Актерские тренинги. Актёрский+тренинг+по+системе+Станиславского. Эльвира Сарабьян Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации
Скачать 1.09 Mb.
|
Повторение цикла. Непрерывное сценическое общениеКак и в жизни, так и на сцене человек не может ни одной секунды обходиться без общения — внутреннего или внешнего. Именно общение связывает всех людей, мысли, вещи, предметы и явления. «Представьте себе драгоценную цепь, писал Станиславский, в которой три золотых кольца чередуются с четвертым простым, оловянным, а следующих два золотых кольца связаны веревкой. На что нужна такая цепь? [1]» С такой изорванной, кое-как скрепленной цепью Константин Сергеевич сравнивал изломанную линию сценического общения, когда роль передается внешне, механически. «Постоянное обрывание линии жизни роли, писал он, является ее перманентным уродованием или убийством» [1]. Когда мы с кем-либо разговариваем, то всегда чувствуем, слышит ли нас собеседник, охотно ли он идет на контакт, глубоко ли реагирует на то, что мы ему говорим. Если собеседников волнует и трогает предмет разговора, то общение получается правильным, непрерывным, сплошным. Такое общение учит, обогащает, питает душу. Но если в жизни правильный, сплошной процесс общения необходим, то на сцене такая необходимость удесятеряется. Это происходит благодаря природе театра и его искусства, которое сплошь основано на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою. «В самом деле, пишет Станиславский, представьте себе, что автор пьесы вздумает показывать зрителям своих героев спящими или в обморочном состоянии, то есть в те моменты, когда душевная жизнь действующих лиц никак не проявляется» [1]. Или представьте себе, что драматург выведет на сцену двух незнакомых друг другу лиц, которые не захотят ни представиться друг другу, ни обменяться между собой чувствами и мыслями, а, напротив, будут скрывать их и молча сидеть в разных концах сцены. Зрителю нечего будет делать в театре при таких условиях, так как он не получит того, зачем пришел: он не ощутит чувств и не узнает мыслей действующих лиц. Совсем другое дело, если они сойдутся на сцене и один из них захочет передать другому свои чувства или убедить его в своих мыслях, а другой в это же время будет стараться воспринять чувства и мысли говорящего. Присутствуя при таких процессах отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц, зритель, подобно случайному свидетелю разговора, невольно будет вникать в слова, в действия того и другого. Тем самым он примет молчаливое участие в их общении увидит, узнает и заразится чужими переживаниями. «Смотрящие в театре зрители, утверждал Станиславский, только тогда понимают и косвенно участвуют в том, что происходит на сцене, когда там совершается процесс общения между действующими лицами пьесы». К сожалению, такое непрерывное взаимное общение редко встречается в театре. Большинство актеров если и пользуется им, то только в то время, пока сами говорят слова своей роли, но лишь наступает молчание и реплика другого лица, они не слушают и не воспринимают мыслей партнера, а перестают играть до следующей своей очередной реплики. Такая актерская манера уничтожает непрерывность взаимного общения, которое требует отдачи и восприятия чувств не только при произнесении слов или слушании ответа, но и при молчании, во время которого нередко продолжается разговор глаз. Станиславский считал, что общение с перерывами неправильно, «поэтому, писал он, учитесь говорить свои мысли другому и, выразив их, следите за тем, чтобы они доходили до сознания и чувства партнера; для этого нужна небольшая остановка. Только убедившись в этом и договорив глазами то, что не умещается в слове, примитесь за передачу следующей части реплики. В свою очередь, умейте воспринимать от партнера его слова и мысли каждый раз по-новому, по-сегодняшнему. Осознавайте хорошо знакомые вам мысли и слова чужой реплики, которые вы слышали много раз на репетициях и на многочисленных сыгранных спектаклях. Процессы беспрерывных взаимных восприятий, отдачи чувств и мыслей надо проделывать каждый раз и при каждом повторении творчества. Это требует большого внимания, техники и артистической дисциплины» [1]. Непрерывность общения не означает его неизменности. Неизменен только процесс лучевосприятия и лучеиспускания. С каждым новой репликой, с каждым новым ответом цикл общения повторяется, но только на новом витке. Меняется характер и качество общения; однако само общение не прекращается ни на минуту. Приблизительная схема каждого цикла такова: Воздействие — восприятие — оценка — ответное воздействие. Все эти этапы были нами подробно рассмотрены в предыдущих главах. Но при каждом