Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАя РАБОТА

  • 1.Этические нормы их понятие

  • 2.Этические нормы как один из критериев хорошей речи

  • По каким же критериям нужно оценивать культуру речи

  • Список использованных источников

  • Деловые коммуникации2. Этические нормы как один из критериев хорошей речи


    Скачать 53.65 Kb.
    НазваниеЭтические нормы как один из критериев хорошей речи
    Дата04.10.2022
    Размер53.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДеловые коммуникации2.docx
    ТипКонтрольная работа
    #712934

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования

    «Тульский государственный университет»

    Государственное и муниципальное управление

    КОНТРОЛЬНАя РАБОТА

    по дисциплине: Деловые коммуникации




    на тему: Этические нормы как один из критериев хорошей речи

    Выполнил студент гр. ИБ161591

    интернет института Карловский Евгений Васильевич

    Научный руководитель: Игнатьева Ольга Петровна

    Тула, 2022 г


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….…3

    1.Этические нормы их понятие………………………………………………….4

    2.Этические нормы как один из критериев хорошей речи………………….…6

    Заключение…………………………………………………………………….…17

    Список используемых источников………………………………….……….….20

    Введение


    Система этических норм является важнейшим элементом нормативной системы общества. В отличие от прочих правил и социальных стандартов, этические нормы неразрывно связаны с представлениями о добре и зле. С позиций данных представлений осуществляется, соответственно, и этическая оценка поступков, поэтому далеко не каждое отклонение от существующих норм подлежит этической оценке. Например, человек, сидя на светском банкете, может неправильно пользоваться вилкой и ножом.

    Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Кроме того, в отличие от остальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, этические нормы носят более устойчивый и общий характер. Именно поэтому можно говорить о том, что эти нормы связаны с доминирующей культурой и являются неотъемлемым элементом ее функционирования.

    1.Этические нормы их понятие
    Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.

    Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом — во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

    мимика;

    движения;

    разговорная речь.

    Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное — понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности — физическую.

    Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения — создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

    Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно — подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.

    Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

    Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам. Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве. Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.

    Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.

    Имена — очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.

    Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.

    2.Этические нормы как один из критериев хорошей речи

    Культура речи охватывает не всю речь, а только ту культура устной и письменной речи, культура создания ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и преимущественно литературным языком, то есть речь, регулируемую определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в культуре данного общества правил речевого поведения.

    Культура речи как часть культуры в целом совмещает в себе все формы культуры - физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом (в том числе ее этическую и эстетическую составляющие), культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими, и, конечно же, духовную культуру как содержание и цель речевой деятельности.

    Культуре речи, так же как и всем сферам культуры, свойственна многослойность и многоуровневость: это текста, произнесения и восприятия текста; это разные уровни владения людьми русской речью и т.д.

    Культура речи, как и любая культура, предполагает стремление к совершенствованию, а значит и поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор - это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью.

    Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой своей области, исходя из общекультурных ценностей. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре.

    Но самое главное в культуре речи - то, что это культура осуществления специфической деятельности - речевой.

    Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности реализуется в речи данного общества и конкретного человека как такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом. Компетентность в этом отношении - это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации.


    По каким же критериям нужно оценивать культуру речи?

    Конечно же, по тем, которые в наибольшей степени соответствуют природе речи и речевой деятельности.

    Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровневости и разномасштабности входящих в нее составляющих. Речь - это своеобразный сплав, и очень важно наметить основные направления, критерии, уровни, по которым можно, с одной стороны, оценить культуру речи данного общества, конкретного человека или проанализировать с этой точки зрения определенный текст; с другой стороны - использовать эти направления, критерии и уровни не только для констатации каких-то плюсов и минусов речи, но и для того чтобы они служили рабочими инструментами, эффективными механизмами для дальнейшего культивирования речи, то есть для ее постоянного совершенствования.

    Главный критерий оценки любой деятельности - ее эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цели или нет, а если да, то в какой степени. Такое понимание культуры речи требует и иного подхода к ее оценке и к проявлению нормативности в ней.

    Норма отражает прежде всего традиции, установления, обычаи. В этом плане норма всегда коммуникативна - она упорядочивает общение, делает его узнаваемым и предсказуемым. Кроме того, норма - это всегда средство разграничения «своих» и «чужих». Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

    Важно подчеркнуть, что применительно к культуре речи сложилась традиция понимать под нормами, с одной стороны, нормы языковые (соотносимые с уровнями языка), а с другой - во многом приравнивать норму к кодификации. В этом проявляется прежде всего языковедческое «узкое» понимание культуры речи как культуры языка.

