Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Эссе философия. Этика и ее роль в жизни общества


    Скачать 38 Kb.
    НазваниеЭтика и ее роль в жизни общества
    Дата04.12.2020
    Размер38 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭссе философия.doc
    ТипДокументы
    #156809

    ЧПОУ «Курский техникум экономики и управления»
    Дисциплина: Основы философии

    ЭССЕ

    на тему:

    «Этика и ее роль в жизни общества»

    Выполнил: студент 1 курса

    специальности «Коммерция по отраслям»

    Жумашева Ельнара Хайниевна

    Курск 2019

    Этика – это обособленная отрасль философского знания, в рамках которой изучаются такие категории как мораль, нравственность.

    Этика — это наука о происхождении, сущности, законах развития и общественных функциях морали, а не само нравственное сознание общества. Этические категории представляют собой научное объяснение нравственных понятий.

    Понятия этики и этикета являются родственными, но не тождественными.

    Вместе с тем дифференциация этики и этикета на практике часто приводит к тому, что человек, являющийся в «глазах общества» воспитанным, придерживающимся норм этикета, не является носителем морально-этических норм, принятых в данной обществе.

    Важнейшая категория этики – категория, находящаяся на «стыке», на «острие» ее исследовательского поля - «прекрасное».

    Прекрасное - категория, которая не имеет однозначной всеми принятой научного характера дефиниции. Сущность прекрасного - в его дуализме: прекрасное это и внешнее, и внутреннее, это, то, что является и врожденным свойством, и качеством приобретенным. Абсолютность прекрасного состоит в том, что красота – как эстетическая категория, обозначающая гармонию и совершенство (эталон). Вместе с тем, выработать собственно однозначный всеми признанный эталон - затруднительно, если вообще возможно.

    Абсолютной степенью красоты, является понятие прекрасного.

    Прекрасное - есть важнейшая этическая цель.

    Относительность прекрасного детерминирована его сущностной природой: нет единственной системы координат, где прекрасное трактовалось бы однообразно и однозначно всеми без исключения людьми.

    «Базисным этическим анализом» обнаруживается анализ, датируемый еще Античностью и восходящий к трудам Платона и Аристотеля.

    Категория «прекрасного» в концептах Платона и Аристотеля была детерминирована понятием «калокагатия», они трактовали прекрасное как свойство и души, и тела.

    Платон трактовал калокагатию как умение человека выбирать лучшее и прекраснейшее, но не только в смысле внешней красоты, но и в смысле внутренней, то есть нравственности.

    Аристотель также понимал прекрасное как категорию нравственного - этического - порядка: быть прекрасным равно быть добродетельным.

    Красота физическая без нравственного начала, то есть только внешняя не восхищала древних философов, так как она быстро увядала и не была подкреплена изнутри.

    Стать действительно прекрасным можно лишь в результате духовного пути, духовного роста - через любовь к прекрасному, то есть к мудрости и добродетели.

    По Платону имеет место возможность иерархического восхождения к прекрасному – от чувственной красоты, далее к красоте нравственной и духовной. Наивысшая ступень – это красота чистого знания.

    Аристотель несколько более «практичен»: путь к прекрасному у него связан с понятиями величины, порядка и меры.

    Мерой же является человек, который соотносит все свои произведения с собой. Для Аристотеля прекрасное – это то, что нацелено на достижение блага, поэтому прекрасное - это всегда то, что имеет внутренний нравственный компонент.

    Этика в качестве одной из центральных проблем обнаруживает проблему синкретичного свойства: определение места человека в жизни, смысла его бытия.

    Смысл жизни - как этическая категория - отражает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется ею как социально значимая.

    Смысл жизни в этике имеет разнообразные парадигмы:

    • гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

    • эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

    • утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

    • прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

    • корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни состоит в общности интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;

    • перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием;

    • гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни заключается в служении другим людям, любви к ним, уважении к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

    Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим.

    Этика – таким образом: категория «синкретичного» характера.

    Что составляет «наполнение» прекрасного как некоторой морально-этической категории, что создает «фундамент» целевой направленности жизни человека, что составляет смысл человеческой жизни…

    Эти вопросы - вопросы этики - в сути своей, вероятно, не могут иметь некоторого единственного разрешения, единственного ответа.

    Этика, с моей точки зрения, позволяет «человеку разумному», «человеку мыслящему», «человеку ищущему» отыскать относительно устойчивые «системы координат», которые одновременно востребованы социумом и приемлемы данному субъекту, данной личности.

    Этика - наука: Платон и Аристотель, Кант и Гегель…Имен исследователей - множество, но никто из них не смог сформулировать «этический рецепт» того, что составляет смысл жизни человека, что есть прекрасное, что есть собственно эффективное, нравственное общество и какое место занимает в нем Человек.

    Этика – это, вероятно, бесконечный поиск, в котором «рождаются» истины.
    Список литературы
    1. Крестовская Н. Н., Цвиркун А. Ф. История политических, правовых этических учений. — М, Фродвест, 2012.




    написать администратору сайта