Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология- это комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  • Психологический (1920–1950гг.)

  • Первый этап

  • Второй этап

  • Ч. Дарвин Э.Б. Тайлор М.М. Ковалевский

  • М. Лацарус Х. Штенталь Р. Бенедикт М. Мид Пятый этап

  • · отрицанием структуралистского подхода;

  • · новым отношением к знаку (знак ничего не означает, кроме себя);

  • этапы развития культорологии. Этапы развития культурологии Подготовила Гоголева Д. В., 101 мпд


    Скачать 2.4 Mb.
    НазваниеЭтапы развития культурологии Подготовила Гоголева Д. В., 101 мпд
    Дата01.06.2022
    Размер2.4 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаэтапы развития культорологии.pptx
    ТипДокументы
    #561932

    Этапы развития культурологии

    Подготовила: Гоголева Д.В., 101 мпд

    Иркутск. 2020 г.

    Культурология- это комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ:

    • Этнографический (1800–1860гг.)
    • Эволюционистский (1860–1895 гг.)
    • Исторический (1890–1920 гг.)
    • Психологический (1920–1950гг.)
    • Структурно-функционалистский (1930–1950 гг.)
    • Неоэволюцинистский (1950-1980 гг.)
    • Постструктуралистский (1980-наше время)

    Первый этап

    Первый этап

    Охватывающий 1800-1860-е гг., обычно называют этнографическим. На этом этапе происходило зарождение культурной антропологии как особой области научных знаний. По своей сути он заключался в сборе этнографических данных о различных народах мира и их культурах. Объектами изучения были преимущественно существовавшие в тот период первобытные общества.

    Второй этап

    Второй этап

    Эволюционистский этап связан, прежде всего, с распространением эволюционных взглядов, с применением идеи развития к пониманию культуры и общества.

    Ч. Дарвин Э.Б. Тайлор М.М. Ковалевский

    Третий этап

    Исторический - этап начался в середине 1890-х гг. и продолжался до середины 1920-х гг. Данный этап связан с деятельностью американского антрополога Ф.Боаса (1858-1942), который подвергал критике существовавшие в тот период в антропологии теоретические подходы и методы. В частности, он выступал с резкой критикой эволюционистского и географического подходов.

    Четвертый этап

    Четвертый - психологический - этап продолжался с конца 1920-х до 1950-х гг. Его сущность заключалась в применении психологического подхода к изучению культуры. С точки зрения психологической антропологии, поведение можно рассматривать как элемент культуры, если речь идет не об индивидуальном поведении, а о социально стандартизированном поведении, присущем определенной социальной группе или общности.
    М. Лацарус

    Х. Штенталь

    Р. Бенедикт

    М. Мид

    Пятый этап

    Пятый этап называется структурно - функционалистским. Он охватывает 1930 - 1950-е гг. Данный этап связан с применением к изучению культуры принципов структурно-функционального анализа, суть которого заключается в системном, функциональном и структурном подходах к исследованию явлений культуры Каждый элемент культуры рассматривается как системная единица, выполняющая определенную функцию по отношению к общей системе. Кроме того, большое внимание уделяется структуре культуры и выявлению зависимостей между ее элементами.

    Шестой этап

    Неоэволюционистский (1950 - 1980-е гг.). Неоэволюционистский этап связан с возрождением идей эволюционизма. При этом его сторонники стремились преодолеть недостатки и устранить противоречия классического эволюционизма. Вместо учения об однолинейном развитии общества и культуры они разработали несколько теорий эволюции, теорию многолинейного развития общества и культуры. Идеи неоэволюционизма получили наибольшее распространение в США, в частности в работах Л.А.Уайта (1900-1975). Л. Уайт определял культуру как класс предметов и явлений, зависящий от способности человека к символизации. Символизация означает придание смысла, значения.

    Седьмой этап

    Седьмой этап в развитии культурной антропологии может быть назван постструктуралистским. Он начинается в 1980-е гг. и продолжается до настоящего времени. Постструктурализм означает некоторое состояние, наступившее после структурализма. Он характеризуется следующими чертами:

    · отрицанием структуралистского подхода;

    · вниманием к субъективности человека, индивидуальным особенностям психики;

    · вниманием к власти и ее проявлениям в культуре;

    · вниманием к тексту и контексту;

    · новым отношением к знаку (знак ничего не означает, кроме себя);

    · противопоставлением культуры метафизике и науке.

    Постструктурализм неразрывно связан с постмодернизмомНаиболее известные представители постмодернизма: Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан и др



    написать администратору сайта