новом цикле могут меняться как отношения персонажей, так и способы общения. Рассмотрим повторение циклов на примере отрывка пьесы Б. Брехта «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть». Гангстер Артуро Уи пришел к старому Догсборо, чтобы заручиться его поддержкой. Общение между героями не прерывается, но способы общения меняются с каждым новым циклом. Слуга (входит) . Некий мистер Уи Вас ждет в прихожей. Догсборо. Гангстер? Слуга. Да, я видел Его портрет в газетах. Уверяет, Что Кларк его сюда прислал. Догсборо. Гони! Вон! В шею! Кларк прислал? К чертям собачьим! Еще они бандитов мне!.. Я их… Входят Артуро Уи и Эрнесто Рома. Уи. Мистер Догсборо. Догсборо. Вон! Рома. Ну-ну, спокойней! Куда спешить? Ведь нынче — воскресенье. Догсборо. Слыхали? Вон! Догсборо-сын. Отец сказал вам: вон! Рома. Пусть говорит — мы все равно не слышим. Уи (не двигаясь с места) . Мистер Догсборо. Догсборо. Слуги где? Зови Полицию! Рома. Сынок, не бегай лучше, Внизу остались парни, — вдруг они Поймут тебя превратно? Догсборо. Так. Насилье. Рома. О, не насилье! Убежденье, друг мой. Молчание. Уи. Догсборо, вам я незнаком, я знаю, А может быть, известен понаслышке. Догсборо, перед вами здесь несчастный, Который всеми недооценен. Его чернила зависть, трусость, низость. Я — сын кварталов Бронкса, безработным В Чикаго начал жизненный свой путь, И этот путь не так уж безуспешен! Тогда, почти пятнадцать лет назад, Со мною было семеро парней, Исполненных решимости, как я, Себе зарезать на обед любую Корову, созданную небесами. Теперь нас двадцать пять, а будет больше. Вы спросите: что нужно от меня Артуро Уи? Лишь одного: признанья. Я не хочу считаться ветрогоном, Авантюристом и ловцом удачи! (Откашливается.) Особенно хочу я, чтоб во мне Полиция не ошибалась, — я ведь Ее ценю. И потому теперь Прошу вас — а просить я не люблю - Замолвить, если только будет нужно, Словечко за меня. Догсборо (не веря своим ушам) . Чтоб я за вас Там поручился? О. Л. Кудряшов выделяет в монологе Уи четыре основных способа общения Уи, характерных для него. Он предлагает называть такой способ «приемом/маской». «Их последовательная смена, пишет Кудряшов, объясняется отсутствием реакции Догсборо, то есть процесс общения не прерывается ни на секунду, так как ответное воздействие партнера — Догсборо — выражается в отсутствии ответа, в его глухой непроницаемости для доводов Уи. «Приемы-маски» расположены в таком порядке: Первая — «маска» скромной гордости своим простым происхождением, которая просто вопиет к пониманию и состраданию. Вторая — по контрасту — «маска» решительного, готового на все человека. Она построена на прямой угрозе. Третья — опять же по, контрасту — «маска», скромного достоинства, порядочности, искреннего желания быть как все. Такое желание не могут не понять и не разделить все нормальные порядочные люди. Здесь Брехт разрезает монолог ремаркой «откашливается». Такое впечатление, что самому Уи становится неудобно от такой наглой лжи, но он берет себя в руки и продолжает. Четвертая — «маска» обывателя-просителя, уважающего закон и государственные установления. Но в середину этого куска врезается опять молниеносная угроза — Уи не может долго сдерживать себя. Все способы общения направлены к одной цели — ошеломить собеседника, сбить его с толку, заморочить ему голову такой кричаще наглой демагогией, что тот начинает уже сомневаться в собственном рассудке. Уи добивается на этом первом этапе разговора своей цели — Догсборо уже не верит своим ушам. Дальнейшее общение в сцене имеет свое развитие в плане более подробной разработки каждого, приема, собранных в сжатом, «конспективной» виде в первом монологе. Только далее каждый «прием-маска» доводится до предела, из него выжимается максимальный эффект: Уи. Значит, не хотите Быть человеком и помочь? (Орет.) Я не прошу, а требую… Преступник! Изобличу! Про вас я знаю все! Вы аферист! Вы впутались в аферу С причалами! И пароходство Шийта — Не Шийта, ваше! Лучше не толкайте Меня на крайние шаги! Проверка Назначена… И буквально через несколько реплик прием опять резко и контрастно меняется: Послушайте, Догсборо! (Пытается взять его за руку.) Ведь вы умны! Позвольте мне спасти вас! Скажите только слово — уничтожу Любого, кто заденет вас. Догсборо! О помощи прошу вас, умоляю! Ведь если мы не сговоримся с вами, Как я вернусь к ребятам? (Плачет.) [8] Как видно из этого примера, на сцене особенно важно и нужно именно такое взаимное и притом непрерывное общение, так как произведение автора, игра артистов состоят почти исключительно из диалогов, которые являются взаимным общением двух или многих людей — действующих лиц пьесы. Упражнения и этюды к главе «Повторение