Главная страница

Eric Berne What Do You Say After You Say Hello!


Скачать 1.29 Mb.
НазваниеEric Berne What Do You Say After You Say Hello!
Дата28.09.2021
Размер1.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpeoples_that_play_games.doc
ТипДокументы
#238525
страница12 из 19
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19

"Маленькая мисс Бетки" - это сценарий непобедителя. Ей не суждено

преуспеть, но y нее по крайней мере есть "Паук", сидящий рядом. Это

целеориентированный сценарий, организованный по принципу "можно": "Ты

можешь помочь ему работать". В основе его лежит "До тех пор, пока...":

"Сиди в одиночестве, пока не встретишь Принца-Паука, потом можешь начать

жить". Промежуток между первым в жизни приветствием и "прощай"

структурируется ссорами и выпивкой, любовью и работой.
Старые бойцы не умирают, или "Кому я нужен?"

Мак был храбрым офицером н любил людей, которыми командовал. Но

однажды по их же неосторожности многие из них погибли. Мак обвинил в этом

себя. К его страданиям добавились малярия, постоянное недоедание и другие

беды, и Мак не выдержал, серьезно заболел. После выздоровления он стал

трудиться с рассвета до заката, стараясь ни о чем не думать. Но как бы

усердно он ни работал, по служебной лестнице он не продвигался ни на шаг. У

Мака были долги, поэтому нужно было работать еще больше. Он поставлял

провизию на свадьбы и различные юбилеи, но y него самого не было поводов

для праздника. Он смотрел на все со стороны, создавая другим доброе

настроение, помогая им веселиться за праздничным столом. Так ему удавалось

как-то чувствовать себя нужным людям. По ночам приходило одиночество, мысли

крутились, безостановочно. Лучше всего было в субботу вечером, когда он

напивался и мог забыться и наконец почувствовать себя частью толпы, то есть

таким же человеком, как все окружающие его люди. Такой образ жизни начался

задолго до войны. Его мать уехала с каким-то военным, когда ему было шесть

лет. Узнав об этом, он заболел истерической лихорадкой и пытался умереть,

так как понял, что матери он не нужен. Трудиться он начал рано, но, сколько

ни работал, толку никакого не было. Все заработанное ухитрялся каким-то

образом y него вытянуть отец. Не успеет Мак что-либо купить себе, как отец

немедленно эти вещи продаст. Он завидовал другим школьникам, потому что y

них были матери. Из-за этого ему приходилось даже драться. Разбивать в

кровь носы в школьном дворе - это он мог, но на войне на него угнетающе

действовал вид убитых людей. Будучи хорошим снайпером, он жалел убитых

врагов. Даже в гибели близких ему людей он не мог обвинить врага. Он винил

себя в том, что товарищи погибли, а он остался жить. Поэтому он старался не

усугублять свою вину и не наслаждался жизнью. Исключением были выпивки, но

это он не считал... Он вел какую-то тяжкую жизнь, пытался разбить

автомобиль, попадал в больницу, но выжил, много, почти безостановочно

курил, несмотря на бронхит. После длительного лечения, консультаций y

психотерапевта Мак сумел возобновить дружеские отношения с матерью и стал

чувствовать себя гораздо лучше.
Анализ

*Тезис*. Старый солдат оказался ненужным своим родным, а друзей ему не

удалось сохранить. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов.

Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в радости других.

Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то

нужным.

_Диагноз_: компенсированная шизофрения.

_Песня_: "Старые бойцы не умирают".

_Роли_: Неудавшийся Спаситель, Преследователь, Жертва.

_Переключения_: от Жертвы (матери и отца) к Спасителю (товарищей) и к

Жертве (обстоятельств).

_Родительское_ _наставление_: "Трудись усердно и помогай людям".

_Родительский_ _образец_: "Вот способ с этим справиться - пей!"

_Родительское_ _предписание_: "Не добивайся результатов".

_Позиция_: "Я не хороший", "Все другие хорошие".

_Решение_: "Я загублю себя - работой".

"_Футболка_": впереди - "Я хороший парень", сзади - "Даже если это

меня погубит".

_Времяпрепровождение_: воспоминания о войне.

_Игра_: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам".

_Антитезис_: "Хватит убивать себя".

