Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность (эссенция)

  • ЭССЕ. Эссе бытие. Онтология и метафизика студент группы


    Скачать 22.35 Kb.
    НазваниеЭссе бытие. Онтология и метафизика студент группы
    Дата15.10.2022
    Размер22.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭССЕ.docx
    ТипДокументы
    #735470



    ЭССЕ

    Бытие. Онтология и метафизика




    Выполнил: студент группы



    Оспанов А.Н ДВТ-202 С

    Категория бытия основополагающей философской категорией, ее используют для осмысления проблем, связанных как с проблемой существования Вселенной, так и с проблемой существованием конкретного индивида. Таким образом, категория бытия является предельно широкой. Она касается как мира в целом, так и жизни отдельного человека.Положения, которые раскрывают сущность категории бытия:

    1.Мир существовал, существует и будет существовать как беспредельная и непреходящая целостность, как относительно стабильное целое.

    2.Мир в своем существовании образует неразрывное единство преходящего и непреходящего, универсальную целостность.

    3.Мир существует как непреходящая единство вне и независимо от воли и сознания человека, то есть объективно.

    Философская категория "бытия" является одной из самых общих: она не выражается ни через одну из других категорий, а лишь сопоставляется с категориями "сущее", "сущность", "существования", что являются производными от "бытие" и представляют собой его различные стороны и аспекты.

    Сущность (эссенция) - философская категория, которая выражает главное, основное, определяющее в предмете, такое, что обусловлено глубинными, необходимыми, внутренними связями и тенденциями развития и познается на уровне теоретического мышления.

    В истории философии понятие "существование" употреблялось обычно для определения внешнего бытия вещи или процесса, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Рационализм 17-18 вв. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Георг Гегель и др.) в понимании существования исходил из учения о тождестве мышления и бытия. Категория существования здесь, по сути, трактуется как нечто разумное, рациональное. "Существование" традиционно используется в философии для выражения факта наличия какой-либо вещи, процесса или явления. Существовать - значит быть в наличии.

    Итак, можно сказать, что через категорию "бытия" в философии выстраивается целостная картина мира, которая определяется единством человека и других форм существования материальных предметов и духовных явлений. С одной стороны, категория "бытие" ориентироваться на наиболее общие характеристики существующего, а с другой - ее содержание постигается через исследование отдельных структур, проявлений и форм всего сущего. Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование что-нибудь вообще. В основе философии многих мыслителей положены системообразующие понятия, такие как бытие. Философский смысл понятия бытия тесно связан с понятиями: небытия, существования, пространства, времени, материи, становления, развития, качества, количества, меры и другими категориями.

    Впервые в истории философии эта категория была введена Парменідом еще в VI в. к н.е. Рассматривая первооснову мира, он отошел от рассмотрения конкретного першоречовини (вода, воздух, апейрон, огонь) как основы всего существующего (мира) и показал единство космоса через абстракцию бытия. После Парменида в античной философии категория "бытие" рассматривалась в произведениях Платона и Аристотеля. У Платона настоящийистинное и неизменно бытия было присуще только миру идей, а мир вещей, как бледное отражение мира идей, не имел истинного бытия. То есть бытие у него было тождественным миру идей (эйдосов). Аристотель рассматривал бытие как определенное звено, что связывает между собой сущности и вещи чувственного мира. Другого содержания категория "бытие" приобрела в философии XVII-XVIII веков. В настоящее время большинство философов проводили исследования природных явлений и их свойств, поэтому во бытием они понимали природу. Например, Гоббс считал предметом философии тело (природные тела и вещи, искусственно созданные человеком). В дуалистической философии Декарта бытие расщепляется на две субстанции - материальную (телесную) и духовную (мыслящую), которые являются противоположными друг другу. А в его формуле "мыслю, следовательно, существую" происходит смещение акцентов с бытия знания.

    В ХХ веке появились "новые онтологии" (т. е. новые подходы к пониманию бытия). Например, Хайдеггер рассматривал категорию "бытие" только в отношении человека. В работе "Бытие и время" он называет бытийную структуру человека экзистенцией. По его мнению, структура экзистенции сводится к таких модусов человеческого существования как страх, совесть, забота, решительность и т.п. То есть определяющим в бытии человека является его переживания собственного "бытие-в-мире" (бытия как присутствия).

    Понятие бытия является одним из самых древних в фи­лософии. Сам же термин переводится обычно как «быть», «есть», «существовать». Это понятие возникло из стремле­ния познать окружающий человека мир как единое целое. С его помощью дается ответ на важнейший мировоззренче­ский вопрос о том, что есть мир.