цикла. Непрерывное сценическое общение»Выполняя все упражнения и этюды, старайтесь следить за тем, чтобы линия общения не прерывалась. Упражнение 198Представьте, что в одной компании встретились представители разных мировоззрений: олигарх, сельский учитель, могильщик, известная актриса, начинающий писатель, фермер, бомж. Придумайте ситуацию, при которой это было бы возможно. Кто эти люди? Придумайте им судьбу: прошлое, настоящее, будущее. О чем они могут говорить между собой? Найдется ли у них нечто общее? Упражнение 199Купе. Поезд только что тронулся. Входит проводник, просит пассажиров предъявить билеты и паспорта. У одной девушки почему-то не оказывается ни билета, ни паспорта, хотя она уверяет, что все это только что лежало на столике. Проводник выходит, предупредив, что он обойдет весь вагон и вернется в купе, но если она не найдет билет с паспортом, ему придется вызвать милицию. Все пассажиры в купе помогают девушке искать билет. Куда же он запропастился? Упражнение 200Двое за столом: • Пьют кофе; • Обсуждают важный вопрос; • Читают учебник; • Пишут книгу; • Рассматривают карту острова, где зарыт клад; • Разбирают бумаги; • Две женщины, одна делает маникюр другой; • Строят заговор; • Сплетничают; • Выпивают. Упражнение 201Курортный город. Отдыхающий после шумной вечеринки возвращается в гостиницу. Спутал номера, ошибочно попал в соседний номер, где живут молодожены, у которых медовый месяц. Ложится на кровать, засыпает. Молодожены возвращаются в номер, обнаруживают на постели храпящего мужчину. Будят его, он просыпается, начинает бурно выяснять, что они делают в его комнате. Упражнение 202Час пик. В трамвае не протолкнуться. Остановка. Открываются двери, едва пропустив выходящих, с улицы напирает толпа. Один молодой человек проспал свою остановку. Он пытается выбраться, его не пускают. Все недовольны. Упражнение 203Гардероб в театре. Дама подает номерок гардеробщику, тот приносит пальто. Но дама заявляет, что это не ее пальто, и вообще она пришла в норковой шубе! Гардеробщик уверяет, что во время спектакля в гардероб никто не заходил, а он сам никуда не отлучался. В происходящее вмешиваются люди, стоящие в очереди за дамой. Им нужно поскорее одеться и уйти домой, но дама настаивает на том, чтобы сначала разобрались с ее ситуацией. Назревает скандал. Упражнение 204«Тататирование» за столом. Это упражение предложено К. С. Станиславским. Суть его заключается в том, что актеры произносят не слова ролей, а только ритм этих слов, например: Быть или не быть? Вот в чем вопрос! — произносится как: Та та ти-та-та! Та та ти та! Попробуйте «протататировать» предложенный отрывок из пьесы Виктора Розова «В поисках радости». Листки с текстом могут лежать перед участниками на столе. Произносите звуки в ритме отрывка, заменяя слова «тататированием». При этом нужно постараться передать смысл слов партнеру при помощи интонации, глаз, жестов, «влучения». Виктор Розов. В поисках радости Геннадий (подойдя к Олегу) . Зря ты по нему из своей пушки выпалил. Олег. Ты извини меня. Геннадий. За что? Олег. Он же тебе отец. Геннадий. Отец! Олег. Не могу, когда людей оскорбляют. Геннадий. Привыкнешь. Олег (порывисто) . Ты знаешь, мне даже кажется, он тебя бьет. Геннадий (просто) . Конечно, бьет. Олег. Сильно? Геннадий. По-всякому. Он и мать бьет. Олег (в ужасе) . Мать?! Геннадий. А тебя не лупят? Олег. Что ты! Геннадий. Врешь поди? Олег. Если бы мою мать кто ударил, а бы убил на месте. Или сам умер от разрыва сердца. Геннадий. Какое же у тебя сердчишко… хрупкое! Такое, брат, иметь нельзя. Олег. А ты бы ему сдачи!.. Геннадий. Он сильнее. Олег. А ты пробовал? Геннадий. Давно. Олег. Как же ты терпишь? Геннадий. А что? Он на мне кожу дубит. Дубленой-то коже тоже износу нет — крепче буду. Олег. Шутишь? Геннадий. Ну, тебе этого еще не понять. Олег. Рыбам воду надо переменить. (Берет с окна банку с рыбами, ставит на стол, уходит на кухню.) Упражнение 205Двое влюбленных в комнате. Девушке надо идти: строгие родители запрещают ей встречаться с этим молодым человеком. Но ее возлюбленный не хочет отпускать ее. Под разными предлогами он пытается продлить свидание. Он прячет ключ, без которого девушка не сможет попасть домой. Она ищет ключ, растеряна, не знает, что делать дальше. Упражнение 206Ночь. Вокзал провинциального городка. Молодая красивая женщина стоит на перроне в растерянности: ее никто не встретил, а сумки очень тяжелы, самой ей не донести. Вместе с ней из поезда вышла супружеская пара средних лет. У них совсем нет никакого багажа. Молодая женщина просит мужчину помочь ей, но его жена, ревнуя, отвечает, что ему нельзя носить тяжести. Муж и готов бы помочь, но боится жены. Молодая