_Разрешение_: включиться в жизнь и идти вперед.
Классификация

"Старый боец" - сценарий "непобедителя". Однако идти вперед, делать

карьеру - для многих старых бойцов дело чести. Это целеориентированный

сценарий, организованный по принципу "нельзя": "Нельзя идти вперед, пока

они тебя не позовут". В основе его - "после": "После того, как война

закончилась, остается лишь медленно умирать". Время ожидания смерти

заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.
Победитель дракона, или "Папочка знает лучше"

...Жил некогда человек по имени Георгий, прославившийся тем, что

побеждал драконов и оплодотворял бесплодных женщин. Он бродил по стране

свободный и независимый (так по крайней мере казалось). Однажды в летний

день он скакал на лошади по степи и вдруг заметил вдали языки пламени,

взвивающиеся к поднебесью. Приблизившись, он услышал ужасный рев, сквозь

который прорывались пронзительные девичьи крики. "Так, - подумал он, беря

копье наперевес. - Уже третий дракон с девицей на этой неделе. Я убью

злодея, и, конечно, моя храбрость будет вознаграждена". "Держись,

мерзавец!.. - крикнул Георгий дракону и ободрил девицу: - Не бойся". Дракон

стал рыть когтями землю, предвкушая не только двойной обед, но и то, что он

любил еще больше, - хорошую драку. Девица по имени Урсула простерла вверх

руки и закричала: "О мой герой! Я спасена!" Она не только радовалась

спасению, но и предвкушала увидеть прекрасное зрелище, за которое

(поскольку на самом деле она не была девицей) надеялась отблагодарить

спасителя.

Георгий и дракон разъехались, готовясь к схватке. Урсула

приветствовала обоих. В этот миг появился еще один всадник на коне с

украшенной серебром уздечкой и сумками, набитыми золотом. "Эй, малыш!" -

закричал новоприбывший.

Георгий удивленно обернулся: "Пап, как я рад тебя видеть!"

Развернувшись, он спешился, чтобы поддержать стремя отцу. Последовал

разговор между отцом и сыном. Иногда был слышен голос Георгия: "Да, папа.

Конечно, папа. Как ты скажешь, папа". Ни дракон, ни Урсула не слышали, что

говорил отец, но скоро им стало ясно, что разговор обещает быть долгим.

"О боже! - воскликнула Урсула, сердито топнув ногой. - Где же герой?

Как появился этот старик, так мой спаситель только кланяется,

расшаркивается. И ноль внимания на меня, бедняжку!" - "Действительно, -

сказал дракон. - Это, кажется, надолго". Он выключил пламяизвергатель,

растянулся на траве и громко захрапел. Наконец старик уехал, а Георгий стал

готовиться к схватке. Он взял наперевес копье, ожидая, что дракон изрыгнет

пламя, а Урсула радостно закричит. Но он услышал: "Хам!" Это выкрикнула

Урсула и пошла прочь. Дракон поднялся на ноги, сказал: "Чудак" - и тоже

ушел. Увидев это, Георгий с криком: "Эй, папа!" - поскакал вслед за отцом.

Урсула и дракон одновременно обернулись и прокричали: "Жаль, что твой отец

старый, а то бы он мог куда лучше заменить тебя!"
Зигмунд, или "Если не выходит так, попробуем иначе"

...Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил

себе целью проникнуть в истэблишмент. Это, он считал, все равно, что войти

в небесные врата. Его, однако, туда не допускали. Тогда он решил обратиться

к преисподней (речь шла о бессознательном). Там не было истэблишмента, там

всем было все равно.

И он обрел авторитет в преисподней. Успех его был столь велик, что

скоро истэблишмент переместился в преисподнюю.
Анализ

*Тезис*. Кто-то решает стать великим человеком, но окружающие создают

ему всяческие препятствия. Вместо того чтобы использовать время на их

преодоление, он все обходит стороной, находит проблему, достойную его

рвения, и в "преисподней" становится великим человеком.

_Диагноз_: фобии.

_Герои_: Ганнибал, Наполеон и т.п.

_Роли_: Герой, Оппоненты.

_Переключения_: Герой, Жертва, Герой.

_Родительское_ _наставление_: "Работай усердно и не оставляй труда".

_Родительский_ _образец_: "Используй свой ум и найди ему применение".

_Родительское_ _предписание_: "Будь великим человеком".