    В то же время понятие «норма» применяется в различных сферах знания и деятельности человека, поскольку нормированность является одним из механизмов культуры в целом. Мы придерживаемся «широкого» подхода к культуре речи как составной части культуры общения и культуры в целом, и, соответственно, аналогичного подхода и к норме.

    Из этого подхода логически следует, что базовую культуру речи формируют не языковые и собственно речевые нормы (коммуникативные качества речи), а нормы общения: этические и коммуникативные. При этом собственно речевые и языковые нормы являются средствами их реализации в тексте.

    Предпосылки такого понимания норм культуры речи сложились еще в античности относительно риторики, а как таковые этические и коммуникативные нормы ввели в понятийно-терминологическое поле культуры речи Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и другие исследователи. В то же время мы не вполне удовлетворены недостаточно функциональными характеристиками этических и коммуникативных норм, которые были предложены, а по некоторым принципиальным положениям (например, сводящим этические нормы к этикетным) и не согласны с уважаемыми лингвистами, а поэтому предлагаем свою трактовку этих терминов (более подробно о системе норм оценки речи - в учебнике для студентов «Русский язык и культура речи» под ред. Н.А. Ипполитовой) .

    Мы также полагаем, что установление отношений равноправия между языковыми, этическими и коммуникативными нормами, которое стало для лингвистов (придерживающихся «широкого» подхода к пониманию культур речи) господствующим в последнее десятилетие, также не отвечает особенностям культуры речи и ее отличиям от культуры языка.

    Этические и коммуникативные нормы вытекают из законов оптимального, гармоничного, эффективного общения, вырабатывавшихся тысячелетиями, являются своеобразным итогом осмысления речевой практики людей разных культур.

    Этические и коммуникативные нормы - это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т. д., которые формировались на основе понимания законов общения. Главным законом общения является закон объединения партнеров, в соответствии с которым общение должно быть конструктивным, неконфликтным, гармонизирующим и т. д. По сути, механизмом обеспечения действия этого закона выступает все то, что делает возможным возникновение контакта, поддержание процесса общения и достижение его эффективности в целом -как процесса и как результата.

    Этические и коммуникативные нормы существуют в разных речевых формах и формулах. Они нашли отражение в фольклоре - в пословицах и поговорках о речи, об общении, где и проявилась культура народа. Осмысление речевого опыта на современном этапе привело к выработке постулатов и максим общения, в которых выражены и систематизированы основные правила речевого общения, свойственные многим культурам. Эти правила сформулированы как запреты, предписания, предостережения, советы, рекомендации и т. д.

    Этические и коммуникативные нормы можно разделить лишь условно. Они очень тесно взаимосвязаны. Этические нормы во многом определяют коммуникативные, поскольку в первую очередь регулируют моральную и содержательную стороны общения. Коммуникативные нормы обеспечивают и регулируют прежде всего сам процесс общения. В то же время этические нормы коммуникативно ориентированы. Их коммуникативность проявляется и в том, что они диктуют необходимость нести ответственность за слова и речевые поступки, и в том, что нарушения этических норм рождают неприятие, а значит, служат барьерами в общении. В свою очередь, коммуникативные нормы этичны, потому что они регулируют процесс общения, предписывают достижение целей общения таким образом, чтобы в нем не нарушались этические нормы. В связи с этим мы рассматриваем этические и коммуникативные нормы отдельно друг от друга и от других видов норм только для удобства их описания.

    Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Поэтому этическая сторона культуры речи отражает аксиологический (ценностный) компонент культуры в целом.

    Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценке этичности речи и речевого поведения в целом. Истинность, правдивость - эти качества определяют многое в речи именно в этическом плане, поскольку благодаря им возникает доверие к говорящему, без которого невозможно общение. Добро и желание добра другим также лежат в основе общения, поэтому все этические правила содержат «доброжелательность» как норму общения. Понятие Красоты в данном случае связано не с эстетическими, а с этическими законами, по которым несоответствующее им действие (в том числе и речевое) расценивается как некрасивое.

    С этих позиций для выявления этических достоинств речи и этических норм необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота о других, доброжелательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний и культуры, вежливость как проявление этой культуры и т.д. В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия на ее расшифровку), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости (речь не должна отнимать у адресата лишнего времени), логичность, вежливость и т.д.

