Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Праведный Алексий Бортсурманский. Есть в Нижегородской области такое отдаленное село Бортсурманы, находящееся на самой границе с Чувашкой республикой


    Скачать 60 Kb.
    НазваниеЕсть в Нижегородской области такое отдаленное село Бортсурманы, находящееся на самой границе с Чувашкой республикой
    АнкорПраведный Алексий Бортсурманский
    Дата28.03.2022
    Размер60 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПраведный Алексий Бортсурманский.doc
    ТипДокументы
    #421281




    Есть в Нижегородской области такое отдаленное село Бортсурманы, находящееся на самой границе с Чувашкой республикой; именно здесь, в 25 километрах от села, переправился некогда Емельян Пугачев со своими людьми через реку Сура. Однако прославилось наше село и наш Пильнинский район не только на всю Россию, но далеко за ее пределами не тем, что проходил здесь некогда маршрут восстания под предводительством Пугачева. Знают Бортсурманы благодаря имени Святого Праведного Алексия Бортсурманского, который родился, жил, служил в нашем селе, здесь же, при храме во имя Успения Пресвятой Богородицы был похоронен, здесь же, в нашем храме покоятся его праведные мощи (был канонизирован в 2000 году); сотни паломников со всех уголков России и из-за границы едут в наше село, чтобы поклониться мощам отца Алексея, просить его о помощи в исцелении своих болезней и избавлении от бед. Именно о Праведном Алексии Бортсурманском (в миру Алексии Гнеушеве) я хочу рассказать в своей работе. Так как из всех наших земляков именно отец Алексей является примером, о котором нужно говорить, передавая память и повествование о его праведной жизни последующим поколения, прося его помощи и благословения во всех наших начинаниях.

    Итак, родился святой праведный Алексий Гнеушев 13(26) мая 1762 года в семье священника. Когда пришло время, отец отдал его в духовную семинарию – в Нижний Новгород. Вышел он из нее на двадцать втором году жизни и перед священством вступил в брак. В том же году был рукоположен преосвященным Нижегородским Дамаскином во диакона к Успенской церкви села Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области), а через тринадцать лет преосвященным Нижегородским Павлом посвящен во священника к той же церкви. При ней он служил до глубокой старости. За 9 лет до кончины вышел за штат, но литургию служил почти ежедневно, богослужения не сокращал, во всём следовал уставу. Последние годы жил в малой келье, специально построенной для него под одной крышей с его домом. Здесь он предался аскетическим и молитвенным подвигам. Носил власяницу, спал на жёстком войлоке, пищу принимал раз в день, мясо не ел, строго соблюдал установленные посты. Семейство отца Алексия состояло из жены Марии Борисовны, женщины очень трудолюбивой и набожной, сына Льва, ставшего также священником, и двух дочерей: Надежды и Татьяны.

    Как говорится в житии, первое время своего служения отец Алексей не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексей рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец, он не выдержал и поехал к нему, но застал крестьянина уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексея, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся домой он уже другим человеком. С этого дня он всего себя посвятил служению Богу и людям. Каждый день он неизменно служил обедню и, насколько было сил и возможности, придерживался монастырского устава. Все время, которое оставалось у него от треб и служб церковных, он принимал приходивших к нему людей. Желавших предпринять какой-нибудь подвиг он или благословлял на него, или же отговаривал, смотря по Божию откровению и указанию; больных и немощных исцелял святыми молитвами своими; страждущих утешал и укреплял словом Божиим; порой читал приходившим к нему наставления, но всегда с такой кротостью и любовью, что невольно привлекал к себе сердца и глубоко действовал на слушателей. Единственно, к кому он относился с большой строгостью, были колдуны и ворожеи; их он даже не впускал к себе и приказывал передавать им, что примет их только тогда, когда они покаются перед Богом и бросят свое бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и всех, кто к ним обращался. Бедных и неимущих отец Алексей наделял, чем мог. Часть денег, которые он получал от богатых почитателей, он отдавал на украшение бортсурманской церкви, остальные раздавал неимущим. Сам он ничего с них не брал, даже за исполнение церковных треб. Бедным раздавал холсты, чулки, лапти собственной работы и другие вещи. Лапти плел обыкновенно после обедни, садясь на лавочке перед своим домом. Очень часто крестьяне, которых постигало бедствие, например, пожар или падеж скота, находили у себя неизвестно кем подкинутые деньги, которые помогали им заново отстроиться и поправить хозяйство. Никто не знал, откуда приходила им эта милостыня, пока однажды не увидели, как отец Алексей тайком клал деньги одному погоревшему мужику. Сам отец Алексей не любил праздности, и других всегда учил трудиться.