женщина уговаривает их, умоляет, предлагает деньги, чуть не плачет. Жена непреклонна. Муж колеблется — то хватает чемодан, то ставит на место. Упражнение 207Девушка укладывает спать соседского ребенка: соседку-врача срочно вызвали на дежурство. А девушка сегодня приглашена на свидание. Ребенок спокойно спит ночью, но пока не заснет, с ним надо долго сидеть, рассказывать сказки, придумывать интересные истории… Упражнение 208Сыграйте на рояле в четыре руки. Упражнение 209Очередь в приемной к терапевту. Каждый считает, что он тут самый больной, и ему надо срочно показаться врачу. Цель каждого — доказать остальным, что именно он должен войти в кабинет следующим. Упражнение 210Молодому человеку очень нравится одна девушка. Но он от природы очень застенчив, и никак не решается признаться ей в своих чувствах. Свою помощь предлагает его брат-близнец: он назначит ей свидание, объяснится, а когда девушка даст ответ, отлучится под каким-нибудь предлогом, и на его место придет настоящий влюбленный. Обоих близнецов должен играть один и тот же актер. Упражнение 211Участники тренинга сидят на стульях в свободных позах. Они только что вернулись с бурной вечеринки. Все очень устали, но возбуждение вечера еще дает себя знать. Говорить ни о чем не хочется, но между людьми в комнате происходит скрытое общение. У кого-то болит голова, кому-то безумно хочется спать, кто-то вспоминает самые веселые моменты вечера… Каждый должен придумать свое ощущение, главное, чтобы оно совпадало с общим настроем. Упражнение 212Семейный праздник: юбилей у главы семьи. Домашние заняты приятными хлопотами: накрывают на стол, встречают гостей. Сам виновник торжества пошел в парикмахерскую. Каждому вновь прибывшему гостю сообщается, что именинник «вот-вот будет». Но его все нет и нет. Идет время, родные начинают беспокоиться, гости чувствуют себя неловко. Наконец появляется именинник. Но в каком состоянии! Оказывается, он уже успел «отметить» юбилей в ближайшей рюмочной… Упражнение 213Для этого упражнения нужно трое (или более) человек. Один из актеров должен сообщить кое-что секретное другому, но так, чтобы остальные не услышали. Надо как-то отвлечь их внимание, передать сообщение тому, кому оно предназначено, и получить ответ. Придумайте обстоятельства и секретное послание, оправдайте присутствие этих людей здесь. Упражнение 214Вы должны вскопать огород. Каждый из участников тренинга выбирает себе «грядку» и начинает копать. Во время этой работы общайтесь друг с другом, но разговор должен касаться только вашей работы. Упражнение 215Рабочие оклеивают комнату обоями. Все уже почти готово, когда приходит хозяйка, и выясняется, что эти обои были предназначены для другой комнаты. Упражнение 216Молодая женщина готовит обед. Входит свекровь и начинает вмешиваться в процесс: не так сделала фарш для пельменей, не так месит тесто… Упражнение 217Сделайте этюд на основе предложенного отрывка. Александр Володин. Старшая сестра Звонок в дверь. Надя открывает. Это Ухов. Лида. Здравствуйте, дядя Митя. Надя. Ужинать будете? Я вам здесь накрою. Лида занимается. Ухов. Лида занимается. (Сел. Лиде.) Подай-ка… Лида. Где там, что? (Пошли на кухню.) Ухов (вслед) . Ищи. (Кириллу.) Похвались, как ты там отличился по литературе. Надя. Зачем! Я тогда вам ничего не буду рассказывать. Кирилл. А я не стыжусь. Я действительно считаю, что Наташа Ростова не может служить положительным образом, потому что она… в сущности, самка. Влюбилась в одного, потом — в другого, потом — в третьего, потом народила детей, и больше ей ничего не нужно. Ухов. Где же ты это прочитал? Кирилл. Это моя собственная гипотеза. Существует же свобода мнений. Лида принесла ужин, накрывает на стол. Ухов. Видела, как рассуждает? За стилягами не гонись. Вчера было модно широкие брюки, сегодня модно узкие брюки, а завтра — опять широкие. Так всю жизнь и будут брюки перешивать. Кирилл. Если бы человечество не совершенствовало свою одежду, мы до сих пор ходили бы в звериных шкурах. Ухов. Слышала? Кирилл. Я не стиляга. Но я видел, как стиляга спас тонувшую девушку. Ухов. Врешь. Кирилл. Ну, вру. Важен принцип. Надя. Видишь ли, Кира, ты можешь понять, что Наташа Ростова плохая. Ты можешь понять, что Наташа Ростова хорошая. Ты только не можешь понять, какая она на самом деле. Ухов. Что вы ему толкуете! Он же умнее всех. Вот, мол, Я! С большой буквы. Кирилл. Что делать, человечество в среднем умнеет. По сравнению, например, с десятым веком сейчас каждый нормальный человек — гений. А через тысячу лет все будут гении по сравнению с нами. Ухов. Возносишь, ниспровергаешь, философствуешь. Только все это кустарно. Лида. Кирилл, молчи. Кирилл. Обезьяна превратилась в