|
История образования и педагогической мысли. история образования и педагогики таблица. Этапы, представители педагогической мысли Ведущие идеи
История и методология педагогической науки
Этапы, представители педагогической мысли
| Ведущие идеи
| История развития образования за рубежом
| Школа и воспитание в Древнем мире
| Педагогическая мысль в Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель и др.)
| Сократ:
- право на образование. "Могучие духом..., если получат образование..., становятся отличными..., полезными деятелями. Оставшись без образования..., они бывают очень дурными, вредными людьми".
- главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование ученика, его личностный рост, а не просто подготовка к реальной жизни и быту;
- истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет;
- диалектика - как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов (в поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении).
Платон:
- принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад, должны по мере сил получить образование". В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами – воспроизведением настоящих»;
- при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности человека;
- идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения;
- каждый человек владеет многообразием знаний.
Аристотель:
- общество нуждается в создании системы государственных школ, в определенных методах воспитания с учетом возрастных особенностей детей;
- возрастная периодизация, с помощью которой объяснины закономерности развития, особенности того или иного возраста
- целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве;
- допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов.
- о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем;
Демокрит:
- процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека;
- формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства;
- значимая роль среды общения в воспитательном процессе.
| Средневековая школа
| Образование в Древнем Риме (Марк Фабий Квинтилиан)
| Крупнейшим представителем педагогической мысли Древнего Рима являлся Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.). Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Серьезное внимание Кинтилиан уделял учету возрастных особенностей детей, особенно младшего возраста. Решительно выступал он против телесных наказаний, оскорбляющих чувство чести.
Критикуя семейное воспитание, Квинтилиан требовал от родителей, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное. Это, как утверждал он, следовало учитывать и при выборе товарищей-сверстников, и педагогов. Квинтилиан разработал методические рекомендации по обучению детей грамоте, став, по сути дела, первым в истории педагогики методистом.
| Период раннего средневековья (рыцарское воспитание, церковные школы, городские школы, университеты, учение Фомы Аквинского)
| В Средние века религия приобрела авторитарный характер. Огромную роль в этот период в становлении молодежи играла семья, осуществлявшая воспитание, прежде всего, в духе следования сословным, клановым традициям. Наиболее ярко сословность проявлялась в системе рыцарского воспитания. Его содержанием было семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Книжная образованность, по сути дела, презиралась.
Уже в раннее Средневековье стала формироваться целостная система школьного образования. Немногочисленные школы обычно существовали при церковных приходах и монастырях. В церковных школах обучались чтению и письму, что было наиболее важным. Большое значение придавалось и обучению церковному пению. В школах обучились только мальчики и юноши, не было ни определенных сроков, ни деления на ступени. Характерной особенностью средневековой школы была суровость, жестокость наказаний. Применяли карцер.
Укрепление и развитие в XIII-XV вв. городов, ставших центрами ремесла и торговли, привело к существенному росту потребности в грамотных и подготовленных людях для выполнения практических дел. В результате стали возникать, наряду с церковными, и городские школы. Кроме чтения, письма и счета в них давались знания профессионального характера. При этом религия оставалась обязательным предметом.
Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Сначала они возникали как корпорации (объединения) учителей и учащихся и лишь постепенно приходили к структуре высшего учебного заведения. Их возникновение было связано с потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки. Первые университеты появились в XII веке в Италии, затем во Франции, Англии: это Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский. Средневековый университет имел факультета: артистический
(подготовительный), богословский, медицинский или юридический.
В период Средневековья получила развитие схоластика, которая стремилась примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру. Главным представителем и создателем этого направления был Фома Аквинский (1225—1274). В качестве основы для своих логических построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использовал логику Аристотеля. На ее основе он строил утверждение о незыблемости религиозных идей, о Боге как конечной цели всякого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были приняты церковью.
Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную «науку» словопрения, однако на протяжении столетий она господствовала в обучении. При этом многие университеты противостояли схоластке, развивая научную мысль.
| Период Реформации и Возрождения (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томмазо Кампанелла)
| Реформация представляла собой религиозное движение, возникшее в Европе в XVI в. Оно было направлено против католицизма, выступало, прежде всего, за изменение религиозных установлений и требований. В результате Реформации возникло новое направление в христианстве - протестантизм. Его основу составил протест против жестокости требований к человеку в католической религии.
Протестанцизм привел к прогрессивным реформам в области школьного дела. Они были основаны на идеях о доступности школы и равенстве прав на образование. В европейской культуре постепенно складывался новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Началась эпоха, получившая название Возрождение.
