Лекция 1. Этика, мораль, нравственность общее представление. Что изучает этика
Скачать 24.3 Kb.
|
Этика, мораль, нравственность: общее представление. 1.Что изучает этика? Этика изучает специфику и роль морали в жизни общества. Этика— теория морали, которая устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми разрабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Следует иметь в виду, что этика не вырабатывает конкретные рекомендации, как поступить в том или ином случае, а лишь формулирует общие принципы, на основании которых могут быть даны конкретные оценки и рекомендации относительно поступков человека в той или инои ситуации. 2.Каковы функции этики? Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная. Познавательная функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь человека в плане ее соответствия моральным нормам. Нормативная функция этики проявляется в разрешении моральных ситуаций. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку в понимании того, что есть истинное благо, и найти свой путь к его достижению. Этика является не только нормативной наукой, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений человека. Таким образом, этика — это философская наука, объектом изучения которой являются мораль и нравственность. Этика стремится обосновать, обобщить и систематизировать единые нормы, идеалы и ценности социальной реальности. Изучение этики и знание этических норм особенно важно в современных условиях, когда возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. 3.В чем заключается различие между понятиями «этика», «мораль», «нравственность » ? Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование и эволюция в обществе. Мораль - это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми люди руководствуются в своих действиях. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье и т. д. Моральные нормы отражают общественные отношения в таких понятиях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливость, совесть, счастье, смысл жизни и т. д. Если мораль представляет собой форму общественного сознания, регулирующую и оценивающую поведение и действия социальных субъектов, то нравственность проявляется в самих реальных процессах сферы человеческих отношений. Она выступает в качестве определенной меры, характерной для достойного поведения, и служит критерием добра и зла. 4.Чем вызвано формирование морали, и какова ее роль в человеческом обществе? Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости. 5.В чем состоит взаимосвязь этики с другими отраслями знании? Мы определили этику как философскую науку. Каково же соотношение этики с философским знанием? Этика сформировалась в лоне философии. Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытии), гносеологию (науку о познании), аксиологию (учение о ценностях), праксеологию (учение о бытийной практике человека), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном). В различных философских системах в определенные периоды превалировали разные отрасли философии. Так, в ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии (этике), которая венчает собой житейскую мудрость. Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, придать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. Этику как науку нормативную, определяющую поведение индивида в конкретных случаях, интересует прежде всего потенциальное бытие, мир должного. Но, тем не менее, она обращает внимание и на реальные нравственные отношения людей. Родство этики с гносеологией обусловлено необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и функций морали, подъема моральных представлений (которые в целом относятся к обыденному сознанию) до уровня научных понятии. Решает этика и праксеологические проблемы, в частности создает образцы и практические модели человеческих отношений и средства их реализации, предлагает определенные рекомендации. Следовательно, этика является практической философией, которая исследует активное, деиственное, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и пределы его деятельности. Этика, в частности, изучает проблему свободы и необходимости и различные способы ее решения: фатализм (господство над человеком неотвратимых сил); волюнтаризм (провозглашение свободы как первоосновы и создателя действительности); концепции, в которых преодолеваются крайности фатализма и волюнтаризма. Как наука о должном этика находится во взаимосвязях с футурологией (от лат. futurum — будущее и греч. logos — слово, учение) — наукой о будущем человечества. Мир морали настолько сложен и многообразен, что нередко для решения этических проблем люди вынуждены обращаться к смежным областям знаний. В решении ряда вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с науками, которые исследуют бытие человека, психологией, религией, биологией, социологией, педагогикой, историей, антропологией, этнографией, экономикой и пр. 6.Что такое мораль, какова ее структура, функции и специфика? Мораль — это система принципов, норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Еще в древности был намечен очень простой вариант структуры морали. Поскольку нравственность — это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны, поступки, практические действия, то соединение слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми. В морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношения. Другими словами, в структуре морали выделяются: • нравственное сознание (общественное и индивидуальное); • нравственная практика; • нравственные отношения. Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, особенностью которой является восприятие всех явлений с точки зрения ценности. Главное — не объяснение явления, не раскрытие его причин, а его оценка. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (общества). Исходя из этого нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Эта оценка является важной характеристикой, предписывающей модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной. Общественное сознание является элементом социальной жизни, в котором обобщен и систематизирован нравственный опыт поколений. В общественном нравственном сознании выделяют два уровня: обыденный и теоретический. Обыденный уровень — «житейская мудрость» и « здравый смысл» , повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью человека. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами. Теоретический уровень характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются так называемые вопросы «смысла жизни» . В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т.е. этика 7.Каковы основные категории этики? Категории этики в этической теории подразделяются в соответствии с уже известной нам структурой морали и нравственности следующим образом: • категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т.д.); категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.); • категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т.д.). Отличительная особенность, специфика категорий этики заключается, во-первых, в том, что они выражают содержание нравственности, отражая различные моральные позиции, и, во-вторых, в том, что в них представлена мораль как таковая. Категории этики используются для оценки самых различных поступков, поэтому основные понятия морали («добро», «зло», «благо», «счастье», « долг» , «совесть», «ответственность», «смысл жизни», «честь», «справедливость», «порядочность», «человеческое достоинство») не претерпевают существенных изменений с течением времени. 8.Что такое моральная регуляция? Вся совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных основных понятий этики образует так называемую систему моральной регуляции, которая включает в себя нормы, высшие ценности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждое из этих понятий. 9.Чем определяется нравственный характер деятельности? Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих. 10. Охарактеризуйте основные проблемы (противоречия) теории морали. 1. Всеохватность. Мораль регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни — в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. 2. Автономная регуляция. Нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например суда, церкви. З. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им (Зачем быть честным? Чтобы быть честным). Следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, «финальная» цель, и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. 11.Что такое «золотое правило нравственности» ? В системе моральных норм человеческого общества постепенно выделилось правило, ставшее обобщенным критерием нравственности поведения и действий людей. Оно получило название «золотое правило нравственности». Наиболее распространенная формулировка данного правила следующая: «Не поступай по отношению к Другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Исходя из этого правила, человек учился отождествлять себя с другими людьми, развивалось его умение адекватно оценивать ситуацию, формировались представления о добре и зле. |