человека, когда научилась различать, на что надо обращать внимание, а на что — не надо. Надя. А вот это уже грубо. Кирилл. Простите, пожалуйста, кого я меньше всего хотел обидеть, так это вас. Надя. И это ты нехорошо сказал. Кирилл (встал) . Тогда все, отхожу на заранее подготовленные позиции. До свидания. (Ушел.) Ухов. Я признаю, что он умный парень и способный к математике. Но если в эти годы у человека нет обыкновенной порядочности, для меня все остальное теряет значение. Такая удача — мне удалось познакомить его с профессором Кашкиным. А теперь выяснилось, что он говорит Кашкину обо мне гадости. Перевирает мои слова и сам удивляется, какой я глупый. (Лиде.) Не прикидывайся, тебе это известно. Лида. Он просто преувеличивает. Любит гиперболы, на него никто не обижается. Ухов. Гиперболы, эффекты. Имей в виду, что через несколько лет эффекты полиняют. И все свои непомерные претензии, всю свою неудовлетворенность он будет вымещать на окружающих. И в первую очередь на тебе. Извини, что я вмешиваюсь в твои дела, но вы слишком дорого мне достались. Три года я вас разыскивал по всем детским домам. Я вложил в вас несколько лет жизни, немножко здоровья и кусок своей души. Как в сберкассу. И хочу, чтобы это там было сохранено. Надя. Ничего, дядя Митя, вот уже Лида кончает школу. Я работаю. На стройке меня ценят. Без отрыва от производства я учусь в техникуме… Нас упрекнуть не в чем. Лида немного взбалмошная, но, может быть, оттого, что она одаренная натура. Кто знает, когда-нибудь она еще всех нас поразит и мы будем ею гордиться. А пока мы можем вам только обещать, что стыдиться за нас вам не придется ни в чем: ни в большом, ни в малом. Ухов (тронут) . Замуж тебе пора. Надя. А я выйду. Мне и влюбиться-то нет времени. Днем работа, вечером учеба, да еще дорога туда-обратно. Упражнение 218Разыграйте диалог, следя за тем, чтобы общение не прерывалось ни на секунду. Н. В. Гоголь. Женитьба Комната в доме Агафьи Тихоновны. Агафья Тихоновна раскладывает на картах, из-за руки глядят тетка Арина Пантелеймоновна. Агафья Тихоновна. Опять, тетушка, дорога! Интересуется какой-то бубновый король, слезы, любовное письмо; с левой стороны трефовый изъявляет большое участье, но какая-то злодейка мешает. Арина Пантелеймоновна. А кто бы, ты думала, был трефовый король? Агафья Тихоновна. Не знаю. Арина Пантелеймоновна. А я знаю кто. Агафья Тихоновна. А кто? Арина Пантелеймоновна. А хороший торговец, что по суконной линии, Алексей Дмитриевич Стариков. Агафья Тихоновна. Вот уж верно не он! Я хоть что ставлю, не он. Арина Пантелеймоновна. Не спорь, Агафья Тихоновна, волос уж такой русый. Нет другого трефового короли. Агафья Тихоновна. А вот же нет: трефовый король значит здесь дворянин. Купцу далеко до трефового короля. Арина Пантелеймоновна. Эх, Агафья Тихоновна, а ведь не то бы ты сказала, как бы покойник-то Тихон, твой батюшка, Пантелеймонович был жив. Бывало, как ударит всей пятерней по столу да вскрикнет: «Плевать он, говорит, на того, который стыдится быть купцом; да не выдам же, говорит, дочь за полковника. Пусть их делают другие! А и сына, говорит, не отдам на службу. Что, говорит, разве купец не служит государю так же, как и пенсий другой?» Да всей пятерней-то так по столу и хватит. А рука-то в ведро величиною — такие страсти! Ведь если сказать правду, он и усахарил твою матушку, а покойница прожила бы подолее. Агафья Тихоновна. Ну вот, чтобы и у меня еще был такой злой муж! Да ни за что не выйду за купца! Арина Пантелеймоновна. Да ведь Алексей — то Дмитриевич не такой. Агафья Тихоновна. Не хочу, не хочу! У него борода: станет есть, все потечет по бороде. Нет, нет, не хочу! Арина Пантелеймоновна. Да ведь где же достать хорошего дворянина? Ведь его на улице не сыщешь. Агафья Тихоновна. Фекла Ивановна сыщет. Она обещалась сыскать самого лучшего. Арина Пантелеймоновна. Да ведь она лгунья, мой свет. Упражнение 219Разберите линию общения по циклам. Для каждого цикла найдите свой способ общения. Жан-Батист Мольер. Жорж Данден или Одураченный муж Жорж Данден. Гм!.. Скажите, пожалуйста: вы вышли вот из этого дома? Любен. Тсс! Жорж Данден. Что такое? Любен. Молчок! Жорж Данден. Да что случилось? Любек. Ни гу-гу! Никому не говорите, что вы видели, как я отсюда вышел. Жорж Данден. Почему? Любен. Ах ты, господи! Да потому!.. Жорж Данден. А все-таки? Любен. Тише! Как бы нас не подслушали! Жорж Данден. Нет, нет! Любен. Дело в том, что я сейчас говорил с хозяйкой этого дома по поручению одного господина, который строит ей глазки. Так вот об этом никто не должен знать, понимаете? Жорж Данден. Понимаю. Любен. Ну, вот и все. Мне сказали, чтобы я никому не попадался на глаза, и я прошу вас не болтать, что