Главная страница
Навигация по странице:

  • - Что такое внешняя и что такое внутренняя красота человека Всегда ли они сочетаются (

  • - Какие манеры мы считаем хорошими ( Хорошие

  • называется

  • чего

  • культурного

  • - Можно ли рассматривать вежливость как сокрытие истины- Как в поведении раскрывается личность

  • первого курса

  • второго курса

  • третьем курсе

  • четвертого курса

  • Культура общения

  • ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

  • Культура поведения студента– основа его воспитания

  • этика поведения студентов(лекция). Этика поведения студентов


    Скачать 33.29 Kb.
    НазваниеЭтика поведения студентов
    АнкорЭтика поведения студентов
    Дата04.10.2021
    Размер33.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэтика поведения студентов(лекция).docx
    ТипДокументы
    #241142


    ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    Вопросы для диспута, обсуждения


    - Что такое внешняя и что такое внутренняя красота человека? Всегда ли они сочетаются?



    (
    Внешняя красота – это привлекательное лицо, хорошая фигура. Внутренняя красота – это душевная красота, а душевная красота – это прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Мы часто говорим : «Какой красивый человек !»)


    - Какие манеры мы считаем хорошими?

    (Хорошие манеры – основы поведения воспитанного человека в обществе. Способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика все это называется манерами.)


    - Есть ли что-либо общее в понятиях «вежливость» и «подхалимство»?


    (Вежливость - это правило этикета, уважение к другой личности, терпимость к чужому мнению. Подхалимство - это намеренная похвала человека с целью добиться чего-либо.)


    - Какие личные качества характеризуют культурного  человека? Какие из этих качеств вы находите у себя?


    (Основными чертами и характеристиками культурного человека, а именно его характера и свойств личности являются ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие и искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе.)
    - Можно ли рассматривать вежливость как сокрытие истины?
    - Как в поведении раскрывается личность?

    Одним из переломных этапов в жизни почти каждого человека является поступление в учреждения обучения. Это период, когда школьные годы позади, а наставления родителей зачастую можно услышать уже только по телефону. Наступает время показать, чему нас научили мамы и папы, учителя и друзья. Абитуриенты, а потом и студенты приезжают в незнакомый город, в новое здание, встречают пока ещё «чужих» однокашников. Как вести себя, чтобы вас приняли и зауважали, и расскажет наша статья.

    Наличие и соблюдение этикетных  норм в повседневной культуре студентов  – это сложная малоизученная  тема.

    Так как повседневная культура студенчества выстраивается из пёстрой  мозаики отдельных личностей  студентов. В поведении  которых проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства. Выбор поведения зависит от: типа личности, психологической зрелости индивида, уровня воспитанности, психологического состояния и психологического здоровья. Но не смотря на значительные различия между отдельными студентами, в общем студенческий коллектив придерживается определённых этикетных норм.

    Ключевые для всего студенчества  проблемные ситуации, такие как сессия, экзамены, семинары, выполнение домашних заданий объединяют студентов. Из года в год, проходя через конкретные испытания, студенты вырабатывают целую систему взаимоподдержки и взаимопомощи. Как элементарная повседневная поддержка (передать домашнее задание, предупредить о контрольной, поделиться шпаргалкой), так и значительная помощь друг другу (совместная подготовка к экзаменам, разъяснение непонятной темы, распределение вопросов, для более быстрого поиска и т. д.) выстраиваются в своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения студента.

    Этика в общем смысле рассматривается как наука о должном, о добре и зле, об идеалах, о хорошем и дурном в поведении человека в общественно-исторической перспективе его развития. Нравственные отношения предполагают чувство меры, внутренний такт, которые подскажут каждому из нас, что в ряде случаев можно, а чего не следует делать, что и в какой форме можно сказать. Все это вырастет на основе глубокого нравственного чувства и моральных убеждений, от которых зависят правильность оценок и четкость поступков.

    Проблема связи человека и общества, конкретного поведения студента в этом невероятно сложном социуме, взаимоотношения с другими людьми, варианты поступков в самых запутанных условиях существовали исторически.

    Общение(коммуникация) – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения студенты обмениваются информацией – мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между студентами на практике устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного учебного результата. Этика студенческого делового общения на практике – это сумма выработанных наукой, практикой и опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие студентов, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

    Для студентов первого курса большое значение имеют морально-этические  аспекты адаптации к условиям  обучения в избранном ими  учреждении образования, правилам проживания в студенческом общежитии и  преодолении переходного периода «ученик-студент». Все это  связано с осознанием состояния «взрослости»,    развитием значимой  личной ответственности, наработанными навыками самостоятельной работы, интересом  к избранной профессии, специальности. Углубление ряда  нравственных качеств: долг, совесть, честь, принципиальность, самокритичность, требовательность к себе и окружающим, и осознание их связи со своими обязанностями непременное звено социализации студента.

    Становление студенческого  коллектива на уровне группы, комнаты проживания в общежитии, взаимоотношения в нем, а также возникающие трудности в поиске друзей и своей ниши,  проблема лидера и лидерства вызывают необходимость целенаправленного воспитания дружбы и товарищества, контактности и взаимопонимания, создания работоспособной  нравственно-психологической атмосферы.



