Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат На тему: «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком» Дисциплина: Педагогическая риторика

  • «Хороший человек». Как им стать

  • Правила поведения хорошего человека

  • Умение правильно строить свою речь: коммуникативные качества речи.

  • На примерах знаменитых ораторов

  • Список использованной литературы

  • Риторика. Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком


    Скачать 35 Kb.
    НазваниеЕсли хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком
    Дата24.05.2023
    Размер35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРиторика.docx
    ТипРеферат
    #1156658

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова»

    Институт непрерывного педагогического образования
    Кафедра дошкольного, начального и специального образования

    Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

    Профиль: Дошкольное образование, Иностранный язык

    Реферат

    На тему: «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком»

    Дисциплина: Педагогическая риторика

    Бакалавр 2 курса Мясникова Юлия Александровна ________

    (подпись)

    Преподаватель: Иргашева Тамара Гулямовна,

    доктор педагогических наук, доцент ________

    (подпись)

    Оценка __________

    Дата ____________

    Абакан, 2023



    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение……………………………………………………………………3

    1.«Хороший (нравственный) человек». Как им стать? …………………4

    2. Правила поведения хорошего человека.…..….….……...….….…..…..5

    3. Умение правильно строить свою речь: коммуникативные качества речи……………………………………………………………………..…...6

    4. На примерах знаменитых ораторов………………………………….....9

    Заключение………………………………………………………….….….11

    Список использованной литературы……………………………………..12

    Введение

    «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит»,

    - гласит риторика.

    Эллины считали, что речь звучит для аудитории убедительнее, если оратор вообще известен как человек добродетельный.

    Но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления.

    Философы часто сравнивали между собой ораторов.

    Так, Плутарх, древнегреческий философ, биограф, моралист, сравнивал двух известных всем ораторов – Демосфена и Фокиона. Плутарх говорил, что первый был величайший, зато второй – самый искусный.

    Именно «искусный», так как воздействовал на слушателя не только силой речи, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно единственное слово, один кивок человека, внушающего себе доверие, весит больше иных доводов».

    Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в следующем совете-афоризме:

    «если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком».

    1. «Хороший человек». Как им стать?

    Как известно, каждый человек стремится к самосовершенствованию, и это вполне объяснимо, ведь каждый хочет стать лучше, чем он есть на самом деле. Каждый хочет стать «хорошим человеком». А что это значит? «Хороший человек» - это понятие определяется не только поступками, но и личностными, нравственными качествами человека. Хороший человек помогает другим людям не ради благодарности или поощрения, а по велению души, это способ его самовыражения.

    Как стать хорошим человеком?

    Думайте как хороший человек – это первое, что необходимо. Важно примерить на себе образ хорошего человека, а также попытаться понять, что им движет. Это дело не одного дня, потребуется большая работа по исправлению искажений в мировосприятии, которые мешают делать хорошие вещи и быть хорошим человеком.

    Будьте в курсе того, что происходит вокруг вас. Интересуйтесь жизнью других людей, общайтесь со своими родственниками и друзьями, знакомьтесь с новыми людьми, расширяйте свой кругозор. Создайте для себя такую карту мира, в котором главным действующим лицом выступаете не только вы и ваши потребности, но и другие люди.

    Действуйте как хороший человек - это самый главный пункт. Хороший человек думает правильно и знает кучу способов поддержать и помочь другим людям словом или делом, и реализует свои познания на практике. Важно, что делает он это ненавязчиво, а тогда, когда другие люди в этом действительно нуждаются или об этом просят.

    Необходимо улыбкой встречать каждый новый день и каждого нового человека в вашей жизни. «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей» (Д. Кангери)

    1. Правила поведения хорошего человека

    Чехов говорил: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружиться голова от восторга, но душа и мысли – Боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами». Чтобы достигнуть максимального результата и стать воспитанным человеком, стать Личностью с большой буквы, следует много учиться. С самого детства родители должны воспитывать в человеке чувство патриотизма, любви к близким и, естественно, правилам хорошего тона. Этому лучше всего учить личным примером. В более позднем возрасте следует заниматься самовоспитанием.

    Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Желание к самовоспитанию возникает только тогда, когда появляется желание достичь чего-то, быть полезным обществу, стать Человеком. В нашем сегодняшнем обществе имеются безграничные возможности для получения образования и для самовоспитания: дневные и вечерние школы, курсы, стационарные и заочные высшие учебные заведения, широкая сеть библиотек, театры, кино, телевидение и т.д.