вы меня видели. Жорж Данден. И не подумаю. Любен. Раз мне так велено, то я бы хотел проделать все это незаметно. Жорж Данден. Отлично. Любен. Муж-то, говорят, ревнивец; он не желает, чтобы за его женой волочились, и если это до него дойдет, сам черт тогда с ним не сладит. Вам это ясно? Жорж Данден. Еще бы не ясно! Любен. Он ничего не должен знать. Жорж Данден. Конечно. Любен. Его собираются так одурачить, чтобы он ни о чем не догадался. Вы меня понимаете? Жорж Данден. Как нельзя лучше. Любен. Если вы кому-нибудь расскажете, что видели, как Я выходил из его дома, вы испортите все дело. Поняли? Жорж Данден. Вполне. Гм! А как зовут господина, который вас сюда послал? Любен. Это сеньор из нашего селения — господин виконт… как его? Тьфу ты! Никак не могу запомнить, уж больно чудное имя. Господин Кли… Клитандр. Жорж Данден. Не тот ли это молодой придворный, что живет… Любен. Около вон той рощи. Жорж Данден (в сторону) . Так вот почему этот лощеный франт поселился против моего дома! У меня хороший нюх, это соседство мне давно уже кажется подозрительным. Любен. Провались я на этом самом месте, такого порядочного человека днем с огнем не найдешь. Он дал мне целых три золотых только за то, чтоб я сказал этой женщине, что он в нее влюблен и что он мечтает с ней поговорить. Подумайте сами: будто это уж такой большой труд, чтобы столько за него платить! А за свою работу я получаю всего лишь десять су! Жорж Данден. Ну и что же? Исполнили вы его поручение? Любен. Да. Ко мне вышла какая-то Клодина; она с первого слова поняла, чего мне надо, и помогла переговорить с ее госпожой. Жорж Данден (в сторону) . Ах, подлая служанка! Любен. Черт побери, а ведь эта Клодина прехорошенькая! Мы с ней подружились, и теперь только за ней дело, чтобы мы стали мужем и женой. Жорж Данден. А какой ответ дала ее хозяйка господину придворному? Любен. Она велела ему сказать… Постойте, я уж теперь всего и не припомню… Велела сказать, что она ему очень благодарна за его любовь, но что муж у нее с придурью, его надо остерегаться, надо скрывать свои чувства и что придется ему подумать, как им безопаснее всего видеться с глазу на глаз. Жорж Данден (в сторону) . Ах, мерзавка! Любен. Потеха, истинный бог! Ведь муж-то и не догадывается об этой интрижке, вот здорово! И останется наш ревнивец с носом, верно? Жорж Данден. Вы совершенно правы. Любен. Ну, прощайте! Главное, держите язык за зубами. Не проговоритесь, а то как бы муж не узнал. Жорж Данден. Ладно, ладно! Любек. А я будто ни при чем. Я — хитрая бестия, на меня никто и не подумает. (Уходит.) Упражнение 220Сделайте несколько этюдов на основе диалога из книги И. Ф. Горбунова «Постоялый двор. Сцены из народного быта». Странница (отворяя дверь). Пущают, матушка, странных? Кухарка. Отчего ж не пущать, у нас всех пущают: постоялый двор на то. Странница. Бедная я, матушка, неимущая, Христовым именем иду. Кухарка. Войди, раба Божья, милости просим. В пустынь? Странница. В пустынь, голубушка. Кухарка. К угоднику? Странница. К угоднику, матушка. Кухарка. Много к ему, батюшке, народу идет. Как же ты, матушка, по обещанью? Странница. По обещанью, сестрица. Слышала, голубушка, я во сне звук трубный. Кухарка. Ай, матушка!.. Чего сподобилась! Расскажи, голубка… Ты, может, потребляешь этого-то (показывает на водку)? Поднесу… Странница (стыдливо) . Не брезгую мирским даянием. Коли ваша милость будет. Кухарка. Стыда тут нет, матушка. Вам без этого нельзя — ходите. Странница. Много мы ходим, матушка, круглый год, почитай, ходим. (Пьет). Благодарю покорно, матушка, пошли вам Господи на вашу долю. Кухарка. Как же ты сон-то, красавица, видела? Странница. А это ночевала я в келье у матушки у Илларии, и все она рассказывала мне про божественное, и как все насчет жизни, и что, например, как жить мы должны. И такой на меня, раба Божья, глубокий сон нашел — так сидемши и уснула. Вижу, будто я в пространной пещере, и вся она, будто, позлащенная, а на полу все камение самоцветное… И иду, будто, я по этой пещере, а за мной старцы, все, будто, старцы. И говорит мне один старец: «почто ты, говорит, странная, пришла в нашу обитель?» Хотела я, будто бы, руками-то вот так… (делает жест руками) и слышу, голубка, звук трубный… Тут я и проснулась. Кухарка. А вот мы в миру-то никогда таких снов не видим. Странница. Это, сестрица, от жизни. Упражнение 221Разыграйте сценку. Найдите такие способы общения, чтобы завершение сценки было логически оправдано. Козьма Прутков. Спор древних греческих философов об изящном Клефистон Да, я люблю, среди лавров и роз Смуглых сатиров затеи. Стиф Да, я люблю и Лесбос и Парос. Клефистон Да, я люблю Пропилеи. Стиф Да, я люблю, чтоб певец Демодок В