Возрождение связано с изменениями в экономической и культурной сферах. Это был период расцвета науки, искусства, литературы. Совершались великие географические открытия. Эпохе Возрождения принадлежат имена Коперника, Галилея, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Петрарки, Боккаччо.
Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за свою независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре и Томазо Кампанелла.
Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы.Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.
Идеи Возрождения получили свое отражение в педагогических учениях, появившихся в этот период. Гуманизм как исходная основа определял ценность гуманитарного знания. Одновременно с этим в обучение включались предметы, связанные с природой, которая рассматривалась как сфера жизни и развития подрастающего человека. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV—XVI вв. школы продолжали оставаться типично средневековыми, схоластическими.
Таким образом, в обществе все активнее начинали высказываться сомнения относительно формировавшегося веками взгляда на мир как на нечто, не поддающееся научному объяснению, и человека как существо, наделенное от рождения пороками. Постепенно пробивались ростки научного знания, развивались идеи о сущности человека, о его воспитании.
| Педагогика и школа в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
| «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского
| - воспитание детей в духе христианской протестантской церкви;
- коллективность и целостность, т.е. организация детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени;
- обоеполость образования, т.е. общее образование для мальчиков и девочек;
- понятие школьного года и связанного с ним понятия программы;
- деление учебы на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика;
- требование наглядности, т.е. любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами.
- подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах;
- умение педагога не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение.
| Педагогические идеи Джона Локка
| - важные воспитательные средства – это положительный пример, среда, окружение ребенка;
- необходимость избегать как наказаний, так и особых поощрений и наград;
- цель образовательной программы - развитие у учащихся способностей к самостоятельному мышлению, сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору;
- превосходство умственного воспитания над физическим и нравственным.
| Теория «свободного воспитания» Жан-Жака Руссо
| - воздействие на ребенка трех факторов воспитания: природа, люди, предметы и явления;
- уважение личности ребенка;
- необходимость считаться с интересами ребенка;
- направляющая роль воспитателя;
- развитие у ребенка самостоятельности, умения наблюдать, сообразительности;
- возрастная периодизация (4 периода).
| Педагогическая наука и система образования в Европе XIX века
| Иоганн Генрих Песталоцци
| Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. Утверждал, что цель обучения – в формировании человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он – один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармоническое развитие человека.
Педагогические принципы Г. Песталоцци:
1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.
4. Необходимо бороться с вербализмом, "словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов".
5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
| Иоганн Фридрих Гербарт
| Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими. Гербарт утверждал, что расширяя опыт, можно развить знание, а расширяя социальное общение — развить чувства. Он сделал два важных вывода:
1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).
2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание.
Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики. Цель воспитания он определяет так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность». «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им ' опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называет их эстетическими представлениями. Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», т.е. все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания, состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.
Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.
| Фридрих Адольф
| Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег родился в 1790 г в городе Зиген в Пруссии. В основе педагогических взглядов Дистерверга лежат три принципа:
1. Природосообразности – «фундамент педагогики», считал, что этот принцип должен быть лишен конкретного предметного содержания. В основе принципа лежал генетический подход. Необходимо развивать всё положительное, что заложено в человеке от природы. Процесс должен быть безостановочным, непрерывным и опираться на естественные ступени развития человека. Он создает возрастную периодизацию, в которой он не учитывает дошкольный возраст и выделяет три ступени школьного воспитания:
1. От 6 до 9 лет – ступень, на которой преобладают ощущения, чувственной познание, этому периоду характерны физическая активность, игра воображения, интерес к сказкам и рассказам, трансформирующееся в желание мыслить и учиться.
2. От 9 до 14 лет – развитие памяти и накопление представлений
3. От 14 до 18-19 лет – период рассудка, который затем переходит в формирование начал разума, а разум связан с формированием понятий об идеалах (формальное образование).
Дистерверг разработал два способа преподавания:
1. Развивающе-излагающий
2. Развивающе-вопросный или эвристический (от Сократа).
Первый способ должен применяться лишь в первые дни обучения, когда дети знакомятся с основами всех наук, а основное внимание должно уделяться эвристическому способу, когда дети получает не готовое знания, а сами подводятся к этим знаниям в форме эвристической беседы.
Он разработал ряд принципов и правил:
1. Принцип наглядности. Он разработал большое количество учебников с иллюстрациями, для того чтобы дети могли познакомиться с конкретными примерами, а не абстрактностью.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип сознательности в усвоении материала. «Кто действительно усвоил предмет, тот всегда найдет слова до его передачи».
4. Принцип учета возрастных особенностей. «Никогда не учи тому, что ребенок еще не в состоянии усвоить».
5. Принцип учета индивидуальных особенностей.
Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения. Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами.
| |
|
|