    За праведность свою получил отец Алексей от Бога дар целения и прозорливости. Удостоился он также от Бога многих видений и откровений. Одно из видений записано игуменьей Арзамасского монастыря Марией, которую отец Алексий очень уважал и которой рассказывал о себе то, чего не открывал другим людям. Вот как она записала это в своих воспоминаниях: «Во время болезни, когда сей праведный старец лежал на одре своем, он удостоился слышать такое сладкое пение, которое ни один язык человеческий передать не может, и Сама Царица Небесная с великомученицей Варварой, одеянная в белые ризы, посетила раба Своего Страждущего и без всяких врачей сотворила его здрава». Так был спасен отец Алексий Пресвятой Богородицей со одра тяжелой болезни.

    Сам отец Алексей также записывал свои видения и откровения, в его записках говорится, что однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос в царской одежде, пришедший с неба и благословил его. Рядом с Христом стояли три девы в белых одеждах, то есть три добродетели: Вера, Надежда и Любовь. Явилась с неба и Царица Небесная, и слышал он голос: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий» - таково одно из записанных отцом Алексеем откровений.

    Во время войны 1812 года отец Алексей молился за обедней в нашем храме, о том, чтобы даровал Господь России победу над врагом, и вдруг увидел он Ангела, который возвестил ему, что враг будет сокрушен и возрадуется Россия.

    Однажды за обедней, когда отец Алексей произносил слова: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый…» — он услыхал голос, сходящий с неба на Тело и Кровь Христову, и голос тот вещал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». В другой раз святой Алексий услыхал райское пение и увидал Самого Господа, Который повелевал ему пасти стадо Христово: «Паси овцы Моя, паси избранныя Моя, и внемли стаду Моему, Аз же тя поставих над оным стадом горою святою Моею и стража Церкви».

    На вид, как описывают его в своих воспоминаниях знавшие его люди, отец Алексей в это время был совсем дряхлым и согбенным старцем. Лицом своим, как говорят, он был очень похож на преподобного Серафима. Глаза светились миром и любовью, какой-то внутренней духовной радостью и словно озаряли все вокруг него. Взор у него был проникновенный. Казалось, что он насквозь видел каждого человека и читал в его душе самые сокровенные мысли. Так велика была его вера и любовь ко Всемогущему Богу, так глубоки и искренни были его молитвы, что враг рода человеческого, по своей исконной злобе к Богу и людям, не мог оставить его в покое и посылал ему многие искушения. Про искушения эти отец Алексей рассказывал игумении Марии, и вот что ею было записано с его слов: «Во время ночных молитв и поклонов враг так сильно смущал его, что приподымал от земли и сильно ударял об пол, и только Божие подкрепление и защита хранили его. Когда же, по немощи телесной, он успокаивался сном, то и тут бесы не оставляли его разными пилениями; например, толкали его и кричали: «Что ты спишь? Царь идет», или: «Пожар у тебя в келье, и ты погибнешь», или: «Воры расхитят все у тебя!» Каждый раз, пробуждаясь от таких видений, праведный иерей творил поклоны или читал Псалтирь и тем укреплял телесную немощь». Однажды, измученный диавольскими искушениями, отец Алексей молился перед образом Спасителя, чтобы Господь разлучил его душу с телом. В ответ на эту молитву отец Алексей увидал, что образ Спасителя прослезился, и услыхал голос, который обещал ему венец праведный.

