Доклад Основоположник логоритмики. Эмиль ЖакДалькроз как основоположник логоритмики
Скачать 174.93 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательной учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Специальной педагогики и психологии кафедра «Логопедия» ДОКЛАД По дисциплине «Логопедическая ритмика» НА ТЕМУ: «Эмиль Жак-Далькроз как основоположник логоритмики» Работу выполнил: Студент 4 курса, 41 группы факультета СПиП очного отделения Головлева Анна Григорьевна Работу проверила: К.п.н Леонова С.В Москва 2017 ОГЛАВЛЕНИЕБИОГРАФИЯ 3 СОЗДАНИЕ «СИСТЕМЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ» 5 ОТКРЫТИЕ ИНСТИТУТА МУЗЫКИ И РИТМА 8 ЭВРИТМИКА ДАЛЬКРОЗА В МИРЕ И В РОССИИ 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 БИОГРАФИЯЭмиль Жак-Далькроз— известный швейцарский композитор, дирижёр и педагог, создатель знаменитого метода ритмического воспитания, позднее названного «системой ритмической гимнастики», основатель Института музыки и ритма в г. Хеллерау. В Вене, где родился Жак-Далькроз, постоянно звучала музыка Иоганна Брамса, Антона Брукнера, Иоганна Штрауса. Эмиль Жак с детства был окружен музыкой. Дед играл на скрипке, дядя — пианист, в доме постоянно музицировали. С шести лет Далькроз начал брать частные уроки музыки, в семь лет сочинил марш, а в двенадцать стал учеником Консерватории в Женеве, куда в 1875 году переехала семья. Далькроз учился у Гуго де Зенгера и неоднократно награждался призами. С раннего детства окружающие отмечали его бунтарский характер. Окончив колледж, он радостно воскликнул, что наконец покидает эту «тюрьму» и только теперь чувствует себя человеком. Далькроза возмущало, что большинство педагогов не считает нужным объяснять, для чего надо выполнять то или иное задание — то есть то, что сам он с такой любовью выполнял в своей педагогической деятельности. В 1881 году Далькроза принимают в члены общества «Belles-lettres», объединяющего любителей художественной литературы, и он с гордостью носит имя «belletrien». В эти годы он сочиняет уже маленькие песни. В возрасте 19-ти лет Далькроз едет в Париж, где посещает музыкальные и театральные курсы и начинает колебаться — быть ли ему музыкантом или актером? В 1886 году его пригласили вторым дирижером в Алжир, где Далькроз познакомился со музыкой Африки, с ее сложными ритмическими комбинациями. Уезжая в Алжир, Далькроз, чтобы придать своей внешности более солидный вид, отпустил бороду и надел пенсне, в которое были вставлены простые стекла.По возвращении из Алжира в Вену он два года занимался музыкой у Антона Брукнера. Из Вены Далькроз едет в Женеву, где исполняют многие его произведения, затем снова в Париж, где занимался у Матисса Люсси, Цезаря Франка и Лео Делиба. В 1892 году Далькроз стал профессором Женевской Консерватории по классу гармонии и сольфеджио. Его лекции вызывают большой интерес, он увлекает учеников своим жизнерадостным характером — и позднее, будучи стариком, будет упрекать молодых композиторов в пренебрежении к веселым стилям в музыке. Далькроз стал членом веселого кабачка, названного «Japajou», центра артистической жизни Женевы. Там он сочинял и распевал свои веселые куплеты, писал забавные и остроумные стишки. В этот период жизни Далькроза уже многие его сочинения исполнялись на концертах в Женеве, Германии, Лондоне. СОЗДАНИЕ «СИСТЕМЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А.Брукнера, А.Далиба, С.Франка. Около восемнадцати лет Э.Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории (1892-1910). На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность. Съездив в Алжир и увидев, с какой грацией и пластикой двигаются танцоры под сложные ритмы, исполняемые народными музыкантами, швейцарец вернулся домой совершенно потрясенный. Эти впечатления стимулировали поиск рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание/прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики, а позднее ритмикой. Пока же это называли «faire les pas» (делать шаги). При помощи азбуки движений, доступных всем – ходьбы, бега, прыжков – он заставляет своих учеников исполнять музыкальный ритм. В это же время в хореографии расцветал особого рода танцевальный жанр, который возглавляли так называемые "босоножки". Основоположницей пластической школы танца была Айседора Дункан. Дункан, отрицая классическую школу балета с условными жестами