Главная страница

мму социология. Элвина Тоффлера автора одной из самых известных футурологических


Скачать 17.54 Kb.
НазваниеЭлвина Тоффлера автора одной из самых известных футурологических
Дата07.09.2022
Размер17.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламму социология.docx
ТипДокументы
#666226

1

Та же идея превалирования электронно-коммуникационных факторов

в развитии постиндустриального общества лежит в основе теории

известного американского социолога-публициста, философа и футуролога

Элвина Тоффлера — автора одной из самых известных футурологических

концепций информационного общества. В развитии человечества он

выделяет три «волны»: аграрную (до XVIII в., самая долгая в истории

человечества, в экономике превалирует сельское хозяйство),

индустриальную (до 1955 г. Огромный рост промышленного производства

при сокращении аграрного сектора, урбанизация, переход к классовой

структуре общества) и супериндустриальную — период, в котором

ведущая роль переходит к электронным средствам связи, оказывающим

свое воздействие на все сферы общества, образ жизни и сознание людей. В

выпущенной в 1980 г. книге «Третья волна»7

он сформулировал общее

видение этих перемен и обрисовал некоторые черты этой цивилизации.

Э. Тоффлера, благодаря его футорологическим исследованиям,

считают первым «пророком» интернет-цивилизации: хотя в его книге ни

разу не упоминается слово «Интернет» (который тогда еще и не был

изобретен), в ней постоянно возникают сюжеты, где описываются

технологии, в настоящее время успешно реализованные в рамках

инфраструктуры и сервисов Интернета

2

Б. Бэгдикян о монополизации средств массовых коммуникаций.

Другим последствием концентрации собственности в сфере массмедиа

стала угроза соблюдению прав граждан на свободное выражение мнений и

на получение достоверной информации. Эта ситуация всесторонне

рассматривается в книге профессора Калифорнийского университета Б.

Бэгдикяна «Монополия на средства информации» (1983). По мнению

автора, общественная информация всегда находится под контролем

властей, стремящихся к этому так же, как и к контролю над армией. Но в

США возник новый тип централизованной власти над информацией —

национальные и мультинациональные корпорации.

Исследователь отмечал, что 1980-м годам большинство основных

американских средств массовой коммуникации (газеты, журналы, радио,

телевидение, кинематограф, книгоиздательство) оказались под контролем

50 гигантских корпораций, которые объединены общими финансовыми

интересами с другими видами крупной индустрии и с рядом влиятельных

международных банков. С монополизацией информационного капитала, по

мнению Б. Бэгдикяна, связано увеличение удельного веса рекламы и

выхолащивание идейного содержания новостей. Доходы от рекламы

зависят не от идейно-гуманитарных качеств информации, а от количества

коммерчески выгодных «информационных товаров», начиненных

рекламными сообщениями.

Данные явления извлекают из новостей идеологическое содержание и

придает им облик объективных и нейтральных. И владельцев массовых

коммуникативных средств, и рекламодателей, как отмечает Б. Бэгдикян,

устраивают идейно нейтральные новости, создаваемые с помощью

«доктрины объективности», поскольку рекламодатели нуждаются в

большом охвате покупателей с разными взглядами на жизнь, зрителей с

разными политическими ориентациями или вообще безразличных к

идеологическим вопросам.

Это, прежде всего, касается телевидения, которое получает

финансовую поддержку главным образом от рекламодателей. «На деле же

американские новости благодаря этой «доктрине объективности»

становятся все более и более консервативными, а не подлинно

нейтральными...» — пишет Б. Бэгдикян. Но безыдейность и

стереотипность информации в конце концов способны девальвировать

общественную миссию новостей настолько, что теле- видение рискует

остаться вообще без массовой аудитории. Чтобы этого не случилось, в

потоки стерилизованной информации «впрыскиваются» сенсационные

сообщения, содержащие шокирующие сведения о разного рода актах

насилия и преступлений, сексомании и порнографии, нигилизма и пр.,

чтобы таким способом привлечь внимание аудитории есть главный

продукт СМИ.

Таким образом, содержание массмедиа используется для

конструирования аудитории, и рекламодатели платят СМИ за услугу

предоставления доступа к этой аудитории.

4

Товарная концепция Д. Смайта.

В отличие от социологов франкфуртской школы, которые

анализировали процесс коммодификации (от англ. commodity — товар,

произведенный для реализации) продуктов культуры в капиталистическом

обществе, Д. Смайт ввел концепцию товара применительно к аудитории

средств массовой коммуникации. Процесс придания аудитории товарных

качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи (т. е.

коммодификация аудитории), неразрывно интегрирует медиаиндустрию в

капиталистическую рыночную экономику. СМИ встраиваются в рыночную

экономику, не только и не столько создавая специфические

идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько

выстраивая массовые и специализированные аудитории для

рекламодателей.

В этом положении Д. Смайт вступает в некоторое противоречие с

представителями Франкфуртской школы, считавшими, что для

капиталистической экономики СМИ важны как производители

идеологически кон- центрированных продуктов. Он утверждает, что не

воспроизводство идеологии, а создание, производство массовой аудитории

является центральной задачей СМИ в условиях капиталистической

экономики. Правда, Д. Смайт понимал это противоречие и объяснял его

тем, что многие исследователи франкфуртской школы анализировали СМИ

раннего индустриального периода. Поэтому и их представления о

политическом влиянии как главном продукте медиаиндустрии

ограничивались эмпирической базой домонополистического капитализма.

5

В современной западной социологии исследования

массовой коммуникации занимают существенное место и представляют

собой обширную, разнообразную по подходам область теоретических и

эмпирических исследований. Массовые коммуникации рассматриваются в

рамках концепций постиндустриального и информационного общества и

их влияния на новые средства массовых коммуникации и их восприятия

человекам. Важно отметить противоречивый характер отношения

различных научных подходов к СМИ и их позитивной и негативной роли в

общественном развитии.

3

Социология массовых

коммуникаций — молодая наука, условиями создания который послужили

электронно-коммуникационная революция и формирование массового

общества. Бурное и стремительное развитие средств массовой коммуникации

и их очевидное огромное влияние на социальные и культурные процессы на

практике привлекло к исследованию нового феномена не только социологов,

но и специалистов многих смежных научных дисциплин, внесших

разнообразие теоретических подходов. Прежде всего, исследования массовой

коммуникации получили развитие в экономически и технологически

развитых странах (США и передовых странах Западной Европы), где с

середины ХХ столетия столь же активно, как и сами коммуникационные

технологии, стала формироваться новая междисциплинарная область знания

— наука о массовой коммуникации.

В формирование теоретических основ этой науки внесли вклад

представители различных гуманитарных дисциплин, но в наибольшей

степени она была подвержена влиянию социологии. Именно

социологические подходы, концепции и методы исследований в

значительной мере способствовали развитию теоретических основ этой

науки, которая формировалась и развивалась как междисциплинарная

поменять местами

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства сообщений, рассчитанных на массовое сознание средствами массовой коммуникации (СМК) и их передачу соответствующими техническими средствами — периодической печатью, радио, телевидением и другими средствами электронной коммуникации.

Средства массовой коммуникации представляют собой орудия производства, хранения и распространения всевозможной информации, рассчитанной на массовое восприятие.

Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление Интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстает в связи с этим как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.


написать администратору сайта