шпаргалка по ландшафтым. Естественнонаучные и социальноэкономические предпосылки возникновения ландшафтоведения
Скачать 463.5 Kb.
|
Процессы антропоэкотонизации ландшафтной сферы В связи с хозяйственным воздействием на ландшафт, а также вследствие существования ландшафтных полей конструктивных (антропогенных) геосистем, формируются обширные переходные зоны между различными типами ландшафтов. Особенности переходных зон:
Эти переходные зоны напоминают экотоны, но имеют как бы обратные свойства экотоны. Например: природная зона города, зона влияния водохранилищ, зона влияния промышленного предприятия. Происходит антропоэкотонизация ландшафтной сферы. Цепные реакции деструктивных ландшафтных изменений Очень часто в результате природопользования первоначальное воздействие человека на определенный ландшафт приводит к дальнейшим цепным реакциям, т. е. последовательной системе деструктивных (негативных) преобразований исходного ландшафта. См. выше описанный пример: разрушение влажных субэкваториальных лесов идет не только за счет необратимых процессов, но и представляет собой пример цепных реакций. При проектировании геосистемы мы обязательно должны прогнозировать деструктивные изменения (при начальном проектировании Северо-Крымского канала, не было учтено облицевание канала, что вследствие цепных реакций привело к: утечке воды (проникновение в более глубокие горизонты) растворение погребенного соленостного горизонта подъем воды по капиллярам засоление почв. Аппликативные процессы Аппликативные процессы, т. е. наложенные процессы, когда тенденция влияния антропогенных процессов накладывается на тенденцию развития природных процессов (например: на ЮБК развиты в естественные оползневые процессы, а деятельность человека (подрезка склонов, увлажнении склонов, способствует активизации оползневых процессов и увеличивает их амплитуду). Существует 3 вида аппликативных процессов:
Классификация современных ландшафтов (по В.А.Николаеву) см. рис1.
3. Антропогенно-регулируемые Природно-хозяйственно эксплуатационные
Защитно-экологические ландшафты
Функции современных ландшафтов функции геосистемы
Понятие оптимизации ландшафтов Оптимизация ландшафтов — это действия, направленные на приведение геосистем в состояние в котором они способны выполнять максимально аффективно заданные функции, но при этом в самом ландшафте не происходят неблагоприятные изменения в течении неопределенно длительного времени. Первым шагом оптимизации является определение ландшафтно-экологических приоритетов развития региона. Это означает ранжировать виды функций в направлении их значимости для данного региона (специализация, уникальность природных условий и др.). Оптимизация ландшафта базируется на ниже рассмотренных принципах
Ландшафтно-экологический потенциал ландшафта. Это способность ландшафта выполнять заданную функцию без ущерба для себя. На основании ландшафтно-экологического потенциала определяется устойчивость ландшафта к внешним нагрузкам. Понятие «культурный ландшафт» —это ландшафты, выполняющие заданные функции, отличающиеся эстетичностью и организованностью структуры и минимальным развитием или отсутствием деструктивных процессов. Пример: парки Петергофа, Ливадийский, Воронцовкий дворцы и др. Культурными принято в наше время называть не все антропогенные ландшафты, а только те из них, которые действительно отвечают высоким экологическим требованиям рационального природопользования. В толковом словаре "Охрана ландшафтов" мы находим следующее определение: "Культурный ландшафт - сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды " [29, с. 112]. Более лаконично, но в том же духе характеризует культурный ландшафт один из крупнейших отечественных экологов Н. Ф. Реймерс: "Ландшафт культурный - целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами " [33, с. 262]. По А. Г. Исаченко, культурному ландшафту "...должны быть присущи два главных качества: 1) высокая производительность и экономическая эффективность и 2) оптимальная среда для жизни людей, способствующая сохранению здоровья, физическому и духовному развитию человека " [16, с. 349]. Из приведенных определений очевидно, что в составе современных антропогенных ландшафтов могут быть ландшафты различной степени экологического совершенства. К истинно культурным, к сожалению, относится лишь малая часть их. Преобладают же антропогенные ландшафты, нуждающиеся в оптимизации природопользования. Порой среди антропогенных ландшафтов встречаются акультурные, возникающие в результате нерациональной хозяйственной деятельности, деградированные ландшафты, обобщенно именуемые антропогенным бедлендом. Это - антропогенные пустоши, эродированные, дефлированные, засоленные и заболоченные земли, загрязненные производственными и бытовыми отходами, утратившие свой экологический потенциал. Принцип природно-антропогенной совместимости (коадаптивности). Сущность: нужно вести хозяйство так, чтобы хозяйственная подсистема была совместима с природной, хотя бы на уровне совместимости компонентов естественного ландшафта. В пространственном аспекте (структурную геоэкологическую коадаптивность), можно представить через коадаптацию хозяйственной и природной подсистем в пределах объекта природопользования