и позами, искала естественной выразительности движений, опираясь на образы древне-греческой пластики. Отдавая должное Дункан и признавая положительные стороны ее искусства, находя в них смелое новаторство, Далькроз все же упрекал ее в отсутствии настоящей школы. Он смотрел на творчество Дункан глазами музыканта и считал, что она хотела танцевать «под музыку», а он требовал в танцах «воплощения музыки». Далькроз отрицательно относился к танцам, которые, по его мнению, фиксируют только отдельные моменты движений, напоминающих серию поз, изображенных на греческих вазах и не связанных между собой. Голая техника классического балета того времени, с его точки зрения, ничто, если она не выражает человеческих чувств. Танцор должен всегда осознавать внутреннюю связь музыки и движения, считал Далькроз. Однако новый метод не сразу находит признание в стенах Консерватории. Насколько трудно было Далькрозу, видно из слов, полных недоверия и иронии, произнесенных одним из его друзей: «Мой бедный друг, ты видно совсем сошел с ума!» Его система вызвала резкое осуждение. Желание сопровождать песни движением называли «гримасничаньем». Далькроз говорил, что предстал как злодей перед возмущенным ареопагом, упрекающим его в том, что он компрометирует учебное заведение своими сатанинскими выдумками. Все ополчились против Далькроза: врачи уверяли, что его упражнения утомительны; хореографы упрекали его в отсутствии техники движения; музыканты — в изобилии переменных метров; художникам не нравились черные учебные костюмы. Родители считали обнаженные руки и босые ноги экстравагантными, просто неприличными! Они не понимали слов Далькроза о том, что тело человека это инструмент мудрости, красоты и чистоты. Только в 1905 г. руководство Консерватории разрешает провести специальный курс ритмики в стенах данного учебного заведения. Все эти годы Далькроз много пишет о музыкальном воспитании, нападает на устаревшие методы обучения, считая, что учителя музыки, пренебрегают самим искусством музыки, заботясь об одной только технике. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание. Он борется за то, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка. В годы борьбы за признание системы Далькроз организует бесчисленные демонстрации метода в городах Швейцарии, Австрии, Германии, Голландии, Англии, Франции и других странах. Всюду его показы вызывают огромный интерес, имеют триумфальный успех. Везде открываются школы. Его называют великим изобретателем. Демонстрируя свою систему, он часто «умоляет» не рассматривать показа, как театральное зрелище и неустанно напоминает о том, что дело идёт о новой педагогической системе, о попытке перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела. ОТКРЫТИЕ ИНСТИТУТА МУЗЫКИ И РИТМАВ 1911 году в городке Хеллерау, расположенном недалеко от Дрездена, открывается Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза. Основной целью создания Института стала идея возвращения утраченного людьми ритма, возрождение ритма, как воспитательной и образующей силы, как дисциплинирующего начала. В плане значились следующие предметы: ритмика, шведская гимнастика, пластика, сольфеджио, импровизация на рояле, гармония и теория музыки, хоровое пение, лекции по анатомии и физиологии. Главные принципы Далькроза: «Музыка звуков и музыка жестов должна быть воодушевлена одними чувствами», «Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в «зримое звучание»». Танец становится элементом, имеющим действенное, эстетическое и социальное значение. Далькроз считает, что порядок преподавания должен быть таков: • Ритм • Звук • Инструмент Этому соответствуют: • Физические упражнения • Упражнения для слуха и голоса • Выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента. И ещё, считал он, что прежде чем приняться за музыку, нужно научиться воспринимать и ощущать её всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Сами занятия в Институте ритма проходили так: месье Жак (как называли Далькроза ученики) сидит за роялем, а ученики, чутко повинуясь малейшим изменениям ритма и мелодии его музыкальной импровизации, отражают это в движении. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, это увлекательная игра, в которой ни взрослые, ни дети, не чувствуют усталости. Ритм у Далькроза перерастает своё «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель- помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека». Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться. Да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники – Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский. Ученики Далькроза – Мария Вигман, Мария Рамбер, Валерии Кратина и многие другие, создавшие впоследствии свои школы пластики в разное время, в разных странах, опирались в своей работе на эти принципы системы Далькроза. ЭВРИТМИКА ДАЛЬКРОЗА В МИРЕ И В РОССИИ«География» системы Далькроза постоянно расширялась. Курсы ритмической гимнастики проводились в Германии, Бельгии, Франции, Голландии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Польше, Венгрии, Англии, Шотландии, России. Активным пропагандистом новой системы в России стал князь С. М. Волконский, впервые познакомившийся с Жак-Далькрозом в 1909 г. С огромным рвением он читал лекции о ритмической гимнастике в театральных и музыкальных учебных заведениях, различных кружках и обществах. Вслед за Петербургом курсы ритмической гимнастики открылись в Москве, Саратове, Риге, Киеве. Ритмическая гимнастика преподавалась в самых разных учебных заведениях — балетной школе Преображенской-Москалевой и Женском медицинском институте, на Высших Бестужевских курсах и актерских курсах С. Ф. Халютиной, в музыкальных школах Л. Конюса и М. Галактионовой, в частных домах и т. п. — причем занятия вели выпускники института в Хеллерау, получившие авторскую методику «из первых рук»: чета Александровых, В. А. Гринер, М. А. Румер и Н. Н. Баженов (выпуск 1913 г.), Н. В. Романова и Н. С. Самойленко (учились в 1914 г.). В начале 20-х годов психологическая лаборатория при петроградском институте, работавшая в тесном контакте с В. М. Бехтеревым, дала положительное заключение о воздействии ритмической гимнастики на психологию и физиологию человека. Ритмикой стали заниматься актеры театров Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, оперной студии К. С. Станиславского, художники ВХУТЕМАСа. Преподавание велось в более чем семидесяти педагогических учреждениях — детских садах, школах, средних и высших музыкальных, балетных и театральных учебных заведениях. Далькроз говорил, что ритм является основой для всякого искусства – музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Говоря о театральном искусстве, он подчеркивал, что жесты на сцене, сами по себе, ничего не представляют, и бесчисленные ритмы человеческого тела приобретают ценность тогда, когда они служат передачей ощущений. О роли ритма в профессии актера Далькроз даже приводит мнение Жоржа Питоева, известного режиссера и поклонника Далькроза, который считал, что все поведение актера на сцене ничего не выражает, если оно не насыщено внутренним ритмом. Но для того, чтобы актер мог пользоваться этим ритмом, все его тело должно владеть секретом ритма. Однако, очень скоро, «железный занавес» отрезал наших ритмистов от остального мира. Развитие ритмики в Советском союзе постепенно свелось к обывательско-потребительскому уровню. Имя Далькроза перестало употребляться. Между тем, принципы его продолжали жить – без них стали немыслимы, например, преподавание сценической речи и движения в театральной школе, логопедическая коррекция. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии, психотерапии, реабилитации и коррекции двигательных, психомоторных и речевых расстройств.. Сегодня «Далькроз-ритмика» - одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), Золтана Кодаи (Венгрия), Сузуки-метод (Япония). Таким образом, система представляет собой синтетический метод, который включает и музыкально-методические и терапевтические, и даже художественные задачи. Основной акцент, при этом, остаётся прежде всего на процессе музыкального восприятия, телесного слушания и слушания музыки. Тривиальная, на первый взгляд, фраза Далькроза: '«Люблю радость – в ней жизнь!»', на самом деле вмещает в себя очень много. Та радость, которая возникает во время коллективного действия, пластической импровизации – это радость общения. Ты общаешься с людьми, с музыкой, познаёшь мир и, в конечном итоге, самого себя. И как бы ни были хороши разного вида фитнесы и аэробики, - ритмика, как писал Сергей Волконский, «воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять вовне то, что внутри нас». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|