Главная страница

Эссе «Можно ли считать Платона автором теории тоталитарного государства». Эссе по философии.. Эссе Можно ли считать Платона автором теории тоталитарного государства


Скачать 17.64 Kb.
НазваниеЭссе Можно ли считать Платона автором теории тоталитарного государства
АнкорЭссе «Можно ли считать Платона автором теории тоталитарного государства
Дата03.12.2022
Размер17.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по философии..docx
ТипДокументы
#825846

Эссе «Можно ли считать Платона автором теории тоталитарного государства?»

Я долго думал над тем, с чего же мне начать написание моего краткого сочинения. Мыслей было много, но почему-то они никак не складывались в структуру эссе. Просидев над размышлениями на заданную тему энное количество времени, я всё же решил обратиться за помощью к «всемирной паутине», поскольку философия – это наука, и одного моего воображения и небогатых знаний по данному предмету будет недостаточно, чтобы раскрыть заданную тему.

Сначала необходимо пояснить, какое государство можно назвать тоталитарным. Из школьного курса обществознания мы знаем, что тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государство с такой формой правления не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения.

Возникновение слова «тоталитаризм» относится к началу 20 века, но некоторые идеи данной формы правления можно наблюдать в научных и художественных трактатах крупнейшего философа Древней Греции Платона, жившего в 4 веке до нашей эры. Древнегреческий философ оставил немало литературных трудов, в которых говорит о проблемах человека и общества. Это «Государство», различные диалоги, содержащие множество политических, этических и эстетических идей. Как раз в произведении «Государство» можно встретить фрагменты, подтверждающие факты насилия государства над личностью (об этом сказано и в определении тоталитаризма).

По мнению Платона, «государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». 

Древнегреческий философ действительно создал теорию идеального государства с элементами тоталитарного общества. У граждан такого государства должна быть общая идея существования (единое общество, подчиненное общей цели и стремлению). Закон превалирует над личностью, подавляет ее индивидуальную волю.

Во-первых, Платон делит государство по сословиям, что является определяющим условием существования идеального государства, поскольку такое положение вещей является для философа справедливым.

Первый класс (низший) класс - это купцы, крестьяне, ремесленники, которые будут обеспе­чивать общество материальными потребностями. Представители низшего класса могут созда­вать семьи и владеть собственность, но они обязаны подчиняться высшим классам. Основная добродетель людей низшего класса — умеренность.

Второй класс - это стражи, воины. Они выполняют функции за­щиты государства. Стражами могут быть как мужчины, так и женщины. Но стражи не могут иметь семьи или обладать собствен­ностью. Дети и имущество у них общие. Основная добродетель стра­жей — мужество.

Высший класс - это правите­ли — философы. Философ — тот, кто знает идеи, и прежде всего идею блага. А зна­чит, он предназначен для того, чтобы повелевать. Все граждане государства должны бес­прекословно выполнять указания философов. Как и стражи, фило­софы лишены семьи и собственности, вся жизнь их посвящена слу­жению истине и государству. Основная добродетель философов — мудрость.

Связующим звеном всех классов является такая добродетель как правда, которая справедливо разделяет людей на группы.

Во-вторых, Платон выделяет следующие формы государственного устройства:

- Аристократическая республика. В этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия.

- Тимократия. Власть нескольких человек, которая основана на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. Такие люди, как правило, становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет.

- Олигархия. Власть немногочисленных богатых, которые опираются на торговлю, ростовщичество, они тесно связаны с низкой, чувственной частью души.

- Демократия. Одна из худших форм правления по Платону. Власть большинства, которая характеризуется образованием трех классов населения - богачи, народ и трутни. Последние представители в демократическом государстве занимают чуть ли не все государственные посты. Трутни стремятся отобрать у богатой части населения часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь, вынуждены будут организовать оппозицию. В случае, когда противостояние достигает точки накала, народ выдвигает своего ставленника - тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, вследствие чего, демократия неизбежно приводит к тирании.

- Тирания. Бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии.Тирания у Платона с одной стороны, характеризуется как самая худшая. Тираном становится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия и добившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности.

Идеальной формой правления в «идеальном государстве», как считает Платон, является аристократическая или монархическая, власть самых достойных и мудрых.

Концепция «идеального государства» Платона подверглась критике многих философов. Одни считали его защитником тоталитарного строя, другие называют сторонником тоталитарной свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости, а третьи видели в Платоне антикоммуниста, призывавшего к борьбе против народных масс. Но многие исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку.

Таким образом, я считаю, что Платона можно считать автором теории тоталитарного государства, потому что в его основу философ положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет занятие и место для каждого гражданина и, таким образом, объединяет все части государства в гармоническое целое. Государство Платона было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это не было так фантастично или невозможно. Многие из его предположений были фактически реализованы в Спарте.
Заерко Евгений, заочное обучение, 2 курс, направление 19.03.03, вариант №2.


написать администратору сайта