    Вот какое предание дошло до наших дней: однажды умер в нашем селе мальчик лет двенадцати. Событие, конечно, печальное, но для жителей села Бортсурманы оно было как гром среди ясного неба. Плач и рыдания вошли почти в каждый дом. Одни винили себя в этой внезапной смерти, другие сокрушались о драгоценной потере. А потеря и в самом деле была велика — по величию дара, которым наделил Господь этого дивного отрока. Он и впрямь точно родился ангелом. Все так и принимали его за ангела. Куда бы он ни пришел, всюду приносил с собой небо. Бывало, дерутся мужики или бабы, друг дружку таскают за волосы, вдруг появится на пороге он, застынет в дверях, не проронит ни слова, только взгляд его такой необыкновенный, такой неописуемо прекрасный, что как увидят его, так и уймутся… А он улыбнется, станет вдруг таким ясным, светлым и выпорхнет вон. И стали замечать, что неспроста он появляется там, где шли ссоры да драки. Ибо стоило ему показаться, как тотчас водворялся мир… За это и прозвали его ангелом. Так и порхал он от избы к избе, лишь к винной лавке никогда не приближался. Никто и никогда не слышал от него ни одного слова, разве родителям что-нибудь скажет. А родители его были простые крестьяне. И когда станет он говорить им о Царстве Небесном, о том, что говорят ему Ангелы, они слушают молча и, ничего не понимая, только крестятся на него, как на святого. И вот пришла беда. По случаю какого-то торжества перепились мужики, пошел разгул чуть не на неделю и завершился, как всегда, побоищем. А мальчик взял да и умер… Как только облетела страшная весть село, поднялся такой вопль, что хмеля как не бывало. Виновники рвали на голове волосы, винили себя в смерти отрока. Бабы выли и причитали, все село, окружив избу, где лежал усопший, плакало и каялось пред Богом в грехах, забыв и о работе, и о хозяйстве. А мальчик лежал в гробу как живой, и на лице его светилась улыбка. Как глянут на него, так то одного, то другого без чувств вынесут из избы. И целую неделю не хоронили его, пока не показались признаки разложения. Тогда принесли гробик в церковь. Началось отпевание. От слез и рыданий ни священник не мог служить, ни певчие петь. Лишь к пяти часам можно было начать подходить к последнему целованию. Все стояли, как на Пасхальной заутрене, с зажженными свечами. Всяк винил себя в его смерти. На тех, кто пьянствовал да дрался, жалко было смотреть… Не менее других переживал это событие отец Алексей. Старенький, согбенный, он отошел от гроба и, войдя в алтарь, стал пред престолом с воздетыми, как на Херувимской, руками. — Боже мой, Боже мой! — громко прозвучали проникновенные, исполненные глубокой веры слова молитвы. — «Ты видишь, нет у меня сил дать отроку сему последнее целование… Не попусти же меня, старца, раба Твоего, иерея, уйти из храма сего посрамленным, да не посмеется надо мною, Твоим служителем, враг рода человеческого, что я по немощи своей прервал требу сию… Не по силам она мне, Господи… Внемли стенаниям и плачу раскаявшихся, внемли страданиям родительского сердца, внемли старческому моему воплю… Не отнимай от нас отрока сего, Тобою данного нам во исправление, для вразумления, для утешения и прославления Имени Твоего Святого… Не Ты ли, Господи, сказал, что дашь все, о чем с верою будем просить Тебя! Не Ты ли, Милосердный, изрек: «Просите, и дастся вам»… Боже Праведный, в храме сем нет никого, кто бы смог подойти к отроку сему с целованием последним… Нет этих сил и у меня, старца… Боже наш, помилуй нас, услыши нас, Господь и Бог мой… Все стихло… Опустившись на колени перед престолом, как с живым уже беседовал отец Алексей с Богом. — Так, Господи, так, но воскреси же его, ибо Ты все можешь, Ты наш Господь и Вседержитель… по смирению, а не по гордости дерзаю…» Обернувшись, отец Алексей увидел мальчика, сидящего во гробе. Склонившись пред престолом, тихо плача, он стал благодарить Господа. Затем с помощью диакона поднялся и, опираясь на его руку, вышел из алтаря. Что творилось в эту минуту в церкви, передать трудно.

    Вообще, много сумасшедших и бесноватых возили со всех сторон к отцу Алексею, и все они выздоравливали по его молитве. Один из них, купец, которого привезли из далека, в память своего исцеления пожертвовал в бортсурманскую церковь чугунный пол, который и был в ней до разорения: во время революции храм ограбили, пол сломали, однако, в напоминание об исцеленном отцом Алексеем бесноватом и сейчас при входе в храм осталась одна чугунная плита, бросающаяся в глаза среди остальных плит, выложенных недавно.