душу вдыхал мне свой пламень. Клефистон Фивского мрамора белый кусок! Стиф Тирский увесистый камень! Клефистон Туники складки! Стиф Хламиды извив! Клефистон Пляску в движении мерном. Стиф Сук, наклоненный под бременем слив. Клефистон Чашу с душистым фалерном! Стиф Любо смотреть мне на группу борцов, Так охвативших друг друга! (Показывает руками.) Клефистон Взмахи могучих люблю кулаков! Стиф Мышцы, надутые туго. Клефистон Ногу — на столько подвинуть вперед! Оба, смотря друг на друга, выдвигают; один левую, другой правую ногу. Стиф Руку — вот этак закинуть! Оба, смотря друг на друга, закидывают дугообразно; один левую, другой правую руку. Клефистон Телу изящный придать поворот… Оба пластически откидываются: один влево, другой право. Стиф Ногу назад отодвинуть! Оба поспешно отодвигают выдвинутую ногу. Клефистон Часто лежу я под сенью дерев. Оба принимают прежнее спокойное положение, опустив опять одну руку на жертвенник. Стиф Внемлю кузнечиков крикам. Клефистон Нравится мне на стене барельеф. Стиф Я все брожу под портиком! Клефистон Думы рождает во мне кипарис. Стиф Плачу под звук тетрахордин. Клефистон Страстно люблю архитрав и карниз. Стиф Я же — дорический орден. Клефистон (разгорячаясь) Барсову кожу я гладить люблю! Стиф (с самодовольством) Нюхать янтарные токи! Клефистон (со злобой) Ем виноград! Стиф (с гордостью) Я ж охотно треплю Отрока полные щеки. Клефистон (самоуверенно) Свесть не могу очарованных глаз С формы изящной котурна. Стиф (со спокойным торжеством и с сознанием своего достоинства) После прогулок моих утомясь, Я опираюсь на урну. Изящно изгибаясь всем станом, опирается локтем правой руки на кулак левой, будто на урну, выказывая таким образом пластическую выпуклость одного бедра и одной лядвеи. Клефистон бросает на Стифа завистливый взгляд. Постояв так немного, они оба отворачиваются от своего жертвенника к противоположному, заднему углу сцены и, злобно взглядывая друг на друга, направляются туда столь же медленно, как выходили на сцену. С уходом их сцена остается пуста. По цистернам ползают змеи, а медяницы продолжают сосать померанцы. Акрополь все еще виден вдали. Занавес падает. Упражнение 222Сделайте этюд на основе предложенного отрывка. Найдите собачьи характеры, выстройте для каждого линию общения. Саша Черный. Дневник Фокса Микки. На пляже Ах, как переменилась моя жизнь! Зина влетела в комнату, хлоп и — сделала колесом реверанс, ручки — птичками, глазки — вниз, и ляпнула: — Микки! Мой обожаемый принц… мы едем к морю. Я сейчас же полетел вниз, к консьержкиной болонке. Она родилась у моря и очень симпатично ко мне относится. — Кики, муфточка… меня везут к морю. Что это такое? — О! Это много-много воды. В десять раз больше, чем в люксембургском фонтане. И везде сквозняк. Моей хозяйке было хорошо, она могла затыкать уши ватой… Море то рычит, то шипит, то молчит. Никакого порядка! За столом очень много рыбы. Дети копаются в песке и наступают собакам на лапы. Но ты фокс: тебе будут бросать в воду палки, и ты их будешь вытаскивать… — Чудесно! — А когда ты устанешь, всегда возле моря на горке есть лес. Будешь разрывать кротовые норки и кататься по вереску. — Это что за штука? — Травка такая курчавенькая. Вроде бороды. Лиловенькие цветочки, и пахнет скипидарчиком. — Ну, спасибо! Дай лапку. Что тебе привезти с моря? — Утащи у какой-нибудь девчонки тепленький шарфик. Мой уже износился. — Кики, я честный! Я не могу. Но сегодня у нас гости, я стащу для тебя шоколадного зайца. — Мерси. Прощай, Миккочка… Она ушла в угол и вытерла глаза о портьеру. Кажется, она в меня влюблена. Упражнение 223Инсценируйте анекдот, выстройте непрерывную линию общения. Приходит больной к врачу. — Доктор, помогите, уже месяц не сплю спокойно. Мне постоянно снятся крысы, которые играют в футбол. — Вот вам микстура, выпейте, у вас все пройдет. — А можно, я выпью послезавтра? — Да, но почему? — А у них завтра финал. Упражнение 224Аркадий Райкин вспоминает, как начинающим артистом он приехал на дачу в Переделкино в гости к Чуковскому. Корней Иванович встретил гостя в саду, они поднялись на крыльцо, и Райкин остановился у двери, чтобы пропустить хозяина вперед. Разберите его по циклам общения диалог, произошедший между Чуковским и Райкиным. Инсценируйте его. — Вы гость. Идите первым, — сказал Чуковский. — Только после вас. — Идите первым. — Не смею. — Идите первым. — Ни за что! — Ну, это, знаете ли, просто банально. Нечто подобное уже описано в литературе. Кстати, вы не помните кем? — А вы что же, меня проверяете? — Помилуйте. Зачем мне вас проверять? Просто я сам не помню. — Ну, Гоголем описано. В «Мертвых душах». — Гоголем, стало быть? Неужто? Это вы, стало быть, эрудицию свою