Обычаи и нравы и их роль в деловом социальном взаимодействии. Нравы и обычаи. Error! Bookmark not defined
Скачать 28.19 Kb.
|
Оглавление Введение 3 Происхождение и объекты обычая Error! Bookmark not defined. Социальная роль обычая 7 Обычаи универсальны 9 Заключение 10 Список литературы 11 ВведениеНравы и обычаи -- это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое. Происхождение и объекты обычая:В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.). Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.). Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые. Происхождение обычая неясно. Несколько авторов посвятили себя изучению происхождения обычая. Некоторые из них считали, что обычай был получен из судебных приговоров, а не наоборот. Другие считали, что табу было “старейшим неписаным кодексом законов человечества”. Эти мнения, однако, не дают адекватного объяснения происхождению обычая в целом. Возможно, что какой-то обычай мог возникнуть таким образом, как описывают Генри Мэн, Фрейд и другие, однако вопрос о происхождении обычая в целом неясен и сложен. Точно так же, как трудно сказать, когда возникло общество, точно так же трудно сказать, когда возник обычай. Мак-Дугалл пишет: “Цели и цели многих обычаев теряются в тумане древности. В некоторых случаях, возможно, цели никогда не были четко определены в сознании ни одного человека. Обычай мог возникнуть как компромисс или слияние различных обычаев, или через какой-то чисто инстинктивный способ реакции, или через извращенное подражание какой-либо иностранной модели. Но, как бы то ни было, и с какой бы целью ни был установлен однажды установленный обычай, его соблюдение всегда становится в какой-то степени самоцелью, и люди готовы поддерживать его, часто ценой больших усилий или дискомфорта, еще долго после того, как он послужит какой-либо полезной цели ”. Таким образом, нельзя установить единого правила относительно происхождения обычая. Многие обычаи возникли для удовлетворения основных потребностей человека, особенно тех, которые связаны с его стремлением к самосохранению, сексуальной жизнью, продолжением рода и тому подобным. Некоторые обычаи были усвоены путем подражания другим народам, и многие из них были приспособлены к меняющимся ситуациям. Многие обычаи все еще сохраняются, хотя их полезность давно перестала существовать. Им подчиняются более спонтанно, потому что они растут медленно. Пока обычаи преобладают спонтанно, они являются самыми прочными связующими звеньями в построении социального порядка. Не все обычаи иррациональны. Некоторые авторы приписывают обычаям иррациональность. Но если мы углубимся в генезис обычаев, мы обнаружим, что обвинение в их иррациональности необоснованно. Можно признать, что есть некоторые обычаи и практики, принятые людьми, которые не могут быть оправданы никакими утилитарными или этическими соображениями. В Индии ряд таких обычаев можно наблюдать во всех общинах. Таким образом, разбрызгивание воды на какой-либо камень или любой другой неодушевленный предмет или предоставление ему пищи, подношение "шрадхов" мертвым, отказ от путешествия из-за кошки, перебежавшей дорогу, и многие другие подобные практики можно назвать иррациональными, но нельзя сказать, что все обычаи иррациональны. Корень трудности в том, что современные умы считают рациональными только те действия, которые могут быть логически доказаны и являются рассчитанными действиями. Однако это не так. Многие действия, которые не могут быть доказаны на логических принципах, могут быть достаточно оправданы по психологическим или социальным причинам, например, такие действия, как мужчина, приветствующий флаг страны, сын, прикасающийся к ногам своих родителей утром, люди, развлекающие своих родственников и друзей на фестивале, индуистская женщинаприем пищи после мужа. Если человек получает психологическое удовлетворение или социальную оценку, следуя обычаю, это достаточные рациональные основания для его следования. Можно также отметить, что обычаи, которые кажутся иррациональными, иногда реформируются или даже отменяются из-за преднамеренной мысли заинтересованных людей. В Индии многие обычаи индусов были отменены законом, в то время как другие были значительно реформированы в результате проповедей наших лидеров, таких как Свами Даянанд и Свами Вивекананда. Сегодня образованный класс индейцев не следует многим обычаям своих предков. Благодаря движению за эмансипацию женщин в Индии среди женщин растет тенденция отказаться от многих обычаев, которым они следовали ранее. Таким образом, обычаев, которые были когда-то, больше нет. Социальная роль обычая:Обычай является важным средством контроля социального поведения. Важность обычаев в обществе нельзя преуменьшать. Они настолько могущественны, что никто не может избежать их действия. Они в значительной степени регулируют социальную жизнь, особенно среди неграмотных людей, и имеют важное значение для жизни общества. Макдугалл пишет: Первым требованием общества, основным условием социальной жизни человека, было, по словам Бейджхота, “твердая корочка или пирог обычая. В борьбе за существование выживают только те общества, которые смогли выработать такую твердую кору обычаев, связывающую людей вместе, приравнивающую их действия к принятым