Этика в техническом творчестве
Скачать 49.12 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет экологии и химической технологии Кафедра химической технологии топлива Реферат по дисциплине «Основы технического творчества» на тему: «Этика в техническом творчестве» Выполнил: студент группы ТХВ-13 Островский С. В. Проверил: Кипря А.В Донецк 2015 г. ОглавлениеВведение 3 1.Теоритические основы метода синектики 4 1.История синектического исследования творческой деятельности 4 2.Понятия и идеи синектики 6 3.Операторы синектики 8 2.Примеры решения задач методом синектики 12 1.Демон Максвелла 12 2.Демон Лапласа 13 3.Застежка - липучка Де Местраля 14 Заключение 15 Список использованных источников 16 ВведениеСлова которыми пользуется поет, или вещи, которые использует изобретатель, - это самые обычные слова и вещи. Новизна заключается в их взаимосвязи. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности. Синектика – это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые не похожие, каким-то образом связанны друг с другом, физически, психологически и символически. Синектика – это процесс открытия или создания новых связей, синтеза новых идей и решений. В настоящее время значимость метода синектики при решении возможных задач маркетологами, предпринимателями и т.д. возрастает, что делает синектику очень актуальной и полезной темой для рассмотрения. Целью данной работы является описание основных понятий, идей и терминов метода синектики. Задачами данной работы являются изложение истории создания метода, описания основных понятий и операторов синектики, а также представление примеров успешного применения метода на практике известными учеными и изобретателями. Основой для написания данной работы послужила книга Уильяма Гордона «Синектика: Развитие творческой способности».
Начало исследований в области синектики относятся к 1944 году, когда американский ученый и исследователь Уильям Гордом с рядом единомышленников начал серию наблюдений над индивидуальным творчеством. Изобретатель, который был предметом этих исследований, решал проблему по конструированию нового высотомера – альтиметра для самолета и одновременно описывал происходящий в нем психический процесс, наговаривая на диктофон свои размышления. Заметим, что подобный эксперимент очень сложен, а результаты его могут быть неоднозначны. Гордон приводит некоторые выдержки из этих записей. Весьма интересен момент, когда изобретатель не осознавая того, формулирует к высотомеру требование идеальности: «Я выброшу остальное содержимое и посмотрю только на пружину. …конечно, самое элегантное решение было бы иметь циферблат… без шестеренок… Это, конечно невозможно, но все-таки, как сама пружина делает все?». В результате проведенного исследования были выявлены взаимосвязанные психологические положения. В 1945 году было положено начало серии интервью с людьми искусства и науки с целью определения того, испытывают ли они аналогичные психологические состояния. Интервьюированные подтвердили, что они узнавали те психологические состояния, которые описал изобретатель, хотя никогда этого не осознавали. После того, как результаты опроса были обобщены, стало очевидным, что четыре аспекта психологического процесса: вовлечение, отделение, размышление и автономия объекта достаточно универсальны для экспериментальных попыток. Дальнейшие исследования проводились в Гарвардской лаборатории подводной акустики с группами, работающими над проблемами гидродинамики и акустики. Определенные трудности в понимании вызвала рекомендация группе по вовлечению в проблему. Через некоторое время этот принцип был сформулирован следующим образом: «Я нахожусь прямо внутри этой проблемы. Мои уши, глаза и руки – ее элементы». После завершения этих экспериментов у исследователей возник интерес к сходству творческих процессов в искусстве и в науке. В 1948 году был организован Рокпульский эксперимент с группами художников. Интерес объяснялся уверенностью в том, что новые данные могут быть получены от наблюдения процессов творчества художников, поскольку художники более членораздельно выражали свои мысли относительно их подсознательной субъективной умственной деятельности. В ходе этого исследования члены группы завоевали много призов за картины, графику и скульптуру. Почти все члены группы сделали карьеру в области искусства и стали хорошо известны в своих кругах. Рокпульсикй эксперимент не обнаружил новые положения творческого процесса. Однако он обнаружил важную процедуру самого научного исследования, связанного с использованием группы в противоположность индивидууму. Повторные групповые сборы