хотите показать? Нашли перед кем похваляться. Идите первым. — Ни за какие коврижки! — Пожалуйста, перестаньте спорить. Я не люблю, когда со мной спорят. Это в конце концов невежливо — спорить со старшими. Я, между прочим, вдвое старше вас. — Вот потому-то, Корней Иванович, только после вас и войду. — Почему это «потому»? Вы что, хотите сказать, что вы моложе меня? Какая неделикатность! — Я младше. Корней Иванович. Младше. — Что значит «младше»? По званию младше? И откуда в вас такое чинопочитание?! У нас все равны. Это я вам как старший говорю. А со старших надо брать пример. — Так подайте же пример. Корней Иванович. Входите. А я уж за вами следом. — Вот так вы, молодые, всегда поступаете. Следом да следом. А чтобы первым наследить — кишка тонка?! После чего он с неожиданной ловкостью встал на одно колено и произнес театральным голосом: — Сэр! Я вас уважаю. Я встал на два колена: — Сир! Преклоняюсь перед вами. Он пал ниц. То же самое проделал и я. Он кричал: — Умоляю вас, сударь! Я кричал еще громче. Можно сказать, верещал: — Батюшка, родимый, не мучайте себя! Он шептал, хрипел: — Сынок! Сынок! Не погуби отца родного! Надо заметить, дело происходило поздней осенью, и дощатое крыльцо, на котором мы лежали и, как могло показаться со стороны, бились в конвульсиях, было холодным. Но уступать никто из нас не хотел. Из дома выбежала домработница Корнея Ивановича, всплеснула руками. Она была ко всему привычна, но, кажется, на сей раз не на шутку испугалась. Попыталась нас поднять. Чуковский заорал на нее: — У нас здесь свои дела! Бедную женщину как ветром сдуло. Но через мгновение она появилась в окне: — Может, хоть подстелете себе что-нибудь? Чуковский лежа испепелил ее взглядом, и она уже больше не возникала. А он продолжал, вновь обращаясь ко мне: — Вам так удобно? — Да, благодарю вас. А вам? — Мне удобно, если гостю удобно. Все это продолжалось как минимум четверть часа, в течение которых мне несколько раз переставало казаться, что мы играем. То есть я, конечно, понимал, что это игра. Да и что же другое, если не игра?! Но… как бы это сказать… некоторые его интонации смущали меня, сбивали с толку. — Все правильно, — сказал он, наконец поднявшись и как бы давая понять, что игра закончилась в мою пользу. — Все правильно. Я действительно старше вас вдвое. А потому… Я вздохнул с облегчением и тоже встал на ноги. — …а потому… потому… И вдруг как рявкнет: — Идите первым! — Хорошо, — махнул я рукой. И вошел в дом. Я устал. Я чувствовал себя опустошенным. Мне как-то сразу стало все равно. — Давно бы так, — удовлетворенно приговаривал Чуковский, следуя за мной. — Давно бы так. Стоило столько препираться-то! На сей раз это уж был финал. Не ложный, а настоящий. Так я думал. Но ошибся опять. — А все-таки на вашем месте я бы уступил дорогу старику, — сказал Корней Иванович, потирая руки… ЗаключениеИскусство театра строится на процессе общения, процессе взаимодействия актеров между собой и зрителем. Но это взаимодействие не должно превращаться в пустой обмен репликами или заранее заготовленными реакциями. Оно должно быть живым, наполненным, соответствующим человеческой природе актера. Театр — это действие, а никакое действие невозможно без общения. Вот почему любой театральный тренинг — это, прежде всего, тренинг общения. В данной книге мы постарались раскрыть основные законы, на которых строится не только сценическое, но и обычное человеческое общение. Литература[1]. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Художественная литература. М., 1938. [2]. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Academia, 1933. [3]. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. Т. 2. [4]. Шихматов Л. М. Сценические этюды. Учебное пособие для театральных и колледжей культуры. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» М., 1966. [5]. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968. [6]. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969. [7]. Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. М. ВТО, 1972. [8]. Кудряшов О. Л. Стиль автора и его влияние на природу и характер сценического общения. // Сценическое общение. Труд актера. Вып.22. М. Советская Россия, 1979. [9]. Немирович-Данченко В. И. Статьи, речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1952. [10]. Поламишев А. М. Общение и событие. // Сценическое общение. Труд актера. Вып.22. М. Советская Россия, 1979. [11]. Владимиров С. В. Действие в драме. Л., «Искусство», 1972. [12]. Зверева Н. А. Сценическое общение как средство раскрытия характера. // Сценическое общение. Труд актера. Вып.22. М. Советская Россия, 1979. [13]. Юнг, Карл Густав. Тевистокские лекции. М. АСТ, 2009. |