Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение и содержание термина «этика»

  • 1.1 Функции этики

  • 1.3 Виды этики

  • 2. Идеал

  • Л. Фейербах

  • Добродетели античной Греции

  • Этика. Философия ценностей.. Этика. Философия ценностей Этика функции, структура, виды, категории


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеЭтика. Философия ценностей Этика функции, структура, виды, категории
    Дата17.04.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаЭтика. Философия ценностей..ppt
    ТипЗадача
    #480621

    Этика. Философия ценностей

    1. Этика: функции, структура, виды, категории


    Этика – область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения, это специфическая форма общественного сознания.

    Происхождение и содержание термина «этика»


    Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер), имеющий отношение к нравам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - Добро и Зло.

    1.1 Функции этики


    описывает мораль,
    объясняет мораль,
    учит морали.

    1.2 Структура этики


    Соответственно выделенным выше функциям этика делится на три уровня: 
    эмпирический,
    теоретический ,
    нормативный.

    Эмпирический уровень


    На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение к моральной жизни человека и общества, собирают и описывают их, устанавливают закономерности.
    Задача этики на этом уровне – описание морали. Это происходит в разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.

    Теоретический уровень


    На теоретическом уровне этика объясняет мораль.
    Задача этики на этом уровне  –  понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, обосновать сложившуюся систему моральных норм и ценностей, доказать ее преимущество, мотивацию, надежность.

    Нормативный уровень


    Задача этики на этом уровне: внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

    1.3 Виды этики


    Профессиональная
    Религиозная

    Профессиональная этика


    Совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

    Религиозная этика


    Бог – это абсолют.
    Божьи заповеди содержат основные нравственные ценности и нравственные требования.
    Основным предназначением человека являются совершенствование, спасение души, приобщение к Богу.
    Высшими являются ценности, с помощью которых человек:
    приобщается к Богу;
    возвышается над своим плотским существованием.
    Ориентируясь на низшие ценности, человек становится рабом страстей, погрязает в обыденности.

    2. Идеал


    Понятие идеала впервые возникло в христианской морали в результате осознания несоответствия между должным и сущим:
    Достоинством человека и реальными условиями жизни;
    Обликом земного человека и образом Иисуса Христа.
    Христианская мораль в качестве идеала утверждала образ святого, аскета.


    И. Кант писал: «Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда не достигнешь», это «необходимое руководство человеческому разуму». Идеал, по мнению Канта, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни. Идеалом свободы является свобода духа.
    В.Ф. Гегель утверждал, что идеал:
    является противоположностью действительности;
    развивается через это противоречие;
    реализуется в плодах деятельности мирового разума.


    Л. Фейербах полагал, что идеалом является «цельный, всесторонний, совершенный, образованный человек».
    Социалисты-утописты считали идеалом право человека на свободное развитие, которое возможно только в результате ликвидации классового неравенства.

    Личный моральный идеал человека


    Личный моральный идеал человека – это стремление к счастью, удовлетворенностью жизнью. Он должен иметь социальную значимость.
    Аспекты личного идеала:
    чувственно-эмоциональный (представления о личном счастье);
    понимание цели и смысла жизни;
    мотивы деятельности;
    отношение к другим людям.
    Содержание идеала определено социальной средой. Формирование идеала – это процесс превращения окружающей среды во внутренний мир индивида. В основе идеала могут лежать индивидуальная нравственная программа, положительный пример.

    Основные функции идеала:


    Основные функции идеала:
    определение цели нравственной деятельности человека;
    побуждение человека к нравственным поступкам;
    объединение должного и сущего;
    определение морального облика человека.
    Моральный идеал может быть основан на социальном идеале.
    Социальный идеал:
    определяет образ жизни и деятельности общества;
    включает моральные установки;
    нравственно ориентирует общество.


    Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма.
    Моральный идеал – это:
    универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном;
    образ совершенных отношений между людьми;
    устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал);
    высший образец нравственности личности.

    3. Добродетель и порок


    Человек и добродетелен, и порочен. Он несовершенен.
    Добродетели и пороки являются характеристиками личности, служащими для ее оценки другими людьми.
    Ориентация на добродетель предполагает наличие чувства собственного достоинства, желание сохранить его. Установка на добродетель основана на цельности внутреннего мира человека.
    Добродетели указывают, каким должен быть человек, чтобы правильно вести себя, выполнить свой долг.

    Классификация добродетелей


    В этике принято выделять следующие виды добродетелей:
    Добродетели античной Греции: умеренность, мужество, мудрость, справедливость.
    Христианские добродетели: вера, надежда, любовь, милосердие.

    Добродетели античной Греции


    Аристотель утверждал, что внутренний порядок, склад души достигается в процессе сознательного и целенаправленного усилия. Человек, обладающий знанием о том, что такое добродетель, не будет вести себя противоположным образом.
    Добродетель является:
    «способностью поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий»;
    «золотой серединой» между крайностями (недостатком и избытком).
    Порочность – противоположность добродетели. Каждой добродетели соответствует два порока (например, добродетель – щедрость, пороки – скупость и расточительность).


    Аристотель выделял добродетели:
    ума (разумные) – они развиваются в процессе обучения (мудрость, рассудительность);
    характера – нравственные добродетели. Они:
    Являются результатом действий, опыта (поступая справедливо, человек обретает добродетель справедливости);
    Характеризуются сознательностью, произвольностью, намеренностью.



    написать администратору сайта