    Адаптация студентов 
    второго курса к вузовским условиям  проявляется определенной  практикой самостоятельного решения  ряда учебных и бытовых вопросов, заполнения  досуга, повышения чувства ответственности за эффективность  своего образовательного и духовного уровня. Морально-нравственное  «взросление» второкурсников выражается в значительном внимании к избранной специальности, увлечении специальными предметами.

    На 
    третьем курсе завершается закрепление в сознании  студентов принятых норм жизни  коллектива, приемов самостоятельной работы и формируется собственное оценочное мнение, относительно внутри вузовских событий, повышается уровень политической грамотности, стабилизируются моральные качества студента. Для третьекурсников большое значение имеет специализация, активизирующая развитие нравственных и профессиональных качеств.

    Для студентов 
    четвертого курса характерно глубокое познавательно-практическое отношение к избранной профессии. Интерес к своей специальности приобретает более осознанный и предметный характер.

    Важными для студентов старших курсов  представляются вопросы о нравственных основах любви, брака и семьи, культуры гендерных взаимоотношений,  делового  такта,  этикета. Это является показателем их человеческого взросления, стремления к осуществлению не только своих профессиональных, но и личных планов, самооценки духовных возможностей и нравственного потенциала. Для этого  периода студенческой жизни характерно  состояние раздумий о себе и окружающих с позиций развитых духовности и сознательного взвешивания собственных  возможностей.

    На  каждом этапе  социализации  студента происходит обогащение его нравственной  мотивации,  укрепление этико-социальных установок поведения. Обогащается  и становится более многогранным духовный мир, внутренние механизмы регуляции поведения. Находят практическое воплощение  такие качества  как коллективизм, товарищество, самостоятельность, дисциплинированность.

    Культура общения – составная часть этики студента, отражающая уровень восприятия вузовской молодежью общепринятых в обществе правил этикета. Эти правила проникнуты доброжелательностью, уважением достоинства окружающих. Среди правил – вежливость, деликатность, тактичность, скромность, простота.

    Взаимопонимание и взаимопомощь, взаимная требовательность и нравственная надежность – стержень культуры общения в студенческом коллективе.

    Характерные особенности общения молодежи проявляется в искренности, естественности и непринужденности поведения, непосредственности открытости душевного мира, стремления к взаимопониманию и чистосердечности в отношениях друг с другом. Но, к сожалению,  в студенческой среде можно встретить людей манерных, развязных, грубых. Это связано с недостаточной внутренней культурой, ограниченностью духовных запросов, эгоизмом.


    Этикет студента подкрепляется этикой его взаимоотношений с другими людьми, в свободное время


    Этика студента – существенная предпосылка овладения будущим специалистом требованиями профессиональной морали.

    Преподаватель уважает студента обязательного, добросовестного, целеустремленного. Можно ли говорить об уважении к студенту, который не утруждает себя посещением занятий, не стремится к глубоким знаниям, а ограничивается позицией «середняка»? Конечно,  нет. Поэтому неоднозначны и возникающие конфликты преподавателей со студентами.
    Нужно отдать должное тем студентам, которые признают, что конфликты часто возникают и по их вине: не мотивированные попуски учебных  занятий, низкий уровень дисциплины, запущенность в усвоении изучаемого материала и как следствие – слабые знания, нежелание учиться.
    Преподаватель для студента – наставник. Соблюдение чувства меры, такта, душевной деликатности – требование культуры взаимоотношений студента и преподавателя.


    ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
    Общение с преподавателями, безусловно, отличается от разговоров со сверстниками. Обычно диалоги возникают на семинарах и касаются материала изучаемого предмета, но если вы хотите поговорить лично, то нужно узнать несколько правил.

    С преподавателем нужно общаться уважительно, отдавая отчёт, что от этого человека не только зависят ваши оценки, но и просто старше вас.

    Не перебивайте во время разговора, шутите уместно, если вы с чем-то не согласны, спокойно высказывайте свои возражения.

    Будьте компетентны в обсуждаемых вопросах. Возможно, вам следует сначала ознакомиться с темой, которую вы хотите поднять, чтобы не ставить себя в неловкое положение.

    К сожалению, многие высшие учебные заведения на сегодняшний день становятся коммерческими, вопросы денег всё чаще встают между студентом и преподавателем. Однако во всех имеющихся уставах для студентов понятия взяточничества и подкупа являются неприемлемыми, поэтому предложение денег за повышение или определения отметки за экзамен или реферат просто не этично и у порядочных студентов не должно возникать. Учитесь своими силами, это действительно достойно уважения.

    Культура поведения студента– основа его воспитания
            Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом наших детей в учебное заведение. Еще в школе закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать уже сформировавшихся подростков, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить своих детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. Личный опыт общения еще очень беден, подросток часто может быть неучтивый лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения. Только за то поведения человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости. Надо отметить, что у многих студентов заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знаний соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил.

    Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Иными словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.

          Основные методы работы над правилами - разъяснение и приучения, организация жизни подростков в соответствии с требованиями правил.

          Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведения. Подросток постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыки и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным - значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание подростка своего поведения происходит постепенно под руководством педагогического коллектива, под влиянием общественного мнения коллектива,  родителей.

    На следующее занятие, вам нужно будет разбиться на 3 команды и придумать название к каждой команде






    написать администратору сайта