были проведены в Фокпуле. На них стали обнаруживаться определенные нюансы механизмов творческого процесса. В это же время были изучены произведения философов и психологов, автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре и других. В 1949 году был сделан обзор всей имеющейся информации по исследования творческого процесса. Эта работа оказалась небольшой помощью, т. к. большинство из этих исследований были попытками составить тесты для опознания творческих людей. Автобиографические же описания творческого процесса обычно субъективны. В 1952 году была образована оперативная синектическая группа в фирме «Артур Д. Литтл Инкорпорейтед» в Кембридже. Все проведенные синектические сессии записывались на магнитофонную ленту. На этой группе были опробованы конкретные механизмы для решения проблем. К 1956 году были открыты другие механизмы, дополняющие известные и доведены до практического применения. В течении 1956 года была определена роль руководителя в синектический группе. В 1956-1957 наметилось отличие между повторяющиеся психологическими состояниями и операционными механизмами для поддержания этих состояний. 1958 год был посвящен разработки проблемы «делать знакомое незнакомым». Игра с метафорой, по мнению автора, - один из самых плодотворных механизмов, который может быть использован, что бы делать знакомое незнакомым. Когда Кембриджская группа расширила свои научные исследования от отдельных сессий до обучения других групп, появилась необходимость выразить свои мысли в членораздельном виде с тем, что бы обучаемые критиковали и разрабатывали теорию дальше. Так появилась на свет книга Уильяма Гордона «Синектика: Развитие творческой способности», изданная в 1961 году в Нью-Йорке и положившая начало методу синектики.
Синектика - греческое слово. Оно означает соединение различных, даже несовместимых элементов. Идея синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессах изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности. Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода американского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группового мышления", в специально созданной "группе синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового. Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы. В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй человека, способность "включить" эмоции в процессы интеллектуальной совместной деятельности. На это способен не каждый человек. Необходимо использовать специальные тесты для формирования группы. Конечно, не исключаются наличие разнообразных знаний, определенный уровень образования и практический опыт исследовательской деятельности. В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или которая отражает наиболее существенные черты проблемы. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмущение в идеи, понятия, образы и т. д. В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия. Это состояние, во-первых, отрешенности - вовлеченности, во-вторых, откладывания - осторожности, в-третьих, размышления - раскованности, в-четвертых, достижения - удовлетворенности. Первоесостояние характеризуется отчуждением, дистанционированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности. Второе - проявление осторожности в суждениях, отказ от категорических и окончательных выводов, сдержанность в оценках. Третье - ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание различных ситуаций и подходов к решению. Четвертое - ощущение близости рационального решения, удовлетворения совместной деятельностью и ее результатом. Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последовательности, однако всегда существуют в работе синектической группы. В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими действиями психофизиологической активизации. 1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразование проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации. 2. Попытки отрицания существующего понятия, закономерности или закона, отрицания тенденции или принципа. 3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения отождествления или противопоставления, попытка сделать известное неизвестным и наоборот. Эти действия характеризуют операторы синектики или механизм, средства синектической деятельности. Главноевсинектике-добиться превращения некоторых бессознательных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом возникает необходимость. Этому можно научиться и научить. В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален. Группа должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологический престиж.
