Структура Волшебной сказки.. Есина Т. Структура волшебной сказки. Есина Татьяна, 2 группа Структура волшебной сказки
Скачать 15.46 Kb.
|
Есина Татьяна, 2 группа Структура волшебной сказки. Волшебные сказки – это один из интереснейших и удивительнейших жанров литературного творчества. Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. Анализируя сказки народов мира, возникает ощущение, что можно создать общую структурную модель сказки. Подобную модель создал русский лингвист В.Я.Пропп. Со структурой волшебной сказки мы знакомились еще на 1 курсе. Прежде всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного. Каждая сказка начинается с зачина. Перед зачином может быть присказка, она не связана с сюжетом сказки, но она настраивает читателя на соответствующий лад. Действие волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время: давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве. Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через медное, серебряное и золотое царства. Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Цель волшебной сказки оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель. Для волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами. Герой волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею, собаку). Испытания, через которые проходит герой, нужны для того, чтобы доказать, что он и есть настоящий герой. Рядом с героем появляется «ложный герой», который выдает себя за победителя. И герою приходится подтверждать свое право на победу различным образом. Испытания, которые проходят герои, цикличны и имеют троекратное повторение. Практически всегда сказка – это социальный лифт. Начинает герой крестьянином, а заканчивает принцем. В начале герой беден, а богат в конце. Сказка обязана иметь счастливый конец для положительных героев. Также сказка должна иметь мораль, поучительный вывод. Сказочная структура, обнаруженная Проппом, оказалась объективной моделью для исследования повествовательной структуры. На этом построено множество работ, которые выходят даже за пределы фольклора и вскрывают логику литературного и фольклорного построения. Таким образом, можно сделать вывод, что структура волшебной сказки является «эталонной». |