    Эстетическое воспитание играет очень важную роль в формировании характера и нравственных качеств человека, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Эстетическое воспитание – это чувство красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Также, вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность и, ни в коем случае, не на притворство и ложный лад, так как при произнесении, кроме идей и слов, оратор предъявляет слушателям и себя. И если ему удалось слукавить (надеть маску добродетельного человека) на предыдущих этапах подготовки речи, то здесь ему уже никуда не укрыться, и истинный настрой обязательно проявится через выражение лица, жесты, интонации.

    «Можно сказать, тяжелое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечают в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего».

    1. Умение правильно строить свою речь: коммуникативные качества речи.

    Для того, чтобы научиться хорошо говорить необходимо:

    1. Научиться правильно строить предложения. Если не удается быстро строить красивые предложения, то сначала желательно потренироваться и все записывать, в том числе даже отдельные мысли и интересные слова, которые подходят по теме выступления.

    2. Увеличить словарный запас. Если при чтении или при разговоре с кем-либо вы замечаете незнакомое слово, то нужно посмотреть в толковом словаре и узнать его значение, это позволит научиться поддерживать разговор с представителями самых разных возрастов, профессий и социальных групп.

    3. Следует больше читать классической художественной литературы. Классическая литература хороша тем, что в ней используется чистый русский язык, поэтому она может научить новым словарным оборотам и выражениям, что весьма кстати.

    4. Необходимо тренировать свою жестикуляцию и мимику. Для этого нужно разговаривать с самим с собой перед зеркалом, тренируя манеры.

    5. Желание. Без наличия твердого желания и стремления добиться чего-то, научиться красиво говорить невозможно.

    Как правило, к хорошей речи предъявляется множество требований.

    Первым из них является – точность. Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи и возникает как соответствие ее смысловой стороны.

    С точностью, как качеством речи, связана и логичность. Для достижения логичности следует добиться смысловой непротиворечивости частей одного высказывания и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

    Следующим требованием является – ясность. Старое правило утверждает: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

    Чистота - еще одно коммуникативное качество речи, которое проявляется в соблюдении лексических норм. Чистая речь – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов.

    Осуществляется речевое воздействие на сознание и эмоции, чувства человека при помощи выразительности. Это качество в речи очень важно, так как только выразительная речь способна поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя к сказанному.

    Речь каждого человека, стремящегося стать настоящим и хорошим оратором должна быть богатой. Богатство речи – показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств в любой ситуации общения, в любом речевом жанре. Говоря об этом, необходимо упомянуть об информативной насыщенности речи, об интонационном ее богатстве. Оратор обращает внимание на смысловую насыщенность речи: в разных частях речи она различна. Материал, постоянно концентрируемый в тесном временном отрезке, да к тому же, возможно, еще и нелегкий для понимания, не будет воспринят слушателем. Вниманию слушателей дается передышка. Поэтому мы меняем манеру речи: она то насыщена информацией, то разрежена.

    Лаконизм (краткость речи). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем терпение наших слушателей. Совет Лютера молодому проповеднику: «Коль поднимаются, да рот пошире открывают, то люди уши затыкают. За четверть часа напроповедуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если почувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же заканчивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушатели».

    Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен понизил свое подаяние на половину доллара. Проповедь продлилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.

    Так же речь должна быть уместной и правильной (владение нормами литературного языка и т.д.) «Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).

    1. На примерах знаменитых ораторов

    Что заставляет нас слушать человека? Несомненно, его выразительная речь. Первым, чье имя приходит на ум при фразе «хороший человек и оратор», является Фокион. Фокион афинский военачальник и политический деятель IV в. до н. э. Удивительно добрый и человеколюбивый по натуре, он обладал внешностью настолько неприветливой и угрюмой, что люди, мало его знавшие, не решались заговаривать с ним с глазу на глаз. На это у Фокиона был свой ответ: «Моя хмурость никогда не причиняла вам никаких огорчений, а смех этих господ уже стоил нашему городу многих слез».

    Равным образом и речи его, изобиловавшие удачными мыслями и определениями, были на редкость содержательны, отличаясь в то же время властною, суровою, колючею краткостью. Зенон говорил, что философу, прежде чем произнести слово, надлежит погрузить его в смысл, и речи Фокиона в немногих словах заключали глубочайший смысл.

    Несмотря на то, что Фокион никогда не домогался избрания на государственные посты, он становился афинским стратегом 45 раз, причём на выборы сам не являлся, а за ним посылали.

