Главная страница
Навигация по странице:

  • История

  • Армянская Церковь и Православие

  • Армянская Церковь: отличия от Православ

  • Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

  • Политика России на православном Востоке

  • 2 ГЛАВА: СОВРЕМЕННЫЕ АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ Храм Бдящих Сил (Звартноц)

  • Церковь Пресвятой Девы Марии

  • ыва. Документ Microsoft Word (2). этапы формирования 4 век конец 19 века армения христианская страна


    Скачать 1.85 Mb.
    Названиеэтапы формирования 4 век конец 19 века армения христианская страна
    Дата29.12.2022
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипГлава
    #868974

    1 ГЛАВА: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ 4 ВЕК – КОНЕЦ 19 ВЕКА

    Армения — христианская страна

    Первой страной, принявшей христианство как государственную религию, стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

    История Армянской Апостольской Церкви

    Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую. Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы. А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

    Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной. В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями. Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

    Армянская Церковь и Православие

    Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

    Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших  одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

    Армянская Церковь: отличия от Православия

    Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

    В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

    На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная. 

    Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

    Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

    В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также  характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

    Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

    Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

    В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

    Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

    Святой Никита Стифат писал:

    “честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

    При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси  всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

    Политика России на православном Востоке

    Первые контакты Александрийского патриархата и Москвы относятся ещё ко времени правления Василия III и Ивана IV, оба царя оказывали поддержку египтянам.

    Император Николай I пожаловал значительную сумму на нужды Православной Церкви в Египте. На эти деньги патриарх Иерофей I построил в Каире новую резиденцию, украшал церкви, открывал училища. При патриархе Иерофее II (1847-1858) Московским митрополитом Филаретом состоялась передача Александрийскому Патриархату храма свт. Николая в Москве для устроения там подворья (1855).

    В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. В 1882 году было образовано Православное палестинское общество, переименованное позже Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц.

    В начале XIX века сначала Восточная, а позже Западная Грузия были присоединены к Российской империи, автокефалия же Грузинской Церкви была упразднена. В феврале 1917 года в России произошла революция, а 12 марта в Грузии было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 году при Московском патриархе Сергии и католикосе-патриархе Каллистрате.

    В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительствовать православным валахам и молдаванам. В 1789 году Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия. По Бухарестскому договору 1812 года, в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), в то время как на территориях Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов.

    В 1945 году при содействии Русской Православной Церкви была преодолена греко-болгарская схизма. 10 мая 1953 года на Третьем Церковно-народном соборе был выбран и торжественно интронизирован Болгарский патриарх Кирилл. Законность этого акта была признана Константинополем лишь в 1961 году по настойчивому ходатайству Русской Православной Церкви.

     

    1) от основания до раскола 491: Традиция считает, что христианство в Армению принесли апостолы Фаддей и Варфоломей. Однако реально распространение христианства среди армян начинается с деятельности Григория Просветителя. Его проповедь привела к принятию христианства армянским царем Трдатом. Признанной датой этого события считается 301 г. раскол начался в в IV в, но фактически произошел во 2-й половине V в, когда армяне не признали Халикдонский собор 451, а после в 491г. приняли «Энотикон» Зинона. Армянская церковь утвердилась административно и литургически (перевод Библии нач V в);

    2) от раскола 491 и до падения Армении: попытки компромисса, в тч монофелитского (630-632);

    3) с XI в до раскола 1441 – после захвата Сиса (Киликия) мамлюками в Эчмиадзине был избран альтернативный католикос.

    4) c раскола 1441 по наши дни – долгое время под властью осман, резня начала XX в, в составе СССР, современный этап (4,6 млн верующих, широко рассеянных по миру – только 2,6 млн в Армении).

    2 ГЛАВА: СОВРЕМЕННЫЕ АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ

    1. Храм Бдящих Сил (Звартноц)



    Руины одного из прекрасных и уникальных сокровищ армянского зодчества, Храма Звартноц в Армении, находятся в 10 км. западнее города Еревана. По дороге в город Вагаршапат, слева, можно увидеть стелу-указатель со скульптурой орла. Это и есть вход на территорию известной в Армении достопримечательности - археологического заповедника и музея Храма Звартноц.

    Уникальность Храма состоит в том, что раньше в Армении церкви строились в архитектурной форме базилик, крестово-купольных и других подобных сооружений, в основе которых были квадратно-прямоугольные формы. Замысел строительства круглой в плане церкви с надстроенными кругами меньшего диаметра стало новым течением в архитектуре Армении и использовалось в строительстве вплоть до 10-11 веков. Причиной стали землетрясения в разных регионах Армении, которые показали, что здания подобной формы не устойчивы к колебаниям земной коры.

    Идея строительства такого храма принадлежит католикосу армянской апостольской церкви Нерсесу III, прозванного в народе «строителем». Построен он на месте встречи будущего католикоса Григория Просветителя и царя Армении Трдата III, где они договорились о принятии христианства государственной религией. Строительство Храма Звартноц длилось с 641 по 652 г.