и коадаптацию данного объекта с окружающей средой. Коадаптивность ПХТС рассматривается как совместимость хозяйственной подсистемы относительно свойств компонентов ландшафта и его структуры, а также всей ПХТС с окружающей средой. Оценить геоэкологическую коадаптивность можно используя такой показатель как степень коадаптивности, отражающий количественно или качественно реальный уровень коадаптивности (совместимости) хозяйственной подсистемы с природной в заданном пространственно-временном срезе Правило необходимого структурно-функционального разнообразия в ландшафтном планировании. Состоит в том, что создаваемые человеком ландшафты должны быть не менее разнообразны, чем исходные природные ландшафты. Исходные природные геосистемы как правило более разнообразны в вертикальном и горизонтальном отношениях. Разнообразный ландшафт более устойчивый, чем ландшафт с пониженным разнообразием. Например. В большинстве случаев современные с/х ландшафты многокультурные, что не соответствует природным ландшафтам. Организация селитебного, рекреационного ландшафтов должно отличаться разнообразной горизонтальной структурой Экологическая инфраструктура природно-антропогенных ландшафтов. Экологическая инфраструктура — это естественные ландшафты и созданные по их подобию геосистемы, направленные на поддержание экологического равновесия окружающей среды. Главная функция экологической инфраструктуры средообразующая и средорегулирующая. К средообразующим геосистемам отнесем как типичные для региона системы, так и искусственно созданные: различные естественных лесов и искусственных насаждений (леса, лесополосы и лесопарки) с/х угодий, городских зеленых насаждений, кустарниковых зарослей, степей и пустынь, аквальных комплексов и др. Каждая из них в структуре ландшафтной сферы выполняет свою функцию. Аквальные комплексы регулируют газовый и температурный состав атмосферы; пустынные - снабжают ландшафтную сферу минеральным веществом, так необходимым, в частности, тропическим лесам и др. Элементы экологической инфраструктуры:
Ландшафтное обоснование природопользования Ландшафтное обоснование дается всем видам природопользования: изучаются свойства компонентов ландшафта, структура, временные аспекты его функционирования, устойчивость ландшафта к различным видам нагрузок и др. При ландшафтном обосновании природопользования дается оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС), мониторинг, экологическая экспертизе и аудита, территориальное планирование). Устойчивость ландшафта к внешним нагрузкам. Виды устойчивости. Устойчивость ландшафта — это его способность сохранять свою структуру и тип функционирования к данному виду нагрузки. Ландшафт устойчив к одним видам воздействия может быть неустойчив к другим. Например, лес на крутом склоне устойчив к рекреационным нагрузкам, но к вырубкам неустойчив и трансформируется в заданном направлении (эрозия, денудация, кустарниковая степь). Виды устойчивости:
Устойчивость ландшафта к разным видам нагрузок зависит от типа ландшафта, от его зональной принадлежности. положение геосистем на водоразделах или в понижениях в зависимости от степени её лесистости и др. В зависимости от устойчивости ландшафта разрабатывают антропогенные нагрузки на ландшафт. Эстетика и дизайн ландшафта. Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных шафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. В географической науке эстетика ландшафта делает первые шаги, хотя еще в начале XX в. В.П. Семенов-Тян-Шанский и А. Геттнер обратили внимание на эстетическую ценность ландшафта, духовную значимость пейзажной среды. В.П. Семенов-Тян-Шанский писал о необходимости географического изучения пейзажей, в том числе ландшафтных (пейзажных) тонов, запахов и звуков, считая, что "у географии изо всех наук наиболее тесное соприкосновение с искусством" [18, с. 261]. Методология ландшафтной эстетики пока относительно бедна. Помимо собственных разработок она, очевидно, должна опираться на философские основы эстетики и эстетику искусства с их богатейшим теоретическим арсеналом Большинство мыслителей прошлого и наших дней сходятся во мнении, что красота есть функции гармонического устройства мира. Красота — воспринимаемый нами порядок, присущий объективной реальности. Такой была эстетическая позиция Платона, пифагорейцев, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и многих других сторонников, как материалистических взглядов, так и объективного идеализма. Системно организованный ландшафт упорядочен в пространстве и времени. Этим он и прекрасен. Со времен В.В. Докучаева и Л.