    Первые представления о бытии сформировались в древ­ней философии. Так, Парменид — основоположник учения о бытии — учил, что бытие — это сущее (существующее), и кро­ме него ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сто­ронами.

    По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противополож­ностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рожда­ется самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», — учил Гераклит.

    Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкива­ние и соединение различных атомов порождает многообра­зие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляю­щее собой пустое пространство.

    Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бы­тие, бледная тень мира идей.

    В средние века господствовало религиозное мировоззре­ние и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего суще­го, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).

    С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начи­нается быстрое развитие естественных наук (механика, ма­тематика, физика). Бытие стало рассматриваться как физи­ческая реальность. Считалось, что бытие — это прежде все­го природа как объект естествознания и практической дея­тельности человека. Она воспринималась как сложный ме­ханизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, слож­ная машина. В рамках пантеизма считалось, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». В это время Д. Бруно развивал идею множественности миров. В философии и искусстве утверждается идея величия и все­силия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон.

    Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия — идеали­стического и материалистического. Так, Г. Гегель подлин­ным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л.Фейербах сводил бытие к приро­де, уникальным творением которой является человек.

    В марксистской философии учение о бытии продолжа­ло традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс в ходе осмысле­ния им философских проблем естествознания. В своих ра­ботах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, ис­следовал процесс происхождения человека в ходе труда.

    Русская религиозная философия при исследовании бы­тия активно использовала основные положения христиан­ства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслите­лей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не толь­ко Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира матери­ального и духовного, земного и божественного.

    Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что бытие — это философское понятие для обозначе­ния всего того, что существует, имеет место. Оно охватыва­ет собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключе­ния. Кратко говоря, бытие есть все то, что реально существу­ет. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в филосо­фии является предельно широким, так как охватывает со­бой все виды реальности, уже известные и еще пока неиз­вестные. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.

    Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмысле­нию бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объ­ект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эво­люции. Естественные науки являются надежными союзни­ками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдви­гается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии. В религиозной философии размышления о человеке, его сущности и подлинном существовании сконцентрированы вокруг вопроса о вере. В ней вера рассматривается как особая проблема и увязывается не только с духовным миром человека, но и с проблемой свободы, возникающей в напряженной жизненной ситуации выбора. Примером философского анализа феномена веры являются размышления Абая Кунанбаева. Этот анализ его религиозных взглядов позволяет сказать, что его можно назвать с полным основанием духовными наставником казахского народа, Религиозные раздумья Абая Кунанбаева отличаются глубиной проникновения в суть веры, ее неразрывной связи с повседневной жизнью человека. Его размышления о религии, вере, нравственности оказали огромное влияние на духовный облик последующих поколений. Экзистенциальное звучание воззрений о Боге, вере, человеке Абая и проявлялось в стремлении постичь их не только посредством осмысления разума, но и посредством анализа чувств, переживаний. В рассмотрении веры он исходит из самоанализа, самопознания собственных религиозных взглядов, чувств, переживаний. Для него важным является то, что мы можем думать о Боге, чувствовать и переживать. В своих рассуждениях он шел не от Бога к человеку, а наоборот, от человека к Богу. Такой подход характерен и С. Кьеркегору, Л.Толстого Ф.М. Достоевскому. Поэтому понятие о Боге они наполняют человеческим содержанием и показывают, что Бог – не запредельная реальность, стоящая по ту сторону человеческого существования, а имеет самое непосредственное отношение к жизни человека, что Бог составляет важнейшую часть его души. Неоднократно, они подчеркивают, что вдумчивое проникновение в сущность Бога и веры ведет к пересмотру человеком всей своей жизни, своих взглядов, официальной догмы. Вера не представлялась им как самоочевидное явление духовной жизни человека. Ее осмысление, органично включающее в себя переживание, сопровождалась несогласием и даже конфликтом с общепринятыми религиозными представлениями. В душе самого мыслителя вера сопряжена с сомнениями, что придало его творчеству особую напряженность мысли. В силу всего этого его размышления приобретают экзистенциальное звучание и потому жизнь и творчество казахского поэта представляют интерес в свете анализа проблем религии и веры экзистенциальной философией.

    Итак, особенность философских раздумий Абая о вере и религии обнаруживает себя в том, что он рассматривает Бога не в онтологическом аспекте, а преломляет его через субъективный мир человека. Он исследуют специфику и уникальность религиозных представлений человека и видит сущность веры в ее проявлении в нравственном сознании человека, которое влияет на всю обыденную жизнь человека. Такой подход к творчеству этого мыслителя позволяет раскрыть оригинальность и новизну его религиозного учения.

     


    написать администратору сайта