Главная страница

ВВЕДЕНИЕ. Эпоха социальных и культурных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти великого вождя И


Скачать 17.26 Kb.
НазваниеЭпоха социальных и культурных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти великого вождя И
Дата21.02.2019
Размер17.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВВЕДЕНИЕ.docx
ТипДокументы
#68525

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха социальных и культурных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти великого вождя И. Сталина, получил яркое ёмкое образное определение — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В это время были сделаны первые шаги на пути к преодолению сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. С 1955 года возобновилась активность журнала «Иностранная литература», в котором издавались материалы зарубежных авторов.

Огромную популярность у писателей второй половины XX века вызывало творчество американского писателя Э. Хемингуэя, ценившего творчество русских писателей-классицистов: Пушкина, Толстого, Гоголя, Чехова, Тургенева и Достоевского. Американец был очевидцем и участником двух мировых войн. Он в числе первых отреагировал на агрессию и насилие фашистов, напавших на нашу Родину в 1941 году. Он прислал в Москву телеграмму со словами поддержки. В своем творчестве Хемингуэй, «выточивший стиль эпохи», изучал такие проблемы и мастерски раскрывал такие темы, как человек и война, человек и природа. При этом писателя волновала философская сторона этих проблем: определение сущности человека, пребывающего в состоянии постоянной борьбы с окружающим миром и собой. Сам Хемингуэй полагал, что человек должен в этой борьбе остаться непобежденным. Очень прочно вошла в историю цитата писателя из его повести-притчи "Старик и море" (1952), удостоенной высшей американской Пулитцеровской премии по литературе. Он писал так: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». О себе американец говорил, что он пишет «простую честную прозу о человеке». Именно поэтому он стал творческим и нравственным символом—ориентиром для многих русских писателей, вошедших в литературу в 1950 — 1960-е годы.
Честность и правдивость, справедливость — эти слова являются ключевыми в развитии русской литературы в послесталинский период.

В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, где Н С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. Разоблачительный пафос речи Н.С. Хрущева породил светлые надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества. Очевидно, этими надеждами определён тот взлет публицистики, который пришелся на первые годы "оттепели". Публикация очерков Сергея Смирнова (1915 — 1976), посвященных обороне Бреста, пробила дорогу мемуарной литературе бывших узников фашистских лагерей, а затем и тех, кто прошел ГУЛАГ. Неблагополучному состоянию дел в сельском хозяйстве были посвящены очерки публициста Валентина Овечкина (1904 — 1968).

Во многом под воздействием очерковой публицистики военных и послевоенных лет, мемуарно-очерковой литературы активизировался процесс демократизации художественного стиля эпохи. Из литературы уходили за данность и очевидность конфликтов и характеров, "всевластие" автора над материалом, сочетание авторитарного стиля с романтической героизацией. в литературе, так же как и в других видах искусства, усилилось субъективное начало. Новому художественному осмыслению были подвергнуты такие исторические события и процессы, как революция, коллективизация, гражданская война, политические репрессии и др. Постепенно переосмысливались проблемы и поднимались темы взаимоотношений личности и общества, личности и государства, личности и истории.

Концептуально значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950 — 1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.

Наряду со становлением приоритета государственного над частным, общего над личным в искусстве социалистического реализма вызревает мысль о ценности человека как личности, об обоюдной ответственности и личности, и общества, личности и государства, личности и истории. Вспомним образное противопоставление М. Горького — Ларра и Данко. Эгоизм первого делает его жизнь бессмысленной и эгоистичной. Он становится изгоем, в другое время жертвенный альтруизм второго помогает людям. Теперь же в искусстве реализма эпохи социализма зарождалось осознание того, что не только человек важен для истории, но и история для человека. Да, пусть жизнь человека вне общества — это путь к разрушению личности, но само общество состоит из маленьких частичек— людей, следовательно, игнорируя интересы индивида, общество игнорирует и свои собственные интересы, и цели.

Именно во второй половине XX века начинается процесс пробуждения художественного сознания, в целом проходивший в двух направлениях, связанных с возрождением принципов реалистическою искусства. Так, например, одним из них в 60-х годах выразителем демократических взглядов стал журнал «Новый мир». На страницах этого периодического издания читатель мог познакомится с лучшими произведениями военной, лагерной, деревенской и городской прозы. Терминами "военная", "лагерная", "деревенская", "городская" обозначались тематические разновидности и жанры советской реалистической литературы, определяющийся как единый пласт, генеральным идейно-художественным ориентиром которого оставался метод социалистического реализма.

В годы "оттепели" сформировалось также поколение, которое впоследствии было названо «шестидесятниками». Именно оно сыграло неоднозначную, важную, в какой-то мере решающую роль в перестройке 1985 — 1991 годов. «Шестидесятники» агитировали за восстановление революционных идеалов, связанных с именем В.И. Ленина. По их ярому и глубочайшему мнению, период правления И.В. Сталина коренным образом исказил путь развития советского государства и общества.

В целом всему поколению "шестидесятников" свойственно стремление к искренности, именно это качество входило в оценку художественного произведения. В ситуации противостояния инерции политико-идеологического диктата общим пафосом художественного творчества было желание честно выразить свое время. Очевидно, этим общим настроем был обусловлен интерес «шестидесятников» к личности и творчеству уже знакомого нам американского писателя Э. Хемингуэя, герои которого наделены внутренней силой,противостоящей злу.

Середину 1960-х годов принято считать концом "оттепели". Окончательно ясным это стало после того, как советские войска вошли в Прагу (1968). В литературе конец «оттепели» ознаменовался судебныбным процессом над писателями А.Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих сочинений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.


написать администратору сайта