естественный отбор и социальная солидарность. Естественный отбор и социальная солидарность в современном общес. Естественный отбор и социальная солидарность в современном обществе
Скачать 18.12 Kb.
|
"Естественный отбор и социальная солидарность в современном обществе" Естественный отбор – процесс, благодаря которому в популяции увеличивается число тех особей, которые отличаются максимальной приспособленностью к постоянно меняющимся биологическим и социальным условиям. В то же время, количество слабых особей, не способных приспособиться к новым условиям, уменьшается. Основной принцип естественного отбора в социологии, впервые провозглашенный британским философом Гербертом Спенсером, заключается в том, что общество функционирует, прежде всего, через конкуренцию и конфликт и что самые приспособленные выживают и процветают, а слабые и плохо адаптируемые уничтожаются. По мнению социал-дарвинистов естественный отбор, как источник эволюционных изменений, существует в обществе. Оно развивается эволюционно, подобно живому организму. Если в дарвиновской теории естественный отбор и выживание в процессе адаптации предполагали случайные вариации, возможное появление чего-то иного, то у неоламаркиста Спенсера адаптация имела цель, она направлена на «выживание наиболее приспособленных», в смысле отбора наилучших, сильнейших, на сохранение и передачу полученных свойств следующим поколениям. Именно в спенсеровском направлении развивались концепции социального дарвинизма. Спенсер считал, что в древних военных обществах естественный отбор осуществлялся с помощью войн, в то время как в современном ему промышленном обществе эту роль выполняла конкуренция. По моему мнению, естественный отбор так же является двигателем эволюции в нашем современном обществе. Здоровая конкуренция заставляет общество и промышленность развиваться. Слабые компании, не способные выпускать продукцию, имеющую большой спрос, или не предоставляющие товар хорошего качества и широкого функционала, уходят с рынка, в то время как другие, выполняющие запросы потенциальных клиентов, остаются и развиваются. Это так же применимо к отдельным индивидам общества. Более развитые личности способствуют развитию цивилизации, вносят свой вклад в общественный и научный прогресс. Но я не считаю, что морально является правильным разделять людей на слабых и сильных, угнетать первых и превозносить вторых, ведь современное общество предполагает толерантность и гуманность, что противоречит подобному разделению индивидов. Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое. Для ранних обществ характерна механическая социальная солидарность, основанная на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», а разделение труда примитивно и незначительно. В развитых обществах разделение труда является сложным и высокодифференцированным. Люди зависят друг от друга именно в силу имеющихся между ними различий. Подобно органам в организме, в дифференцированном обществе все индивиды связаны воедино. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органическим. Я считаю, что в современном обществе существуют оба вида социальной солидарности, но преобладает органический тип. Человечество развивается благодаря тому, что люди умеют находить общий язык, сотрудничают и помогают друг другу. Индивидуальность каждого человека, собственные идеи, мысли, чувства, мышления помогают делать новые открытия и развивать их. Благодаря разным формам выражения поддержки одних людей другими, таким как толерантность, сочувствие, согласие, одобрение и помощь, появляется стимул к развитию. В отличие от механической солидарности, органическая даёт больше возможностей для развития личности, что впоследствии приводит к развитию общества в целом. Социальная солидарность- это многоплановое явление, которое заставляет общество работать как единый организм. В заключении я хочу сказать, что и естественный отбор, и социальная солидарность проявляются в современном обществе, но немного иначе, нежели в обществе древнем. Во-первых, современное человеческое сознание, идеология и принципы отсеивают все жёсткие и кардинальные методы естественного отбора, такие как абсолютная конкуренция, военные конфликты и полное подавление слабой личности. Во-вторых, органическая социальная солидарность стала ведущей в обществе, что означает отказ от подавления индивидуальности и принципа «единого сознания», потому что чем органичнее работает организм общества, тем больший потенциал развития он имеет. |