    Различие между этическим достоинством и этической нормой состоит в этом случае главным образом в степени проявления этого качества в речи. Если в норме оно должно присутствовать в меру возможностей общающейся личности, то как достоинство оценивается высокий уровень проявления в речи этого качества.

    Этические ошибки в большей степени связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение человека, чьим мнением он дорожит, поэтому в первую очередь этические нормы направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении.

    С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения относится запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). Причем принцип «не навреди!» в этом плане касается в первую очередь морального ущерба. В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти и т.п. Кроме того, к обязательным для исполнения нормам относится и требование всемерно проявлять уважение к другим людям и т.п. Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего (пишущего) относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя и т.д.

    Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства, поддерживать его в партнерах по общению, - то есть этично проявлять к людям уважение всеми средствами.

    Основные правила, вытекающие из этических норм, воплощены в современном речевом этикете, который предписывает конкретные формы поведения, в том числе и речевого, с учетом соблюдения этических и коммуникативных норм в типичных ситуациях общения. Подчеркнем, что речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы.

    Таким образом, этические законы лежат в основе всех проявлений культуры общения. Их соблюдение помогает осуществить конструктивное общение, их нарушение создает помехи, барьеры в общении, снижает эффективность речи или делает запланированный результат недостижимым.

    Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации с учетом всех ее особенностей. По сути, коммуникативные нормы направлены на регулирование процесса общения. Именно они позволяют структурировать общение и реализовать общую этическую задачу. Коммуникативные нормы определяют целенаправленность и целесообразность всего общения. Соединяя в себе стратегические и тактические элементы, они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения.

    К стратегическим элементам речевого общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации той или иной стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование ее процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.

    Коммуникативные нормы касаются прежде всего выбора видов, форм, уровней и средств общения. Они действуют на всех этапах речевой деятельности - от постановки цели, через нейтрализацию барьеров общения до достижения запланированного результата.

    При этом коммуникативные нормы более других вариативны. В них, в отличие от этических и языковых, почти невозможны строгие предписания (кодификация), поэтому коммуникативные нормы в большей степени представляют собой рекомендации. А самое главное - коммуниканты действуют не только в предлагаемых обстоятельствах, но и активно моделируют нужные им ситуации общения и выбирают нужные им сценарии общения. И рекомендации для коммуникантов возможны как по выбору ситуации общения, так и по ее моделированию.

    В то же время нарушение коммуникативных норм обычно не остается незамеченным. В зависимости от того, насколько грубым было это нарушение, наказания выражаются в отказе адресата от коммуникации вообще, в прерывании общения, в недостижении цели общения (или лишь в частичном ее достижении), в высказывании коммуникантами замечаний друг другу в случае незначительных нарушений и т. д.

    Коммуникативные нормы неоднородны. Главными среди них являются такие нормы, которые можно назвать принципами: это принцип кооперации, принцип целесообразности, принцип гармоничности общения, принцип структурирования общения. Нормы, вытекающие из этих принципов, носят более частный и менее обязательный -скорее, рекомендательный характер. Они в основном соотносятся с теми или иными компонентами ситуации общения: коммуникантами, содержанием речи и т. д. Например, относительно текста со структурированием информации связаны и самые известные рекомендации по этому поводу - постулаты Г.П. Грайса. Это постулаты количества, качества, отношения и способа информации. Эти постулаты и конкретные правила, из них вытекающие, определяют основные рекомендации в плане информативности речи.

    Более конкретные рекомендации относительно проявления этических и коммуникативных норм при создании высказываний проявляются в речевых и языковых нормах: коммуникативных качествах речи. Их также очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи.

    Коммуникативные нормы, как правило, воспринимаются как совершенно естественные, поэтому они осознаются прежде всего при их несоблюдении. Формы нарушения этих норм могут существенно различаться: от незначительных промахов до нарушений основных принципов общения. В этом случае коммуникативные нормы служат и средством устранения тех помех, которые возникают в процессе коммуникации.

    Основные неудачи в коммуникации могут быть вызваны нарушениями главных коммуникативных принципов: принципа кооперации, принципа целесообразности, принципа гармонии и принципа структурирования.

    Кроме того, коммуникация может не состояться из-за помех в канале связи. Например, физических (шумы, неполадки технического канала (телефона и т.п.)); физиологических (нечеткость артикулирования; дефекты органов слуха, зрения, артикуляции); психологических (невнимательность, отсутствие коммуникативной целеустановки); лингвистических (частичное несовпадение кодов).