Операторы синектики - это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы.Их следует отличать от психологических состояний - эмпатия, аффект, вовлеченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний. Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления: • превращение неизвестного в якобы известное; • превращение известного в якобы неизвестное; • превращение неизвестного в известное. Когда возникает проблема, то первым подходом к ее решению всегда является стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему мы это рассматриваем как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда первый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний. Но далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы. В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в другое. Это перенос делается сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. В этом процессе и происходит возникновение нового знания. Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать и поставить проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы. Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества. Для того чтобы превратить известное и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, перевернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности. В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний.Здоровый скептицизм = основа творчества. Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное: • субъективная аналогия; • прямая аналогия; • символическая аналогия; • образная аналогия; • фантастическая аналогия. Рассмотрим каждый из них подробнее. Субъективная аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противоположные силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Безусловно, это не легкая операция, она отражает определенные стороны искусства исследовательской деятельности, способности творческого воображения, индивидуальные особенности личности. Но практика показывает, что при некоторых обстоятельствах и при определенном классе проблем это может быть очень продуктивной операцией поиска решений и исследования. Такой оператор помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их - это значит увеличить вероятность решения проблемы. Можно привести такой пример субъективной аналогии из области исследования системы управления. Исследователь представляет в своем воображении систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При нарастании ее количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, звеньев, отделов и пр. Неумеренное накопление информации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация подобна воде в период весеннего паводка - мутная, грязная, засоренная. Исследователь, воображая такую ситуацию, отождествляет себя с щепкой, плывущей в мутной воде, и остро ощущает опасность, возникающую во всей системе движения информации, т. е. в системе управления. Он пытается переплыть из одного потока в другой, ищет необходимый островок, думает: "Где и как можно укротить стихию, как перестроить систему управления, чтобы упорядочить это захлестывающее движение?" Такой прием субъективной аналогии возбуждает мысли и чувства, стимулирует поиск и, что самое важное, будит интуицию, включает ее потаенные механизмы. Аналогичный пример можно привести и из области, скажем, исследования инфляционных явлении: угроза банкротства. А разве менеджер, обдумывающий стратегию развития, не может перевоплотиться в птицу, летящую осенью на юг, распределяющую свои силы и определяющую направление и ориентиры для передышки. А некоторым, может быть, ближе аналогия с движением самолета или космического аппарата. Все это определяется субъективными качествами исследователя. Этот оператор можно использовать не только в регулировании индивидуальной творческой деятельности. Наибольший эффект он может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивируется и включается в групповое воображение. Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знании или процессов, ситуации, проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобии и тождества, переносе параметров с одного объекта на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникала идея кибернетики Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь широкое образование, разносторонние знания, богатые творческие интересы Специалист узкопрофильной подготовки и сугубо специализированной деятельности, как правило, ограничен в возможностях успешного использования прямой аналогии, потому что он не может выйти за границы своей специализации, посмотреть на проблему с позиции другой области знании, квалифицированно перенести свойства одного явления на другое. В этом польза широкой образованности. Конечно, понятие образованности не тождественно поверхностности понимания окружающей действительности.Не "понемногу обо всем и ничего о конкретном", а "главное о многом и все о конкретном" — вот формула образования современного менеджера исследовательского типа. Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поиском тождеств среди явлений окружающего мира. Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма. Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление - насилие. Отсюда возникает потребность более глубокого понимания того, что такое управление. Иначе: управление - пламя. Здесь возникает ощущение теплоты, света, маяка, фактора объединения людей, общности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельности людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Как изменяются свойства управления и почему? Каково разнообразие его типов? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия. Подобный эксперимент символической аналогии можно провести с любой категорией науки управления и увидеть посредством таких операций новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в известном. А именно это и нужно исследователю. Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет нам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта. Соединение субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор = образную аналогию. Ее особенность заключается в превращении первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом - критерием, с образом функционального тождества, образом - развития и т. д. В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру","Государство - это я" (Людовик XVI), "Экономика - это среда обитания человека", "Информация - это поле коммуникаций людей" и т.д. Фантастическая аналогия отличается предельной свободной оперирования символами, образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, которые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, управление (менеджер) только мешает работать, современная техника уничтожает человека, чем совершеннее управление, тем оно опаснее для природы и т. д.
