Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Эссе «Сравнительный анализ мировых цивилизаций». Эссе Сравнительный анализ мировых цивилизаций При определении современного понимания термина цивилизация


    Скачать 45.04 Kb.
    НазваниеЭссе Сравнительный анализ мировых цивилизаций При определении современного понимания термина цивилизация
    АнкорЭссе «Сравнительный анализ мировых цивилизаций
    Дата14.12.2022
    Размер45.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе «Сравнительный анализ мировых цивилизаций».docx
    ТипДокументы
    #844696


    Эссе «Сравнительный анализ мировых цивилизаций»

    При определении современного понимания термина «цивилизация» необходимо отметить особенности культурно-аналитического подхода М. Вебера, что ориентировано на формирование определенной политической культуры. Для каждой современной цивилизации характерным является сокровищница традиций, ритуалов, мировоззрений, моделей политической социализации [1].

    Рассмотрим более подробно определенные особенности различных мировых цивилизаций:

    1. Конфуцианско-буддийская цивилизация: путь золотой середины.

    Духовная сфера конфуцианско-буддийской цивилизации исключительно богата, в ней переплелось множество самобытных народных религий, включая буддизм махаяны, даосизм, дхарму, синтоизм и шаманизм, но приоритет конфуцианско-буддийской традиции очевиден. Такие страны, как Япония, Корея, Китай, Тайвань, Гонконг и Сингапур, являются одними из самых ярких представителей этой цивилизации. Каковы архетипы и коды их политических культур?

    Политологи давно отметили, что культуры, основанные на синтезе нескольких духовных и религиозных традиций, выделяются особенно мощной энергетикой и дают особенно сильный социокультурный импульс политике. Гетерогенное происхождение, хотя оно никогда не бывает полностью интегрированным, усиливает и стимулирует общее развитие. В то же время, в отсутствие монотеистического мировоззрения, политическое мышление порождает определенный прагматизм, основанный на отсутствии единой или унифицированной концепции мировоззрения.

    Основными особенностями конфуцианско-буддийской цивилизации являются: клановый характер общества, право наследования за всеми детьми, чрезмерное внимание к личному накоплению, формирование жесткой социальной иерархии [2].

    2. Индо-буддийская цивилизация

    К данной цивилизации необходимо отнести такие как народной Южной и Юго-восточной Азии. Индия в данной системе представляет собой один из наиболее важных центров мировых цивилизаций, ориентированных на древнейшей самобытной культуре в рамках арийско-ведических традиций. Для данной цивилизации характерными являются такие особенности как: основной религией является буддизм, кастовая система социальной сферы, религиозно-мифические практики. Индийское государство ориентировано на формирование определенных слабых мест в организации той или иной деятельности.

    3. Исламская цивилизация

    Ислам представляет собой одну из основных направлений монотеистической религии, направленной на применение таких особенностей, как вера, молитвы, милостыня, пост и поломничество. При оценке особенностей мусульманского государства, отмечается, что во главе стоял халиф. Власть халифа в данной цивилизации во многом ограничивается определенными аспектами духовного развития. В классическом исламе идеальная форма государства представлялась как светская теократия равных. Эгалитарный, в том смысле, что все верующие, независимо от их социального статуса, равны перед божественным законом; светский, в том смысле, что в исламе нет институционального аналога церкви и нет духовенства - они наделены особыми, трансцендентными человеческими силами через таинства [3].

    4. Западноевропейская цивилизация

    Данная цивилизация включает в себя определенную социокультурную целостность, что основано на антропоцентрическом принципе мироздания. Данные особенности ориентированы в большей степени именно на случайное возобновление в рамках сопряжения бесконечного движения мысли с тем или иным движением мысли. Основы западноевропейской цивилизации были загублены пограничным опытом человечества - античного и христианского. Благодаря длительному межкультурному диалогу выкристаллизовались основы западноевропейской цивилизации, о чем свидетельствуют идеи Аристотеля и других великих мыслителей, вызвавших трансформацию человеческого существования [4].

    5. Православно-славянская цивилизация

    Православная славянская цивилизация сформировала единое пространство богослужения, песнопения, фрески, иконописи, литургического церковно-славянского, сакрального стиля, простирающееся от Адриатического и Черного морей на юге до Северного Ледовитого океана на севере и открытого пространства Тихого океана на востоке. Географически это определяется территорией современной России. Исторически славянский мир оказался на перекрестке двух мировых культур, религий и мировоззрений – восточного и западного, впитав в себя влияние обоих и соединив в себе традиции и обычаи разных народов. Главным фактором в ранней истории восточных славян был географический, то есть их удаленность от Pox Romana (римского мира). Племена, поселившиеся на берегах рек, протекавших по равнинам Восточной Европы, были недосягаемы для римского влияния, физического или духовного. Первый великий союз государств западного мира, империя Карла Великого, включил в сферу своего влияния славян Запада, в то время как славяне Юга оказались под влиянием Византии, сохранившей как традиции древнего античного мира, так и абсолютизм Востока. На современном этапе социальный проект находится в стадии стагнации [5].

    6. Цивилизация Латинской Америки.

    Цивилизация Латинской Америки представляет собой одну из наиболее важных мировых цивилизаций. Согласно теории геополитика Хантингтона, в книге «Столкновение цивилизаций», латиноамериканская цивилизация является одной из девяти мировых цивилизаций (почти все они представляют собой большие сообщества, состоящие из десятков похожих стран; исключение составляют японская и индийская цивилизации). Современная латиноамериканская цивилизация основана на западной культуре. В то же время она несет на себе сильный отпечаток древних цивилизаций Центральной и Южной Америки, таких как майя, ацтеки и инки, которые были завоеваны испанскими и португальскими завоевателями в эпоху «Великих географических открытий».

    7. Африканская цивилизация

    По мнению геополитика Хантингтона, африканская цивилизация является одной из конкурирующих цивилизаций на мировой арене, наряду с западной, исламской, латиноамериканской, православной, ближневосточной, индийской, буддийской и японской цивилизациями. Первой страной африканской цивилизации был Древний Египет. Затем появились Нубия, Сангай, Гао, Мали и Великий Зимбабве. Последними, уже в 18 веке, были Зулуленд и Матабелеленд. Эксперты считают, что экономика страны очень слаба и не сможет поддерживать такое большое население, так как население продолжает расти из-за традиционно высокой рождаемости. Хантингтон делает следующее основное предположение - что в этом новом мире первопричины конфликтов не будут иметь идеологической или экономической основы. Как основные нити, разделяющие человечество, так и глубинные источники конфликтов имеют культурную основу. Государства с однородным национальным составом останутся самыми влиятельными игроками на международной арене, но фундаментальные конфликты в мировой политике будут происходить между государствами и группами различных цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике [6].

    Таким образом, анализ литературных источников показал, что цивилизация в глобальном смысле слова представляет собой систему определенных социокультурных явлений в рамках государства или нации. Цивилизации в рамках своей деятельности ориентированы на сохранение собственном самобытности и стремления в рамках сохранения определенной культуры и духовности. Основанием для исторического развития той или иной цивилизации является определенная духовная культура.

    Список литературы:

    1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. – М.: Academia – Наука, 1998. – 376 с.

    2. История цивилизаций. – М.: ПРИОР, 1999. – 192 с.

    3. Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 556.

    4. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Прогресс, 1996. – 480 с.

    5. Удовик С.Л. Глобализация: Семиотические подходы. – М.: Рефл–Бук / К.: Ваклер, 2002. – 589 с.

    6. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 351 с.


    написать администратору сайта