_Позиция_: "Я в порядке, когда я творю", "Они в порядке, если они

думают".

_Решение_: "Если не добраться до небес, то попробую в преисподней".

"_Футболка_": не видно ничего (ни на груди, ни на спине).

"_Премиальные_ _купоны_": не собирает.

_Игры_: на игры нет времени.

_Антитезис_: нет необходимости.

_Разрешения_: имеется их вполне достаточно.
Классификация

Это сценарий "победителя". Ведь Зигмунда ведет по жизни сценарий, так

как он знает, что должен делать. Это целеориентированный сценарий,

организованный по принципу "можно": "Если не получается так, можно

попытаться иначе". В основе его лежит "всегда": "Никогда не прерывай усилий

(всегда пробуй)". Сказав "здравствуйте", он тут же принимается за работу.
Флоренс, или "Ясновидение"

...Мать желала для своей дочери Флоренс хорошей партии и счастливого

места в обществе. Однако Флоренс решила, что ее судьба - в служении

человечеству. Более четырнадцати лет все окружающие старались ее

переубедить, но все было напрасно. Она добилась своего и стала медицинской

сестрой. С огромным трудом, преодолевая всевозможные препятствия, она

снискала уважение со стороны даже высшего общества. Посвящая всю себя делу,

Флоренс не участвовала в интригах, была очень скромной, не создавала себе

рекламу, но стала известна всему миру.
Анализ

*Тезис*. Мать внушала Флоренс светские амбиции, но в глубине души

девушка ощущала свое более высокое предназначение. Она отчаянно боролась с

матерью за право избрать собственный путь. Окружающие воздвигали на этом

пути препятствия, но Флоренс не тратила времени на игры, она обходила все

препятствия в поисках великих задач и стала героиней.

_Диагноз_: кризис взросления.

_Героиня_: Жанна д'Арк.

_Роли_: Героиня, Оппоненты.

_Переключения_: Жертва, Героиня.

_Родительское_ _наставление_: "Выйди замуж за богатого человека".

_Родительский_ _образец_: "Делай так, как тебе говорят".

_Родительское_ _предписание_: "Не спорь".

_Предписание_ (скорее всего отца): "Будь героиней, как Жанна д'Арк".

_Позиция_: "Я хорошая, если я действую", "Они хорошие, если мне не

мешают".

_Решение_: "Я буду служить человечеству, иначе я не могу".

"_Футболка_": впереди - "Заботиться о раненых солдатах", сзади -

"Делай это лучше, чем делали прежде".

"_Премиальные_ _купоны_": не собирает.

_Игра_: нет времени на игры.

_Антитезис_: не нужен.

_Разрешения_: имеется их вполне достаточно.
Классификация

Это сценарий "победителя", классифицируемый так же, как и предыдущий.

В обоих случаях герои брали неудавшийся сценарий (Ганнибал, Наполеон, Жанна

д'Арк) и превращали его в успешный, причем вопреки противодействию

окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые

возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ним лоб в

лоб. Такая гибкость ни в коей мере не умаляет решимости действовать и не

мешает достижению желаемого.

Трагические сценарии

Можно спорить о том, являются ли победители победителями именно

потому, что их побуждает к этому сценарий, или потому, что им разрешен

самостоятельный выбор. Относительно неудачников, наверное, нет сомнений в

том, что они подчинены родительскому программированию и собственному

внутреннему "демону". Трагические сценарии могут быть "высокими" и

"низкими". "Высокие" становятся источником вдохновения и могут воплощаться

в образах благородных героев на театральных сценах. В "низких" в основном

вновь и вновь воспроизводятся одни и те же сюжеты, появляются одни и те же

мрачные типы, которые располагаются в унылых декорациях социального дна, то

есть в тех местах, которые общество предоставляет неудачникам. Там они

собирают свои "коричневые купоны": в кабаках, ломбардах, в залах судебных

заседаний, в больницах, моргах и различных злачных местах.

В жизни неудачника сценарный элемент легко различим, ибо итог этой

жизни всегда типичен. Поэтому книги по психиатрии и криминологии, с их

бесконечным количеством конкретных примеров, представляют собой прекрасный

источник для изучения таких сценариев.