    Храм Звартноц (Бдящих Сил) был настолько величественым и красивым, что молва о нем распространилась далеко за пределы Армении. Высота храма была около 49 м. Здание представляло собой три, уменьшающихся по диаметру и высоте, круга надстроенных друг на друга. Весь облик строения храма Звартноц в Армении, казалось, тянулся ввысь. Этот эффект был достигнут и за счет геометрических пропорций деталей внутри храма, и за счет его наружного освещения. Казалось, что купол парит высоко в небе. Храм был внутри богато украшен мозаикой, фресками, орнаментами, скульптурным рельефом, а снаружи великолепной геометрической и растительной резьбой орнаментов на камне. 

    К сожалению, уже к концу X века храм Звартноц в Армении был разрушен. Источников точной версии его разрушения не сохранилось. По некоторым версиям – землетрясение, по другим – разрушили арабские войска, по третьей – арабы ослабили несущие стены и во время землетрясения он рухнул.

    Рядом находятся руины дворца и жилых помещений католикоса, в стороне руины прочих помещений, бань, келий, места для производства вина.

    Археологическая территория, где проводились раскопки, и руины Храма Звартноц в Армении были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году.

    Достопримечательность Армении, известный во всем мире Храм Звартноц, или как его еще называют Храм Бдящих Сил, обязательно стоит увидеть, если Вы планируете путешествие по Армении.  

    1. Храм Гарни



    На востоке Армении, в области Котайк, в 28 км. от города Еревана, находится живописное село Гарни. Одной из достопримечательностей данного села является одноименный Храм, посвященный богу солнца Митре. Это единственный, сохранившийся на территории Армении, храм, относящийся к языческому и эллинистическому периоду. 

    В начале вас встретят полуразрушенные стены крепости Гарни, возведенные по некоторым данным еще в бронзовый период. Крепость, согласно клинописи найденной на территории, была завоевана урартским царем Аргишти I в первой половине VIII века до н.э. В дальнейшем, она стала летней резиденцией царей и важной оборонительной точкой. Место расположения крепости находилось в стратегически выгодной, уже природой продиктованной, местности. Треугольный мыс, где она расположена, с юга и юго-востока защищен ущельем с отвесными скалами. Единственный проход находился с северной стороны, которая полностью была огорожена и защищена крепостной стеной с 14-тью прямоугольными башнями. Изучение кладки крепостной стены свидетельствует, что она достраивалась и в другие периоды. 

    Достопримечательность Армении - Храм Гарни, исходя из надписи на камне, был построен царем Трдатом I во второй половине I века. Архитектурный стиль храма соответствует архитектуре Малой Азии. Храм находится на подиуме, к которому ведут 9 широких, высоких ступеней, и представляет собой 24-х колонный периптер. Внутри находится алтарь, где, на его возвышении, стояла статуя бога солнца, а перед ним жертвенник. Храм был разрушен вследствие землетрясения в 1679 г. При восстановлении использовали найденные фрагменты, а недостающие были заново вытесаны из базальта. Сам храм был богато украшен орнаментами, барельефами, вырезанными в камне, что свидетельствует, о высоком развитии скульптуры в древней Армении.

    Тонкая работа армянских мастеров всегда поражает своей красотой и самобытностью. В узорах просматриваются традиционные древнеармянские мотивы, символы. На территории храма находятся: баня, построенная в III веке, руины дворца, церкви и прочих хозяйственных помещений. Комплекс Гарни был удостоен премии ЮНЕСКО – Греция 2011 имени Мелины Меркури.

    Планируя свое путешествие в Армению, рассматривая различные варианты экскурсионных программ, советуем нашим туристам обратить внимание на Храм Гарни, который является одной из важнейших достопримечательностей Армении.

    1. Церковь Пресвятой Девы Марии



    Это армянская церковь на Армянской улице в городе Ченнаи, Южная Индия. Одна из старейших церквей Индийского субконтинента. Славится своей колокольней из шести колоколов. Построена церковь в 1712 году и реконструирована в 1772 году. Церковь не действовала почти полвека, поскольку сильно пострадала в результате стихийных бедствий. Благодаря усилиям армянской диаспоры Калькутты храм был полностью восстановлен и вновь освящен в ноябре 2008 года.

    1. Монастырь святого Фаддея (Кара-Келиса) (Сурб-Тадевос-Ванк) 



    недействующий армянский монастырь, находящийся в провинции Иранa Западный Азербайджан, в районе Чалдоран (шахрестан) в 20 км от г.Маку. Назван по имени апостола Фаддея, предполагаемая могила которого расположена на территории монастыря. Легенда гласит, что первая церковь при могиле святого возникла здесь в 68 году н.э. Первые сведения о монастыре датируются VII веком. Современное здание основного собора было сооружено в 1329 году, на месте прежнего, разрушенного землетрясением. Большинство других сооружений монастыря относится к началу XIX века, когда он был реконструирован при содействии иранского принца Аббаса-Мирзы. Служба, проводящаяся в главной церкви монастыря один раз в год (2 июля — в день святого Фаддея), привлекает армянских паломников со всего Ирана.

    1. Иерусалимский храм Воскресения Христова (325-326 год)



    более известный как храм Гроба Господня, который стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, к Армянской апостольской церкви относится храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии»

    3 Глава: Комплекс Армянской Церкви в Томске



    написать администратору сайта