Книга. Эриха Фромма
Скачать 1.55 Mb.
|
90 Пиранделло в своих пьесах отразил это понятие Я и связанное с ним сомнение в себе. 91 Г. Ибсен. Пер Гюнт, действ. IV. — Собр. соч., т. 2. М., 1956, с. 507. 92 In Time and Eternity, ed. by N. N. Glatzer. N. Y, Schocken Books 1946. 93 На это отчетливо указал Фрейд в своей ранней концепции Я — идеала. 94 Более подробный анализ отношений совести и авторитета содержится в моем рассмотрении данного предмета в Studien ber Autoritt und Familie, ed. by M. Horkheimer, Paris, 1934. 95 Идея о том, что человек сотворен «по образу Божьему», выходит за пределы авторитарной структуры этой части Ветхого Завета и фактически представляет собой другой полюс, вокруг которого развивалась иудеохристианская религия, особенно в лице ее мистических представителей. 96 Ф. Ницше. Генеалогия морали, II. 16. — Указ. соч., т. 2, с. 460–462. 97 Там же, с. 461. 98 См. рассмотрение анонимного авторитета в демократическом обществе в «Бегстве от свободы», гл. 5, ч. 3. — Э. Фромм. Бегство от свободы. М., 1990, с. 158–174. 99 Письмо Ф. Кафки к своему отцу, в котором он пытается объяснить, почему всегда боялся его, представляет в этом отношении классический документ. Ф. Кафка. Избранное. М., 1989, с. 509–537. 100 Софокл. Антигона. Эписодий третий. Перевод Ф. Ф. Зелинского. — См. Софокл, Драмы. М. 1990. с. 145. 101 Ф. Ницше. Генеалогия морали. II, 3. — Указ. соч. т. 2 с. 441. См. также описание совести у Хайдеггера — М. Heidegger. Sein und Zeit, 54–60, Halle a. s., 1927. 102 Цит. по: J. LaFarge. A Talk about Hokusai (W. C. Martin, 1896). Ср. Б. Г. Воронова. Кацусика Хокусай. М. 1975. с. 72. — Прим. перев. 103 Ф. Кафка. Избранное. М. 1989. с. 34. 104 Курсив Э. Фромма — Прим. перев. 105 Там же. с. 150. 106 См. Н. Marcuse. «Zur Kritik des Hedonismus», Zschft. f. Sozialforschung, VII, 1938. 107 Аристотель. Никомахова этика, 1173в, 21 и след. 108 Там же, 1176а, 15–30. 109 Там же. кн. VII. 11–13 и кн. X. 4, 7, 8. 110 Спиноза. Этика, ч. III, Определение аффектов, 2. — Указ. соч. с. 127. 111 Там же, теорема 42. 112 H. Spenser. The Principles of Ethics (New York. 1902), vol. 1. 113 Ibid, pp. 79, 82. 114 Ibid, p. 99. 115 Ibid., р. 183. 116 Ibid., р. 159. 117 Не представляется необходимым указывать на ошибочность предположения, высказанного Бентамом, что все удовольствия сходны по качеству и различаются лишь количественно. Вряд ли кто-нибудь из психологов еще разделяют эту точку зрения, хотя популярная идея «развлечения» подразумевает, что все удовольствия качественно схожи. 118 Эта проблема подвергалась анализу в великолепной работе G. Bally. Vom Ursprung und den Grenzen der Freiheit. B. Schwabe Co., Basel, 1945. 119 Поскольку в данном случае я хочу подчеркнуть различие между удовольствием дефицита и удовольствием избытка, вряд ли стоит вдаваться в подробности проблемы голода — аппетита. Достаточно сказать, что в аппетите всегда наличествует доля настоящего голода. Психологическая основа функции насыщения ориентирует наши ощущения таким образом, что полное отсутствие голода свело бы аппетит к минимуму. Однако немаловажное значение имеет здесь и мотивация. 120 В классическом выражении «Omne animal triste post coitum» (Всякое животное печально после соития) дан идеальный образ сексуального удовлетворения на уровне дефицита в применении к людям. 121 H. Spenser. Principles of Ethics, vol. 1, p. 99. 122 Ibid., р. 161. 123 Антуан де Сент-Экзюпери в своем «Маленьком принце» превосходно описал эту ситуацию. 124 H. Spenser. Op. cit., p. 138. 125 Ibid., p. 186. 126 A. Hitler. Mein Kampf. New York, Reynal and Hitchcock, Inc., 1939, p. 710. 127 Распространенная, хотя и несколько искаженная, версия высказывания Тертуллиана: «Mortuus est Dei filius; credible est quia ineptum est: et sepultus ressurexit; certum est quia impossibile est» /Умер сын божий — заслуживает доверия, ибо нелепо; умерший воскрес — не подлежит сомнению, ибо невозможно (лат.)/ — Прим. мое со слов: «Mortuus…» — С.В. 128 Английское слово «воспитание» (education) происходит от латинского e-ducere, буквально — вести вперед или делать явным нечто, наличествующее потенциально. Воспитание в этом смысле ведет к существованию (existence), которое буквально означает становление, выведение из состояния возможности в состояние проявленной реальности. 129 Перевод Ф. Ф. Зелинского. — Указ соч. с. 135 — Прим. перев. 130 Р. Нибур, представитель современной нео-ортодоксальной теологии, опять вывел на свет лютеровскую позицию, комбинируя ее парадоксальным образом с прогрессивной политической философией. 131 Обе эти противоположные стороны фрейдовской установки нашли место в его работе «Будущее одной иллюзии». 132 На эту идею обратили пристальное внимание К. Голдстейн, Г. С. Салливэн и К. Хорни. 133 Предлагаемое рассмотрение невроза и дефекта частично взято из моей статьи «Individual and Social Origins of Neurosis», — American Sociological Review, IX, No. 4 (August, 1944). 134 Спиноза. Этика. IV, теорема 44, схолия. — Указ. соч. с. 171. 135 оскорбление монарха — Прим. перев. 136 Книга А. Ранульфа «Моральное негодование и средний класс» дает отличную иллюстрацию этого феномена. Книга могла бы также называться «Садизм и средний класс». 137 H. Spenser. Op. cit., pp. 258 ff. 138 Ibid., р. 267. 139 Перевод А. Н. Егунова. — см. Платон. Сочинения в трех томах, т. 3. ч 1. с. 275. — Прим. перев. 140 Идея о том, что раз Бога нет, то нет и бессмертия души, а значит все позволено, вложена Достоевским в уста Ивана Карамазова в романе «Братья Карамазовы» (см. ПСС, т. 14, кн. одиннадцатая, IX; т. 15, кн. вторая, VI) и в уста Кириллова в романе «Бесы» (там же, т. 10, ч. третья, гл. шестая). — Прим. перев. 141 Прочь, непосвященные (лат.) 142 Фромм был в числе тех, кто участвовал в разработке практических мер со стороны США в деле разрядки международной напряженности, участвовал в работе московской конференции 1962 г. по разоружению. 143 Дж. Г. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда. (перевод В. Левика). |