Дети, по существу, являются "пленниками" родителей, которые могут в

основном сделать из них все, что пожелают. Девочке, например, могут

говорить, что она истеричка, плакса и жалеет только себя. Родители знают ее

слабые места и иногда мучают ее в присутствии гостей, до тех пор пока она,

не выдержав, не ударится в слезы. Если же ей уже известно, что слезы - это

знак "жалости к себе", то она может постараться не плакать, но, когда

сдерживаться ей становится невозможно, бурный ее плач может быть похож на

припадок. Родители говорят: "В чем дело? Каждый раз, когда y нас гости, она

закатывает истерику. Что за плакса..." и т.д. Главный вопрос для сценарного

аналитика в подобной связи будет таким: "Как бы вы воспитывали девочку,

чтобы, будучи взрослой, она вела бы себя так же, как эта пациентка?" Ответ

на такой вопрос помогает психотерапевту восстановить процесс воспитания

пациента.

Некоторые люди, отсидевшие долгие годы в тюрьме, выйдя на свободу,

страшатся сложностей и проблем "большого" мира, поэтому стараются вновь

нарушить закон, чтобы скорее попасть обратно в камеру. Тюремное

существование, конечно, и неприятно, и убого, но это знакомый для такого

человека мир. Он хорошо знает, как надо здесь себя вести, чтобы избежать

серьезной беды. Здесь рядом его "друзья". Точно так же, когда пациент

старается вырваться из "клетки" своего сценария, он находит внешний мир

холодным и неприветливым. Перестав играть в старые игры, чаще всего он

теряет прежних друзей. Надо приобретать новых, но известно, что это совсем

не легко. И он стремится вернуться в прежнее состояние, ведомый тюремной

ностальгией.
Золушка
Происхождение Золушки

С точки зрения сценарного аналитика в истории Золушки есть все. Здесь

имеется множество взаимосвязанных сценариев, бесчисленные детали, чреватые

новыми интересными открытиями, много жизненных прототипов для каждой роли.

В США сказка "Золушка" больше известна под названием "Хрустальный

башмачок". Перевод французской сказки Шарля Перро впервые опубликован в США

в 1697 году. Поучения, которыми Шарль Перро сопроводил историю Золушки,

были, на наш взгляд, Родительскими предписаниями. Автор говорил о

счастливом даре, который больше, чем красота лица; обаяние этого дара

превосходит все другое. Именно это и дала Золушке фея. Она так заботливо ее

наставляла, так обучала благородным манерам, что Золушка стала королевой.

В последних трех положениях описан настоящий Родительский образчик,

полученный Золушкой от феи: это точная модель воспитания леди, о которой мы

уже упоминали. Шарль Перро делает еще один вывод - о необходимости

родительского разрешения в том случае, если ребенку суждено совершить в

своей жизни что-либо важное. Он говорил о том, что человеку, бесспорно,

нужны ум, отвага и благородство. Но ни одна из этих добродетелей не проявит

себя в жизни, если человек не получит благословения от волшебников и

пророков.

Теперь мы рассмотрим представление о Золушке с марсианской точки

зрения, в том виде, как она выглядит в сказке Перро, которую знает

большинство детей, говорящих по-английски, и обсудим различные содержащиеся

в сказке сценарии, многие из которых легко обнаруживаются в реальной жизни.

Как и в случае с Красной Шапочкой, мы придем к интересному выводу о том,

что происходит с персонажами сказки после того, как она закончилась.
История Золушки

Согласно Перро, жил некогда джентльмен, женившийся второй раз на

вдове, самой гордой и надменной женщине из когда-либо живших. (Несомненно,

она, как это обычно случается с подобными невестами, была еще к тому же и

фригидна.) У нее росли две дочери, во всем на нее похожие. Он же имел дочь

от первого брака, милую и добрую девушку, унаследовавшую характер матери -

чудеснейшего в мире создания.

После свадьбы мачеха стала обращаться с Золушкой очень жестоко. Для

нее было невыносимо присутствие Золушки, внешний вид которой подчеркивал

грубость и неуклюжесть ее собственных дочерей. Бедняжка терпела все

безропотно и не могла даже пожаловаться отцу, который был под каблуком y

жены и не смог бы прислушаться к ее жалобам. Выполнив всю тяжелую работу,

она шла в угол за печкой и сидела на куче золы, отчего и получила свое
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19


написать администратору сайта