стандартам, принуждающую контролировать чисто эгоистические импульсы и уничтожающую индивидов, неспособных к такому контролю ”. Обычаю подчиняются более спонтанно, потому что он растет медленно. Люди следуют схожим моделям поведения. Обычай является хранилищем социального наследия:Обычай, по сути, является хранилищем нашего социального наследия. Это сохраняет нашу культуру и передает ее последующим поколениям, объединяет людей и развивает социальные отношения между ними. Обычай превращает врагов в друзей. Нет необходимости говорить, что индуизм жив сегодня благодаря обычаям. Он давно бы умер, если бы индусов не заставляли соблюдать обычаи. Они были бы обращены в ислам или христианство, если бы не существовало индуистских обычаев, препятствующих обращению. Таможня помогает в процессе обучения. Они уже наметили направления действий для решения конкретных проблем. Они экономят энергию. Они помогают справиться со многими социальными проблемами. Обычаи обеспечивают стабильность и чувство безопасности в человеческом обществе. Язык, который ребенок изучает, занятия, с которыми он знакомится, формы поклонения, которым он следует, игры, в которые он играет, - все это предлагается ему через обычай. Обычаи формируют личность:Обычаи играют важную роль в формировании личности. От рождения до смерти человек находится под влиянием обычаев. Он рождается вне брака, обычай; он воспитывается в соответствии с обычаями, и когда он умирает, ему дают последние обряды, установленные обычаями. Обычаи формируют его взгляды и идеи. Обычаи универсальны:Нет такой страны или сообщества, где не было бы обычаев. В некоторых сообществах они считаются настолько священными, что о их нарушении даже не может быть и речи. Общество желает, чтобы мы им следовали. В первобытном обществе соблюдение обычаев было общим правилом, и так оно и сегодня среди племен аборигенов. Малиновский пишет о жителях островов Тробриан: “Что бы ни происходило с любой теоретической интерпретацией этого принципа, в этом месте мы должны просто подчеркнуть, что строгое следование обычаям, тому, что делают все остальные, является главным правилом поведения среди наших туземцев на Тробрианских островах”. В Индии с распространением западного образования соблюдение обычаев ослабло, но пожилые женщины страны продолжают их соблюдать. Они плачут, когда встречаются со своими родственниками после долгого отсутствия, и плачут по разным поводам во время свадебных церемоний своей дочери. Во время отъезда девушки в дом жениха слезы катятся по щекам без каких-либо признаков их принуждения. Маори Новой Зеландии трутся носами друг с другом в знак своей любви, а женщины Пулавата, Каролинские острова, ходят в сутулой позе в присутствии мужчин. Таким образом, очевидно, что обычаи играют важную роль в регулировании нашего социального поведения. Они определяют нашу культуру, сохраняют ее и передают из поколения в поколение. Они необходимы для жизни общества и считаются настолько священными, что любое их нарушение рассматривается не только как вызов или преступление, но и как святотатство, призывающее к людям месть богов.Обычаи имеют такую сильную власть над людьми, что их можно назвать “королем людей”. Из-за его потенциала контроля обычай был назван “тираном” Шекспиром, “жестокой школьной учительницей” Монтень и “главным судьей человеческой жизни” Бэкон. Обычаи соблюдаются с меньшими отклонениями, чем законы. Их соблюдают не просто потому, что они традиционно соблюдаются обществом, но и потому, что их поддерживают чувства людей и чувство личного долга.Обычай одновременно демократичен и тоталитарен. Это демократично, потому что это сделано группой, каждый вносит свой вклад в ее рост. Это тоталитарно, потому что оно затрагивает все сферы самовыражения, частные и общественные, оно влияет на наши мысли, убеждения и манеры. Авторитет обычаев уменьшается в сложном обществе, где безличные отношения в значительной степени заменяют личные контакты и где отдельные лица выведены из-под прямого контроля группы в целом. В современном обществе сила обычаев ослабла. По словам Мангейма, “Денежная экономика разрушает обычаи, потому что они слишком медленно работают. Современное общество требует правовых норм, которые могут быть быстро и единообразно соблюдены.” ЗаключениеМежкультурные особенности делового взаимодействия нашли свое отражение в формировании традиций делового общения, присущих тому или иному народу. Наличие любой традиции подразумевает существование особых представлений, обрядов, привычек в разных видах деятельности, которые передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений. Список литературы Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб. : Прайм-Ев- рознак, 2003. 320 с. (Серия «Главный учебник».) Веселов П.В. Аксиомыделового письма: культура делового общения и официальной переписки. М. : Маркетинг, 1993. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация : учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. М. : ИНФРА-М, 2003. 272 с. (Серия «Высшее образование».) Петрова Е. А, Чернышова Л.И. Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко, 2008. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер Ком, 1998. 688с. Наин А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994. |