С. Берга гармония ландшафта понимается прежде всего как закономерная генетическая и функциональная сопряженность слагающих его природных компонентов. Компонентная упорядоченность выражается в строгой стратиграфической последовательности пронизатающих друг друга геогоризонтов. Ими формируется вертикальная структура геосистемы. В каждом природном регионе обнаруживаются типовые сопряжения, своего рода стандартные наборы вертикальных структур. Их анализ и типология дают основания для систематики ландшафтов. Познание связей и взаимообусловленности природных компонентов доставляет исследователю истинное эмоциональное наслаждение. Изоморфные блоки образуют горизонтальную структуру ландшафтов. Изоморфизм в устройстве мира был подмечен еще в античной древности. Гераклит, Пифагор, Аристотель и другие полагали, что в организацию природы заложены определенные шаблоны, согласно которым она состоит из сравнительно простых, закономерно сочлененных конструкции. Таково же по смыслу современное понимание морфологической структуры ландшафта, состоящей, как известно, из взаимосвязанных генетически и функционально морфологических единиц (фаций, подурочиш, урочищ, местностей). Их чередование и взаимное расположение в пространстве подчиняются законам ритма, симметри, фракталь-ности, нуклеарности и др. Иными словами, морфологическая структура ландшафтов зиждется на законах гармонии. Залогом тому сама природа человека, рожденного эволюционирующим миром и подчиняющегося всем его законам, в том числе законам гармонии и красоты. Эстетические идеалы человечества веками и тысячелетиями формировались гармонией среды. Поэтому прекрасное для одного предположительно должно быть прекрасно и для другого. ] В свое время И. Кант высказывал догадку о сверх-субъективной_всеобщности ощущения прекрасного. Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. Видимо, не случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А. С. Пушкина и А.А. Ахматовой. В эстетическом воспитании роль ландшафтной среды важнее искусства. В этом мнении сходятся философы (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Н.А. Бердяев), педагоги (К.Д. Ушинский), художники (Н.К. Рерих). В дневниках П. И. Чайковского находим запись: "Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства". Однако обратимся к научным разработкам. Интересные мысли по данному поводу высказал Феликс Патури: "Вольно или невольно человек берет за образец окружающий его мир, когда он стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его со всем тем, что его окружает... И если один и тот же архитектурный принцип, тысячекратно варьирующий в царстве флоры, вновь и вновь оказывается в поле зрения человека, то это не прохояпт бесследно" [12, с. 78|. В сказанном можно найти аналогию с принципом симметрии, обоснованным Пьером Кюри: симметрия порождающей среды накладывается на симметрию тела, образовавшегося в этой среде. Иными словами, системно организованная природная среда оказывает мощное информационное давление на человека, принуждая адекватно воспринимать ее гармоничные формы. Информационный анализ, заинтересовавший психологов искусства А. Моля, Р. Арнхейма и др., давно применялся в эстетике ландшафта. Одну из наиболее развернутых программ такого анализа предложили литовские специалисты во главе с К.И. Эрингисом. Была разработана методика "детального структурного исследования элементарных единиц пейзажа". Признаками эстетичности пейзажа названы: многоплановость, ярусномть, на-личие пейзажной доминанты,. кулисы, окаймляшие пеизаж,_красочность, сезонная и суточная ритмичность,. девственность, отсутствие антропогенных разрушений и др. Особо в эстетическом плане оцениваются рельеф, воды, растительность, антропогенные объекты. Каждый из показателей определяется неким числом условных баллов. Общая оценка эстетических достоинств пейзажа определяется путем их суммирования. Параллельно была разработана методика ландшафгно-эстетического картографирования, составлены первые карты эстетической оценки ландшафтов. Пока в них используется традиционная генетическая классификация ландшафтов. В дальнейшем для этих целей, видимо, следует создать специальную классификацию пейзажей, основанную на визуально воспринимаемых эстетических признаках. Ландшафтный дизайн. Прикладной стороной эстетики ландшафта является дизайн ландшафта, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты. По мнению архитекторов: «Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта». В связи с этим ландшафтный дизайн следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых (незастроенных) пространств антропогенных ландшафтов. Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Дизайн во многом формирует внешний облик – пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения. Главным объектом ландшафтного дизайна, как правило, является экологический каркас хозяйственно освоенной территории -–разного рода зеленые насаждения, водоемы и др. Особенно велика роль ландшафтного дизайна в художественном конструировании открытых городских, рекреационных и других средообразующих геосистем. Геосистемы иного функционального назначения, например сельскохозяйственные, промышленные, энергетические, транспортные, также нуждаются в нем. Однако далеко не всегда становятся его объектом. Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармонического сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии – асимметрии, ритма, контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта. Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландщафтного пространства как в территориальном, так и временном аспектах. Истоки современного ландшафтного дизайна следует искать в садово-парковом искусстве. Выработанные им на протяжении веков законы, правила, нормы и в наше время играют определяющую роль в художественном оформлении антропогенного ландшафта. |