    Источниками коммуникативных неудач могут быть расхождения в тезаурусах коммуникантов (в их словарном запасе, в смысле, который вкладывается в то или иное слово (понятие), в знании возможностей языка и т.д.). Кроме того, коммуникативные помехи возникают в случае несоблюдения постулатов общения или неудачного воплощения речи. В этом случае возникают речевые или коммуникативные барьеры общения. Частные коммуникативные неудачи вызывают временные задержки в развитии диалога, когда коммуниканты вынуждены отклоняться от главной линии диалога, чтобы их преодолеть.

    Нарушением коммуникативных норм будет и недостаточно развернутая и полная речь. Человека с высокой культурой речи отличает и выделяет как раз то, насколько полно развернута его монологическая (без вербальных вопросов и подсказок) речь в ситуации общения и насколько она зависит от условий этого общения.

    Крайняя форма нарушения этических и коммуникативных норм (очень часто - и языковых одновременно), связанная с несоблюдением принципа кооперации, - это эпатирование. По сути, эпатаж - это форма саботажа общения. В этом случае прежде всего нарушаются нормы этические - демонстрируется неуважение к существующим правилам поведения и людям. И как следствие - нарушаются коммуникативные нормы: не выполняется установка на сотрудничество, на совместность, на гармонизирующий диалог. При этом часто используется невербальная форма эпатажа (или сочетание вербальной и невербальной).

    Более конкретные рекомендации относительно проявления этических и коммуникативных норм при создании высказываний проявляются в речевых и языковых нормах: коммуникативных качествах речи и языковой правильности. Их также очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи.

    Так, выразительность речи служит для целесообразного и гармоничного самовыражения говорящего или пишущего, и в этом плане она всегда следует коммуникативным нормам. Уместность позволяет оценить целесообразность использования каждого речевого и языкового средства и речи вообще относительно конкретной ситуации общения. Доступность помогает гармонизировать уровень сложности речи с возможностями конкретного адресата. Чистота речи диктуется прежде всего этическими нормами и, как следствие, предупреждает помехи в коммуникации. Правильность обеспечивает общность кода между партнерами. Точность и логичность способствуют передаче правдивого и хорошо структурированного сообщения.

    В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных, языковых и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон (особенно речи) в частности. Этические нормы оцениваются по шкале прилично-неприлично, хорошо-плохо. Коммуникативные - удачно-неудачно, эффективно-неэффективно и т.д. Этикетные (в рамках этических и коммуникативных) - принято-не принято. Языковые -правильно-неправильно.

    Речевые - по каждому из достоинств: логично-нелогично, точно-неточно, уместно-неуместно, доступно-недоступно, разнообразно-однообразно, выразительно-невыразительно и т.д.

    Таким образом, основой коммуникативной культуры личности является владение всеми видами норм, но особенно - этическими и коммуникативными. Разнообразие и рекомендательный характер постулатов и правил свидетельствует о важности и неисчерпаемости вариантов ситуаций общения и о том, что соблюдение норм необходимо для достижения целей общения.

    Понимание культуры речи как культуры речевой деятельности, регулируемой этическими, коммуникативными и подчиненными им речевыми и языковыми нормами, позволяет построить обучение этим нормам и совершенствовать культуру речи школьников и студентов максимально эффективно.

    Заключение

    С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

    Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги. Термин «культура речи» означает:

    владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

    раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

    Под культурой речи понимается:

    владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

    умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

    соблюдение этики общения.

    Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

    Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма - это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение - уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

    Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.

    Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи.

    Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, логичность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.

    Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

    На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.

    Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

    Список использованных источников

    1. Алексина, Т. А. Деловая этика. Учебник / Т.А. Алексина. - М.: Юрайт, 2016. - 386 c.

    2. Бикмурзин, Павел Исадыкович Деловое Общение / Бикмурзин Павел Исадыкович. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 873 c.

    3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 c.

    4. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов 8-е изд. испр. и доп. Ростон/Д: изд-во «Феникс», 2016. – 544 с.

    5. Виговская, М. Е. Психология делового общения. Учебное пособие / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 144 c.

    6. Деловая коммуникация и переговоры: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011 — 180 с.

    7. Ибрагимова К.Н., Омарова З.Н. Деловое общение. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015 – 69 с.





    написать администратору сайта