    В отличие от демагогов, Фокион никогда не пытался угождать афинянам, всегда перечил им и спорил, однако неизменно пользовался их уважением и избирался на должности. Корнелий Непот о Фокионе: "Афинянин Фокион неоднократно командовал войсками и занимал высшие должности, однако знаменит он скорее добродетельной жизнью, чем воинскими трудами. Последние не оставили по себе памяти, тогда как добродетель его широко известна и по ней получил он прозвище Честного. В самом деле он всегда оставался человеком бедным, хотя мог изрядно разбогатеть на высоких постах и должностях, часто достававшихся ему от народа".

    Однажды во время военных действий афиняне вели себя недостойно, малодушно, а после заключения мира набрались дерзости и стали громогласно обвинять Фокиона в том, что он, дескать, лишил их победы. «Ваше счастье, — отвечал на это Фокион, — что у вас есть полководец, который вас хорошо знает. А иначе — вы бы уже давно все погибли». Когда афиняне желали решить пограничный спор с беотийцами не судом, а войной, Фокион советовал им состязаться словами, в которых они сильнее, а не оружием, в котором сила не на их стороне. Случилось раз, что народ не давал ему говорить и отказывался слушать. «Заставить меня действовать вопреки моему желанию вы еще можете, но говорить то, чего я не думаю, никогда не заставите!» — заявил Фокион.

    У Фокиона, с первых и до последних, самых мелких особенностей, один и тот же чекан и образ, свидетельствующий об одних и тех же оттенках характера: в равных пропорциях смешаны строгость и милосердие, осторожность и мужество, забота о других и личное бесстрашие, одинаково сочетаются отвращение ко всему грязному и горячая преданность справедливости. Такого человека, как Фокион, невозможно не слушать. Он человек, чье лишь одно-единственное слово, один кивок достойно внушает столько же доверия, сколько тысячи хитрых умозаключений и громоздких периодов.

    Говоря о хороших людях и ораторах можно смело назвать имя Демосфена. Афинский государственный деятель и великий оратор древности Демосфен (384 г. до н. э.) всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. У него было тяжелое детство: рано умер отец, долгое время были проблемы с опекунами из-за наследства, помимо всего этого, мальчик имел слабость и был физически недоразвит. Чтобы решить проблемы наследства, восстановить справедливость, Демосфену необходимо было научиться хорошо и убедительно говорить. В то время при демократическом строе в Афинах почти каждому гражданину приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением: их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным. Самыми выдающимися учителями красноречия тогда были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах. Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, познакомился с произведениями всех выдающихся писателей; особенно внимательно изучал он сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона.

    Как известно, с детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения.

    Тяжелая многолетняя борьба, закалившая характер, манера хорошего человека, стремление к справедливости, беззаветная любовь к родине, упорство и настойчивость - все это говорит о Демосфене, как о человеке сильном, как о мастере своего дела. В литературном наследии Демосфена именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным.

    В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.

    Демосфена так же, как и Фокина, всегда хотелось слышать и слушать, так как он был не просто хорошим оратором, но и хорошим человеком.

    Заключение

    Рассмотрев данную тему, сравнив знаменитых ораторов и узнав о них более подробно, мы понимаем, что стать хорошим оратором не так легко, как кажется на первый взгляд.

    Необходимо каждый день работать над собой, добиваться успеха в своих поставленных целях. Тренировать свою речь, манеры поведения, ведь при произнесении, кроме идей и слов, оратор предъявляет слушателям и себя. Как уже упоминалось ранее, действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому не зря школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым.

    Хорошо известные слова Квинтилиана: "Хочешь быть хорошим оратором — стань сначала хорошим человеком» этим смело подтверждаются.

    Список использованной литературы

    Архив статей. Архив статей о развитии личности. Как стать хорошим человеком/ Подготовлено с помощью статьи Эллисон Штейнберг/metodorf.ru

    Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Издательство «Наука»,1994, Издание второе, исправленное и дополненное/ Т. II.

    Перевод С.П. Маркиша/ обработка перевода для настоящего переиздания С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова.

    Современная деловая риторика. Учебное пособие/Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон/ Казань, 1993.

    Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия»/ Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.

    Фокион.[Электронный ресурс]. –http://ru.wikipedia.org/wiki/Фокион#.D0.9B.D0.B8.D1.87.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.A4.D0.BE.D0.BA.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0



    написать администратору сайта