Демон Максвелла - мысленный эксперимент 1867 года, и даже его главный персонаж - гипотетическое разумное существо микроскопического размера, придуманный Джеймсом Максвеллом с единственной целью проиллюстрировать некий парадокс Второго начала термодинамики. Что-бы решить парадокс Максвелл представил будущее устройство как маленького демона, которого позже необходимо было бы заменить на механический прототип. Мысленный эксперимент вот в чем: предположим сосуд с газом разделенный непроницаемой перегородкой на правую и левую части. В перегородке отверстие с «охранником» (Демон Максвелла), что позволяет пролетать быстрым (горячим) молекулам газа, только с левой части сосуда в правую, а медленным (холодным) молекулам - только с правой части сосуда в левую. Тогда, через большой промежуток времени, горячие молекулы будут в правом сосуде, а холодные - в левой. Итак, выходит, что Демон Максвелла позволяет нагреть правую часть сосуда и остудить левую без дополнительного подвода энергии к системе. Энтропия системы, что с правой и сколько с левой части сосуда, в начальном состоянии больше, чем в конечном, что противоречит термодинамическому принципу не убыванию энтропии в замкнутых системах. Парадокс разрешается, если рассмотреть замкнутую систему, которая включает в себе Демона Максвелла и сосуд. Для функционирования Демона Максвелла необходима передача ему энергии от постороннего источника. За счет этой энергии и производится разделение горячих и холодных молекул в сосуде, то есть переход в состояние с меньшей энтропией. Механическая реализация демона позже представила собой храповик и собачку. С развитием теории информации было установлено, что измерения могут повлечь изменения увеличение энтропии при условии, что оно является термодинамично обратным. Но в этом случае демон должен запоминать результаты измерения скоростей. Поскольку память конечная, в этот момент демон вынужден стирать старые результаты, что производит в остальном к повышению энтропии всей в системы в целом.
Демон Лапласа - мысленный эксперимент 1814 года, предложенный французским математиком Пьеорм-Симоном Лапласом. Собственно Лаплас с помощью фантастической аналогии предложил решение поставленной задачи. Главный персонаж этого эксперимента = выдуманное разумное существо (демон), способное, восприняв это в любой данный момент времени ситуацию и скорость каждой частицы во Вселенной, узнавать ее эволюцию как в будущем, так и прошлом. Лаплас придумал это существо для наглядной демонстрации степени нашей неосведомленности и потребности в статистическом описании некоторых реальных процессов в окружающем мире. Сам Лаплас описывал вид своей идеи так: « Мы можем рассматривать настоящие состояние Вселенной как наследие его прошлого и причину ее будущего. Разум, который в каждый определенный момент времени были бы известны все силы, которые приводят природу в движение и становление всех тел, из которых оно состоит, он был достаточно велик,, что бы подвергнуть эти данный анализу, мог бы охватить единым законом движения наибольших тел Вселенной и малого атома; для такого ума не было бы неясного и не было бы в его глазах точно так же как и прошлое ».
Застежку - липучку изобрел в 1941 году швейцарский инженер и великий любитель туризма Жорж де Местраль. Навел ее на мысль на создание такой застежки репейник, прилипший до шерсти его любимой собаки. Наблюдательный натуралист увидел, что плод репейника имеет миниатюрные гаички, с помощью которых и прилип плотно до шерсти его питомца. С помощью прямой аналогии Местраль создал застежку - липучку, что состоит из двух слоев материала: первый слой был покрыт маленькими щетинками - крючками, другой покрытый невероятно тонкими петельками. Когда один слой прислонялся к другому, крючки цеплялись за петельки и удерживались в этом состоянии. ЗаключениеМозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей. Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной "прозрачности". Кажущаяся свобода действий в рамках методов - это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства. Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод - метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы - пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие. Список использованных источников1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - Дэка. М, 2010. 2. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. М, 2003. 3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 4. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - ГУ ВШЭ. М, 2009. 5. Рогожин С. В., Рогожин Т.В. Исследование систем управления. Учебник. - Экзамен. М, 2011. 6. http://community.livejournal.com/sinectics/. 7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Демон_Максвелла. 8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Демон_Лапласа. 9. http://sinectics.com/. 10. http://www.synecticsworld.com/. |