    Многих безнадежно больных и немощных исцелил отец Алексей своей молитвой, многих везли в наше село к старцу и всех он принимал, какое бы ни было время, никому не отказывал. Ни слабость, ни болезнь не останавливали его. В сороковых годах XIX века в городе Курмыш (ныне село Курмыш Пильнинского района) жили муж с женой Растригины. У них была дочь Татьяна, которая с рождения не владела ногами, они у нее были сухими. Наслышавшись много про святость отца Алексея, родители решили отправиться к нему и попросить его помолиться о ребенке. Девочке в это время было шесть лет. Несмотря на то, что сам Растригин был человек состоятельный (он торговал красным лесом и держал паром на реке Сура) и мог бы нанять лошадей, жена его из усердия отправилась в Бортсурманы (двадцать пять верст от Курмыша) пешком, неся всю дорогу ребенка на руках. В Бортсурманы пришли они уже к вечеру. Когда вошли в келью к отцу Алексею, он тут же назвал девочку по имени, хотя видел ее первый раз в жизни, положил руку ей на голову, благословил их обеих и помолился с ними. Благословив, отпустил, сказав, что будет молиться о них. Когда Растригина со своей дочерью отошла двенадцать верст от Бортсурман, девочка стала просить спустить ее на землю. Хорошо знала мать, что дочка ее не сможет сама двигаться, и так ей стало горько от ее просьбы, что она даже заплакала, но все- таки спустила девочку на землю. К великому удивлению своему, она увидала, что девочка ее, слабо шевеля ножками, поползла вперед. Вскоре она взяла ее на руки, но несколько раз по просьбе ее спускала на землю, и каждый раз девочка все лучше и лучше владела ногами. Когда же они пришли в Курмыш, то девочка, уже совсем твердо, стоя на ногах, вошла к себе в дом.

    Вот такие предания о жизни и деяниях Святого Праведного Алексия Бортсурманского рассказывают в нашем селе, и много еще чудес совершил отец Алексей.

    Предавшись посту и молитве, святой старец последние годы своей жизни никуда не ходил, кроме храма и все время прибывал в своей келье.

    С 1 января 1848 года силы заметно стали покидать отца Алексея, он не в состоянии уже был совершать служб церковных, и по просьбе его родные водили его в храм Божий. Несмотря на это, он почитал за великий грех отказывать приходящим к нему и через силу исполнял прошения каждого. К Великому Четвергу Страстной недели он так ослабел, что не в силах был приподняться сам, пройти по комнате, вкушать пищу. Пострадав таким образом до 21 апреля 1848 года, ежедневно приобщаясь Святых Тайн, к великому горю всех его знавших, он окончил свою многотрудную жизнь.

    День его кончины был ясный и теплый. Вся площадь перед нашим храмом была полна народа, который сошелся, чтобы в последний раз увидеть отца Алексея. Говорят, что перед своей смертью он утешал всех, кто печалился остаться без его покровительства и помощи, обещал не забывать тех, кто будет чтить его память.

    Рассказывают еще, что перед смертью отец Павел завещал похоронить себя рядом с отцом Алексеем, так чтобы гробы их касались стенками, однако, когда начали разрывать землю (время было зимнее), то лом, которым работали. Согнулся в дугу; принесли новый лом, он так же, как и первый, согнулся дугой. Тогда отцу Павлу вырыли могилу, хотя и рядом с отцом Алексеем, но все – таки не совсем вплотную с ним. Как отнесли могилу подальше - ни один лом уж больше не сгибался.

    Множество чудес творил Святой Алексий при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Недаром еще до его всероссийского прославления (в августе 2000 года) почитал его народ своим скорым помощником и молитвенником перед Богом.

    Каждый житель нашего села с самого детства знает все о праведной жизни отца Алексея, старики рассказывают молодым о чудесах, которые совершал Праведный старец при жизни и после смерти, и, проезжая мимо нашего храма, жители села крестятся и говорят своим спутникам: «В нашей церкви отец Алексей воскресил мертвого мальчика». И завязывается беседа, в продолжении которой мой земляк, как всегда это бывает, повествует приезжему о жизни Святого Праведника и долго тянется беседа, заканчивающаяся чаще всего на месте первоначального захоронения Алексия Бортсурманского смиренного молитвенника за всех притекающих к мощам его. И встречает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, отец Андрей, все новых и новых паломников со всех уголков нашей страны. Едут они поклониться мощам Праведного отца Алексея и просить его заступления и молитв за них, и никого не оставляет отец Алексий, каждый находит помощь - приезжают они в следующую паломническую поездку, рассказывают о чудесном исцелении и помощи по молитве Святого и воздают ему благодарственную молитву.

    Список литературы

    1. Святой Праведный Алексий, бортсурманский чудотворец. С. Николо-Погост: Родное Пепелище, 2006

    2. На четырёх холмах. В. И. Мельникова. Арзамас, 2001

    3. Легенды и предания, записанные со слов жителей села Бортсурманы


    написать администратору сайта