Главная страница
Навигация по странице:

  • В. И. Костылев

  • Эссе на тему «Эпоха Ивана Грозного в литературных произведениях русских поэтов и писателей. Эпоха Ивана Грозного в литературных произведениях русских поэтов и писателей


    Скачать 21.06 Kb.
    НазваниеЭпоха Ивана Грозного в литературных произведениях русских поэтов и писателей
    АнкорЭссе на тему «Эпоха Ивана Грозного в литературных произведениях русских поэтов и писателей.
    Дата10.11.2022
    Размер21.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEsse.docx
    ТипДокументы
    #780683

    Эссе на тему «Эпоха Ивана Грозного в литературных произведениях русских поэтов и писателей.»

    Выполнила Сакерина Екатерина Сергеевна.

    группа Л2-225-1

    по дисциплине «История России в новейшее время»

    Доцент Хованцев Д.В.

    Дата 01.11.2022

    Иван Васильевич Грозный – первый русский правитель, один из самых обсуждаемых царей в истории нашей страны. Судьбой этого человека во все времена интересовались не только историки, но и такие писатели и поэты, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой и другие.
    Насыщенная драматическими событиями жизнь царя Ивана IV интересовала многих. Русский историк и литератор Карамзин Н. М. писал в 1814 году о своей работе над  «Историей государства российского»: «Оканчиваю Василья Ивановича (описание времени и правления Василия III (1505–1533) – отца Ивана Грозного) и мысленно смотрю на Грозного. Какой славный характер для исто­рической живописи! Жаль, если выдам историю без сего любопытного царствования! Тогда она будет как павлин без хвоста». Созданный Карамзиным противоречивый и зловещий образ Ивана Грозного прочно вошел в сознание. Этот образ повторялся в лучших произведениях исторической художественной литературы дореволюционной поры: в лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова» в «Князе Серебряном».  А. К. Толстого и в первой части его драматической трилогии-трагедии «Смерть Иоанна Грозного» в операх Римского-Корсакова и в воплощении роли царя Шаляпиным, в наиболее впечатляющих памятниках изобразительного искусства творениях скульптора Антокольского, живописцев Шварца, Репина, Васнецова.

    Русский советский писатель В. И. Костылев (1884-1950) знаком читателям, в первую очередь, по своей знаменитой трилогии «Иван Грозный», , написанной в течение 5 лет (1943-1947 гг.).  Творческий путь В. И. Костылева начался еще в 1903 году, но «Иван Грозный» по праву является вершиной его творчества. За эту книгу автор получил в 1948 году Сталинскую премию второй степени.В трилогии «Иван Грозный» (1-я кн. – «Москва в походе», 1943 г.; 2-я кн. – «Море», 1946 г.; 3-я кн. – «Невская твердыня», 1947 г.) обрисована роль Ивана IV в образовании Русского централизованного государства. Существуют мнения, что образ Грозного идеализирован, он изображен царем, все дела которого подчинены интересам народа; здесь не нашло достаточного отражения происшедшее в период царствования Грозного закрепощение крестьянства. Чрезвычайную жестокость и крайнюю неуравновешенность царя автор оправдывает внешними обстоятельствами. Это спорный вопрос. У каждого читателя сложится свое собственное представление об образе московского царя Ивана IV Грозного. Иван Грозный показан В. Костылевым во всем противоречии достоинств и недостатков, присущих живому человеку, а не лубочному злодею.
    В 1779 г. М. М. Херасковым издана эпическая поэма «Россиада», повествующая о победе царя Ивана Грозного над Казанским ханством. Для ее написания автор воспользовался «Казанской историей» — сочинением неизвестного древнерусского автора XVI в., прославившего первого русского царя. «Россиада» приобрела литературный успех, причиной чего была актуальность сюжета о казанском взятии в екатерининское время — победу Ивана Грозного и русских воинов над магометанами в XVI в. стали соотносить с Русско-турецкой войной. По прошествии уже нескольких лет, в начале XIX столетия, сюжет «Казанской истории» и поэмы Хераскова заинтересовал других русских писателей — появились трагедии С. Н. Глинки «Сумбека, или Падение Казанского царства» и А. Н. Грузинцева «Покоренная Казань или Милосердие царя Иоанна Васильевича IV, проименованного Грозным» и опера Г. Р. Державина «Грозный, или По- корение Казани». Каждый из названных авторов второй половины XVIII – начала XIX вв. создал свой образ древнерусского правителя. В статье рассматривается, какой взгляд на деятельность и личность царя существовал задолго до издания «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, со времени появления ко- торой в общественном сознании преимущественно укоренилось представление об Иване IV как о правителе деспотического характера.

    В истории русской культуры прослеживаются периоды повышенного внимания к эпохе Ивана IV (например, в XIX в. выделяются 60–70-е гг., в XX в. — 30–40 гг.). По мнению Г. Н. Моисеевой, интерес к фигуре первого русского царя «усилился» [9] еще в конце XVII в. и не угасал на протяжении всего XVIII в. Внимание к деятельности конкретной исторической личности нередко возникает в силу причин политического характера. Оценки деятельности Ивана Грозного всегда отличались противоречивостью. До сих пор либо почитают царя как сильного государственного деятеля, либо, напротив, отмечают отрицательные стороны его деспотичного правления.

    В XIX в. на формирование отношения к политике Ивана Грозного оказала большое влияние «История Государства Российского» Н. М. Карамзина — с тех пор укоренилось представление о тираническом характере царя. В пореформенное время писатели А. К. Толстой, А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев и др. изображали Ивана Грозного жестоким правителем, во многом ориентируясь на текст исторического сочинения Карамзина.

    На основе изученных материалов можно сделать следующий вывод: Иван Грозный был великим царем, который, без сомнения, оставил яркий след в истории Руси и о котором говорили, говорят и будут говорить многие поколения людей.

    Первый русский царь Иван IV остается до сегодняшнего дня достаточно сложной, противоречивой натурой: с одной стороны, это образованный, мудрый, набожный человек, обладавший феноменальной памятью; с другой – правитель, который превратил Русь в абсолютную монархию, тиран и деспот, известный своими жестокими методами правления.

    И отрицательные, и положительные качества характера царя стремились отразить в своих произведениях А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой.


    написать администратору сайта