профильная этика. Нравственная свобода выбора Введение Нравственная культура
Скачать 94.3 Kb.
|
Размещено на http://www.allbest.ru/ Нравственная свобода выбора Введение Нравственная культура – умение грамотно и творчески применять знания нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простое нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения. Сотруднику правоохранительных органов сложно осуществить нравственный выбор в экстремальной ситуации, это связано с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, что вынуждает личность самостоятельно выбирать какой из нравственных норм отдать предпочтение или же перейти к антинормам. Переход к антинормам осуществляется в нестандартных ситуация. 1. Детерминизм и свобода человеческого выбора Детерминизм в этике - концепция, отрицающая нравственную свободу выбора и рассматривающие нравственное поведение человека с точки зрения причинно-следственной обусловленности. Противоположностью детерминизма является индетерминизм, объявляющею безусловную независимости нравственной свободы, как основного выражения личности. Детерминисты отрицают свободу. Некоторые из них утверждают, что все в мире подчиняется законом Вселенной, в том числе и мораль. Человек поступает согласно действующим во Вселенной законам, которые направляют мировое развитие к всеобщей разумной цепи. Это этика космической телеологии. Другие же детерминисты утверждают, что мораль определяется биологической эволюцией и есть результат эволюционного развития человека. Это называется эволюционная этика. Одни из них сходятся на том, что нравственный выбор определяется безотчетным стремлением человека к наслаждению и счастью. Это этика гедонизма и эвдемонизма. Наиболее полно разработан детерминизм у астронома и физика Пьером Симоном Лапласом. Согласно его идео о детерминизму существует строго однозначная связь между физическими величинами, характеризующие состояние системы в начальный момент времени и значениями этих величин в любой последующей момент времени. В системе детерминизма и индетерминизма, в рамках которых протекало все развитие взглядов по вопросу свободы и выбора. По своему характеру обе эти системы относятся к области метафизики. Предположим, что мы обсуждаем некоторое событие, которое является следствием выбора из множества потенциальных решений. Такие события часто встречаются в нашей жизни. Например, студент просыпается с утра по звонку будильника и чувствуется желание продолжить свой сон. При этом он стоит перед выбором, продолжить сон или встать и пойти в университет. Студент осознанно делает свой выбор в пользу сна и в итоге опаздывает в на лекцию и пропускает важную тему. Если бы он встал пораньше, то не опоздал бы и не было бы этих проблем. С одной стороны он руководствовался вполне осознанными мотивациями, продолжить свой сон оказался сильнее нежели мотив встать пораньше. Следовательно выбор был в некотором смысле предопределен обстоятельствами. Это подтверждается и тем, что хорошо зная психологические характеристики студента можно было предвидеть его действия. С другой стороны студент был полностью свободен в своих действиях, и мог спокойно выбрать вариант встать пораньше. С точки зрения всех детерминистских концепций. человек делает нравственный выбор не свободно, а под действием определенных космологических, биологических и психологических законов, которые господствуют над человеком и определяют его нравственное поведение. Детерминисты могут только сказать, что человек считается себя свободным лишь потому, что он сознает свои желания и действия, но причины, которые их вызвали он не осознает. 2. Нравственная свобода личности Быть свободным - значит не делать так, как поступать и думают все. Отказаться от свободы - значит перестать быть личностью, стать как все. Поэтому человек - если он человек-обречен быть свободным. (Сартар) Нравственная свобода – это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями. В этическом смысле свобода человека есть не что иное, как его самообладание Самообладание личности проявляется в двух связанных между собой аспектах ее бытия – природном и экзистенциальном – и предполагает осуществление человеком двух принципов формирования – аскетического и этического. Смысл аскетического принципа состоит в том, что человек как личность призван к обладанию своей духовно-телесной природой. Власть человека над природными влечениями, чувствами и желаниями. Власть личного «я» над чувствами и желаниями является существенно важным аспектом в самореализации человека. Осуществление человеком аскетического принципа, выражающегося через добровольное воздержание и выявляющего должное отношение его «я» к его природному началу, составляет основное, фундаментальное, содержание нравственной свободы личности. Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. В бытии личности имеются два экзистенциальных момента. Первый момент – это оригинальность и неповторимость личности, ее не сводимость ни на что другое. Второй момент – это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный аспект нравственной свободы личности. Свобода не столько факт, сколько возможность – подлинное завоевание человеческой личности Быть свободным – значить завоевывать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее свободы мы добиваемся. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы. 3. Виды нравственной свободы детерминизм нравственный правоохранительный свобода Свобода человека разделяется на три вида: 1) формальная, 2) реальная, 3) идеальная. Формальная свобода-состояния человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. Когда человек сознательно осуществляет нравственный выбор, его формальная свобода становится реальной свободой. Реальная свобода-это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Реальная свобода характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум находится в борьбе с чувствами и наклонностями природы. Идеальная свобода – это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряженность, человек может желать, выбирать и творить только добро, совершение зла невозможно Нравственная свобода – не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека. Нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков; 2) давать им нравственную оценку 3) предвидеть их последствия 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. У каждого человека есть свобода выбора. Более того вся его жизнь, представлена, как цепочка выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и до последних минут жизни. Вся наша жизнь есть результат нашего выбора. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего винить только себя. |