрерывный общий духовный подъем, а также стремление сделать жизнь лучше для себя и своего близкого человека. Это сложные каждодневные усилия, самосовершенствование, желание воспитать в Ближнем те духовные качества, которые бы смогли помочь ему в последующей жизни. Это произведение – истинное открытие для читателей нынешнего поколения. Невозможно не согласиться с тем, что в наши дни они понимают под этим понятием абсолютно иное значение. По моему мнению, автор дает читателям важные рекомендации.

    В работе Эриха Фромма любовь представляется как что-то столь обширное и всеобъятное, как разрешение проблемы смысла существования человека. Можно сказать, что в целом поиск любви не имеет значения, а есть смысл лишь понять себя и научиться создавать счастье для себя одного, а затем уже заняться поиском человека, который тоже умеет быть счастливым и с которым вам будет хорошо. После этого продолжать заниматься саморазвитием вместе со своим любимым человеком. Получается, что любовь порождает любовь, иначе говоря, ситуация само поддерживается и постоянно углубляется.

    Я считаю, что по большей части работа Эриха Фромма внушает читателям главные жизненные принципы. Она обучает любви к себе, к своему возлюбленному и к детям. Нередко в человеческой жизни понятие "любовь" становится идолом, святым краалем, чем-то чудесным, пылкой страстью, но только не тем, что вынуждает быть вместе двух людей долгое время.

    Педагог-психолог Кирилл Евгеньевич Карпенко в своей статье для журнала «Школьный психолог» писал, что «для немецкого мыслителя любовь – это ответ на проблему человеческого существования, который видится в единении всех людей как братьев». Я полностью согласна с его точкой зрения, потому что я считаю, что именно братская любовь является основой всех взаимоотношений. И уже дальше, от братской любви Фромм выделяет и другие виды любви: материнскую, эротическую, любовь к себе и к Богу.

    Расскажу, как я это понимаю. Если я узнала другого человека неосновательно – я узнала только отличия, отдаляющие нас. А если я постигла всю его суть – я познала нашу общность. Это и есть смысл нашего братства.

    Любовь к человеку беззащитному, постороннему и нищему является основанием для братских чувств, для любви. Животные окружают заботой своих детёнышей, потому что любят их; бессильный человек любит и уважает своего наставника, дорожит им, так как его жизнь находится во власти наставника; а дети любят родных и близких им людей, потому что нуждаются в них.

    Настоящую любовь мы выказываем тем людям, которыми действительно дорожим, которых мы не эксплуатируем себе во благо. Еще в Ветхом Завете говорилось, что истинный предмет человеческого обожания - нищий, чужой, вдова и обездоленный.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, 221стр.

    2. Эрих Фромм – искусство любви // URL: https://ourmind.ru/iskusstvo-lyubit.

    3. Теория любви Фромма // URL: https://psychologyc.ru/love/

    4. Фромм Э. Искусство любить – рецензия, автор: Карпенко К.Е. // URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/fromm-e.-iskusstvo-lyubit---recenziya




    1Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.23.

    2Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.27-28.

    3Эрих Фромм – искусство любви // URL: https://ourmind.ru/iskusstvo-lyubit(дата обращения: 21.05.2019).

    4 Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр. 37.

    5 Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.40.

    6Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.102.

    7Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.108.

    8Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.112-113.

    9Теория любви Фромма // URL: https://psychologyc.ru/love/ (дата обращения: 21.05.2019).

    10Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.121.

    11Фромм Эрих, Искусство любить, - Москва: АТС, 2014, стр.131-132.



    написать администратору сайта